Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:03, курсовая работа
Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.
Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это:
1) загрязнение окружающей природной среды;
2) ее разрушение;
3) истощение природных ресурсов.
1. Предмет экологического права
2. Понятие, виды и задачи экологического контроля
3. Государственный экологический контроль
4. Ведомственный и производственный экологический контроль
5. Общественный экологический контроль
Заключение
Список используемой литературы
Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.
По
всем видам природных ресурсов в
целом организация и
Специфика
отраслевых государственных органов
заключается в том, что в сфере
их компетенции относиться один вид
природных ресурсов. Роскомзем следит
за охраной и рациональным использованием
земель, Роскомвод - водных ресурсов, Рослесхоз
- лесов и т.д.. В некоторых случаях
сферу интересов отдельных
Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.
В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом, является предписание об устранении экологического правонарушения, которое подготавливается на основании ст. 70 Федерального закона « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РФ об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.
К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.
Сущность
ведомственного экологического контроля
заключается в основном в обеспечении
центральными органами исполнительной
власти РФ и субъектов РФ выполнения
правовых требований по рациональному
природопользованию и охране окружающей
среды подведомственными
Функции
по проведению ведомственного контроля
предусматриваются, как правило, положениями
о центральных государственных
органах. Например, в соответствии с
Положением о Министерстве топлива
и энергетики РФ, утвержденным постановлением
Правительства РФ от 27 января 1996 г.,
в области обеспечения
Подчеркнем,
что ведомственный контроль проводится
также министерствами и ведомствами,
осуществляющими управление природопользованием
и охраной окружающей среды, –
Министерством природных
На
вопрос о том, осуществляется ли ведомственный
контроль только государственными органами
либо он может проводиться также
негосударственными структурами федерального
или территориального уровня, имеющими
в своем ведении объекты, являющиеся
субъектами права окружающей среды,
ответ может быть положительным.
Такие структуры также
Содержание ведомственного контроля определяется рядом факторов:
1) спецификой отрасли;
2)
экологически значимыми
3)
конкретными правами и
Сферой
производственного
Содержание
производственного контроля зависит
прежде всего от специфики предприятия.
Экологический контроль проводит руководитель
предприятия, руководители функциональных
служб (главного инженера, энергетика,
технолога, механика и др.) и производственных
подразделений. Потенциально наиболее
полезным может быть контроль, осуществляемый
экологическими службами. Правда, в
целях экономии и в силу недооценки
важности данного направления
Главной задачей производственного экологического контроля является проверка:
а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию;
в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.
Федеральный
закон «О радиационной безопасности
населения» устанавливает более
строгие требования к проведению
производственного контроля за обеспечением
радиационной безопасности. Согласно
ст. 11 порядок проведения производственного
контроля определяется для каждой организации
с учетом особенностей и условий
выполняемых ею работ и согласовывается
с органами исполнительной власти,
осуществляющими
Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятиях это, как правило, – руководитель.
С
учетом высокой общественной опасности
некорректного обращения с
Эффективность
ведомственного и производственного
экологического контроля во многом зависит
от взаимодействия с органами государственного
экологического контроля. Пока такое
взаимодействие не развито. Более того,
руководители предприятий и экологические
службы считают своей задачей
защиту интересов предприятия любым
путем, в том числе посредством
сокрытия фактов нарушения экологического
законодательства, представления государственным
органам недостоверных
Сотрудничество
органов государственного, ведомственного
и производственного
5.
Общественный экологический
контроль
В России имеются так же профессиональные союзы, которые в соответствии с Федеральным законом «об охране окружающей природной среды», наряду с другими общественными объединениями могут осуществлять экологический контроль, в настоящее время в большей степени заинтересованы в укреплении финансового положения предприятий. Но как только экономическая обстановка стабилизируется, общественные объединения и организации активизируют свою работу по контролю за исполнением хозяйствующими субъектами природоохранительного законодательства. Определенная работа в этом направлении проводиться уже в настоящее время Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), в аппарате ФНПР имеется отдел по проблемам труда экологии, которым подготовлены методические материалы по осуществлению общественного экологического контроля. По инициативе ФНПР создана информационно - инновационная общественная экологическая ассоциация « Партнеры за устойчивое развитие », к числу основных задач которой относиться координация мероприятий по сотрудничеству общественных организаций и объединений между собой, а так же государственными структурами в части реализации проектов и программ, обеспечивающих экологически устойчивое развитие народного хозяйства РФ.
В
целях расширения, укрепления и развития
правовой базы общественного контроля
проводились слушания, например, по
обслуживанию общероссийского «Положения
об оценке воздействия на окружающую
среду», разрабатывается проект «Положения
об общественном экологическом контроле»,
при подготовке которого учитываются
предложения и замечания
Заключение
В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.
В
соответствии с действующим
наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.
Таким образом, экологический контроль состоит из тесно связанных этапов:
-
Сбор и обработка необходимых
исходных данных. В законе отмечается,
что негативные изменения
Информация о работе Понятие, виды и значение экологического контроля