Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:03, курсовая работа
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:
1) загрязнение окружающей природной среды;
2) ее разрушение;
3) истощение природных ресурсов.
1. Предмет экологического права
2. Понятие, виды и задачи экологического контроля
3. Государственный экологический контроль
4. Ведомственный и производственный экологический контроль
5. Общественный экологический контроль
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
1. Предмет экологического права
2. Понятие, виды и задачи экологического контроля
3. Государственный экологический контроль
4. Ведомственный и производственный экологический контроль
5. Общественный экологический контроль
Заключение
Список используемой литературы
Экологическое
право – одна из отраслей права,
регулирующая общественные (экологические)
отношения в сфере
Из
общей экологии можно выделить важную
часть, называемую социальной экологией
– учение о взаимодействии общества
с окружающей его природной средой
обитания. Предметом социальной экологии
является именно природная (но не окружающая)
среда. В социальную экологию составной
частью входит правовая экология. Под
ней понимается совокупность норм,
регулирующих общественные (экологические)
отношения в сфере
Экологическое
право – совокупность норм, регулирующих
общественные (экологические) отношения
в сфере взаимодействия общества
и природы в интересах
Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:
1)
загрязнение окружающей
2) ее разрушение;
3) истощение природных ресурсов.
Загрязнение
природной среды – это физико-
В
основном, большой урон природе наносят
транспорт и металлургические предприятия.
Основным источником загрязнения атмосферы
углекислым газом являются тепловые
электростанции, металлургические заводы
и транспорт. Большая концентрация
данного вещества, в конце концов,
может привести к возникновению
парникового эффекта, одними из следствий
которого могут стать опустынивание
земель и разрушение озонового слоя.
В результате неконтролируемого
выброса в воды мирового океана различных
отходов происходит уничтожение
планктона, который обеспечивает атмосферу
кислородом. Из-за нерационального
использования земли миллионы гектаров
плодородной почвы превратились
в безжизненную пустыню. Все это
происходит из-за недостатков организационно-
Огромную роль в охране окружающей среды играют международные природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.
Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:
- приоритет охраны жизни и здоровья;
- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов;
-
рациональное использование и
воспроизводство природных
- законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;
-
гласность в работе
На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое право.
Экологический
контроль – важнейшая правовая мера
обеспечения рационального
Ранее
подчеркивалось, что функция экологического
контроля выполняется и при
Представляется
необоснованным включение в систему
экологического контроля государственной
службы наблюдения за состоянием окружающей
природной среды (ст. 68 Закона «Об
охране окружающей природной среды»),
поскольку наблюдение – самостоятельная
функция государственного управления
охраной окружающей среды. Причём, в
отличие от государственной экологической
экспертизы или экологического лицензирования,
выполняющих функции контроля, мониторинг
не выполняет такой функции, мониторинг
– пассивная функция
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор.
Под
экологическим контролем
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При
этом некоторые государственные
органы осуществляют одновременно и
контроль, и надзор. Различие между
этими видами деятельности уловить
трудно. Так, в соответствии с Законом
РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении
единства измерений» таким органом
является Государственная
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.
- Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
- Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
- Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В
природоохранительной практике России
выделяются следующие виды
экологического контроля: государственный,
ведомственный, производственный, общественный.
Критериями такой классификации являются
субъект, от имени которого проводится
контроль, и сфера действия контроля.
3.
Государственный экологический
контроль
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится право:
-
посещать предприятия,
-
проверять работу очистных
-
устанавливать нормативы и
-
назначать государственную
-
требовать устранения
-
принимать решения об
Для
решения круга задач, установленных
действующим законодательством
в рамках экологического контроля,
потребовалось объединение
Общеэкологический
контроль относиться к компетенции
высших звеньев государственной
системы управления, которые наряду
с другими функциями, осуществляют
функции государственного управления
и контроля в области охраны окружающей
среды и рационального
Действующим
законодательством федеральным
органом власти предоставлено право
не только, осуществлять государственный
контроль за рациональным использованием
и охраной природных ресурсов,
но и устанавливать порядок его
проведения. К компетенции субъектов
РФ отнесено осуществление государственного
экологического контроля. Такие правовые
положения предусмотрены
Информация о работе Понятие, виды и значение экологического контроля