Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 14:06, контрольная работа
Принципы экологической экспертизы
Введение
1. Принципы экологической экспертизы
2. Субъекты и объекты экологической экспертизы
3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
4. Права и обязанности экспертов
5. Правовой статус заключения
6. Виды экологической экспертизы
7. Источники права
Заключение
Контрольная
работа
По экологическому
праву
Тема: Порядок
проведения государственной экспертизы.
Челябинск 2010
Содержание:
Введение
1. Принципы экологической
экспертизы
2. Субъекты и объекты
экологической экспертизы
3. Порядок проведения
государственной экологической экспертизы
4. Права и обязанности
экспертов
5. Правовой статус
заключения
6. Виды экологической
экспертизы
7. Источники права
Заключение
Список литературы
Введение
В России основным составляющим системы экологической оценки является экологическая экспертиза, организуемая государственными природоохранными органами. Экологическая экспертиза основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадиях ее осуществления.
Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей.
То есть оценка хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального природопользования и определение возможности реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. №174-ФЗ, который вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламентом проведения государственной экологической экспертизы и Положением о нормах оплаты труда членов экспертных комиссий составляет нормативную правовую основу процесса проведения государственной экологической экспертизы.
В развитие Федерального закона «Об экологической экспертизе» многие территориальные комитеты разрабатывают нормативно-правовые и инструктивно-методические документы уровня субъекта Федерации.
Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом «Об экологической экспертизе» исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы закреплено за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами.
На федеральном уровне государственную экологическую экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ, на уровне субъектов РФ - Министерства природных ресурсов субъектов РФ (областей и краев) и их подразделения - Комитеты по охране окружающей среды (областные и краевые).
Передача полномочий по проведению государственной экологической экспертизы субъектам Российской Федерации указанным законом не предусмотрена. Статьей 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация и проведение государственной экологической экспертизы отнесены к исключительным полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Концептуальное положение о закреплении исключительного права на проведение государственной экологической экспертизы за федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области охраны окружающей среды, и его территориальными органами учитывается в таких законодательных актах, как Водный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации; федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», «О мелиорации земель», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об уничтожении химического оружия», «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах, регламентирующих организацию и проведение государственной экологической экспертизы, общественной экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду, и ряде отраслевых документов.
В 1996 г. Правительством РФ утверждено «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
Более подробно
порядок ее проведения регулируется «Регламентом
проведения государственной экологической
экспертизы», утвержденным Госкомэкологией
РФ в 1997 году. Регламент определяет порядок
представления документации на экспертизу
и требования к ней, порядок формирования
и работы экспертной комиссии, разграничение
ответственности между экспертами - членами
комиссии и специально уполномоченным
органом, порядок утверждения заключения
государственной экологической экспертизы.
1. Принципы
экологической экспертизы
Они сформулированы
в ст. 3 Федерального закона «Об экологической
экспертизе». В Комментарии к нему разъясняется,
что:
а) принцип потенциальной
экологической опасности любой намечаемой
хозяйственной или иной деятельности
означает, что при оценке материалов, поступивших
на экспертизу, эксперты исходят из возможности
причинения вреда окружающей среде при
реализации любого объекта и должны проверить,
насколько учтены виды и масштабы возможного
вреда, предусмотрены меры по его недопущению;
б) обязательность
проведения экологической экспертизы
до принятия решения о реализации объекта
означает, что заказчик планируемой деятельности
обязан представить необходимые материалы
на экспертизу, а орган, ее осуществляющий,
- принять их, организовать и провести
экспертизу;
в) комплексность
оценки воздействия на окружающую природную
среду хозяйственной и иной деятельности
и ее последствий требует учета всех обстоятельств
в их взаимосвязи, разных видов возможных
отрицательных последствий реализации
объекта;
г) обязательность
учета требований экологической безопасности
-принцип, имеющий частное значение, поскольку
такого рода требования представляют
собой часть экологических правовых предписаний,
хотя в отношении некоторых групп объектов
(опасных промышленных, атомной энергетики
и пр.), с одной стороны, удобно выделять
группу таких требований и юридически
определять соответствие им проекта, с
другой - увязывать их с иными документами
и процедурами (декларацией промышленной
безопасности, заявлениями о безопасности
и т. п.);
д) принцип достоверности
и полноты информации, представляемой
на экологическую экспертизу, воплощается
в обязанностях заказчика представить
такую информацию, в праве экспертов затребовать
дополнительную информацию, в отказе на
дачу экспертного заключения по неполным
или недостоверным материалам;
е) принцип независимости
экспертов при осуществлении ими своих
полномочий означает, что никто не вправе
вмешиваться в их работу, т. е. эксперт
свободен в оценках и выводах, выборе методов,
принятии промежуточных и окончательных
решений;
ж) принцип научной
обоснованности, объективности и законности
заключений экологической экспертизы
М. М. Бринчук считает одним из основных,
подчеркивая, что оценки экспертов должны
соответствовать уровню современного
развития законодательства и науки, базироваться
на беспристрастных и объективных мнениях
специалиста;
з) принцип гласности,
участия общественных организаций (объединений),
учета общественного мнения при проведении
экологической экспертизы налагает на
экспертный орган обязанности по информированию
граждан, средств массовой информации,
других заинтересованных субъектов о
результатах конкретных экспертиз и о
своей деятельности в целом, устанавливает
порядок проведения общественной экологической
экспертизы и правовой статус заключения;
и) наконец, принцип
ответственности воплощен в нормах гл.
YII Закона, подробно определяющих круг
субъектов, виды правонарушений в данной
области. Следует отметить, что в целом
принципы государственной экологической
экспертизы находят свое отражение в конкретных
нормах, что свидетельствует о продуманности
данного Закона и достаточно высоком уровне
юридической техники.
Государственная
экологическая экспертиза может быть
проведена по инициативе отдельных ученых
или научных коллективов. Ее заключение
носит информационный характер.
Экологическая
экспертиза включает в себя: сбор информации,
ее обобщение, рассмотрение материалов
на комиссии, оценку материалов экспертизы
и составление заключения.
Основные принципы
экологической экспертизы сформулированы
в Законе «Об охране окружающей среды».
Несмотря на то, что они относятся к государственной
экспертизе, их необходимо использовать
в любой эколого-экспертной деятельности.
Государственная экологическая экспертиза
должна строиться на обязательности, научной
обоснованности, независимости и вне ведомственности
при широкой гласности и участии общественности.
Принцип обязательности
в государственной экологической экспертизе
имеет два значения: во-первых, обязательность
проведения ее в тех программах, проектах,
сооружениях, которые способны оказать
негативное влияние на окружающую среду
или здоровье человека. Это значит, что
финансирование и осуществление работ
по данным проектам и программам может
быть разрешено вышестоящими органами
только после положительного заключения
государственной экспертизы. Во-вторых,
обязательность выполнения тех выводов,
которые содержатся в заключении экспертизы.
Принцип научной
обоснованности означает, что выводы экологической
экспертизы должны быть обоснованными
и научно аргументированными, базироваться
на принципах охраны окружающей природной
среды, и прежде всего, на научно обоснованном
сочетании экологических и экономических
интересов, обеспечивающих приоритет
охраны жизни и здоровья человека, реальные
гарантии прав человека на здоровую и
благоприятную для жизни окружающую среду.
Экологическая
экспертиза проводится на твердой законодательной
основе. Для ее проведения используют
Закон РФ «О государственной экологической
экспертизе», ведомственные инструкции
МПР России, имеющие обязательное значение
для всех министерств и ведомств.
Независимость
и вневедомственность экологической экспертизы
призваны обеспечить свободу заключения
эколого-экспортной комиссии по результатам
работы. Она должна руководствоваться
только фактами, научными принципами их
обоснования и действующими законами.
Экологическая экспертиза должна отстаивать
принципы охраны окружающей природной
среды, а не интересы отдельного ведомства
или группы людей.
Широкая гласность
о существовании опасного объекта, назначении
по нему экологической экспертизы являются
обязанностью государственных органов
охраны окружающей природной среды. Обязательным
является также широкое и своевременное
информирование этими органами населения
об экологической обстановке. Гласность
экологической информации также тесно
связана с привлечением общественности
к участию в проведении экологической
экспертизы. Формы такого участия могут
быть различными: рассмотрение предложений
граждан или общественных объединений
о проведении экологической экспертизы
вредного объекта; включение представителей
общественности, прессы в состав экспертных
комиссий; ознакомление общественности
(населения) с результатами экологической
экспертизы; проведение референдумов.
Законодательная основа участия общественности
и граждан в назначении и проведении экологической
экспертизы заложена в Законе РФ «Об охране
окружающей среды».
2. Субъекты
и объекты экологической экспертизы
Субъектами государственной
экологической экспертизы должны выступать
три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказчиком является
властная государственная структура,
наделенная правом назначать подобную
экспертизу.
Подрядчиком является
исполнитель задания по экологической
экспертизе. Им могут быть как отдельные
специалисты, так и целые научно-исследовательские
институты. Экспертиза может выполняться
комиссией, состоящей из специалистов,
подобранных и назначенных компетентным
органом.
Потребителем в
данной системе общественных отношений
выступает предприятие или организация,
являющаяся собственником объекта, ставшего
предметом экспертного анализа.
Информация о работе Порядок проведения государственной экспертизы