Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2011 в 14:06, контрольная работа
Принципы экологической экспертизы
Введение
1. Принципы экологической экспертизы
2. Субъекты и объекты экологической экспертизы
3. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
4. Права и обязанности экспертов
5. Правовой статус заключения
6. Виды экологической экспертизы
7. Источники права
Заключение
Заключение может
быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение является обязательным
условием финансирования и реализации
объекта экспертизы и действует в течение
срока, определенного специально уполномоченным
органом. В законе указаны условия, когда
оно теряет силу (например, в связи с доработкой
и изменением проекта). Отрицательное
заключение влечет ряд правовых последствий:
а) оно означает
запрет на реализацию объекта;
б) предоставляет
хозяйственной деятельности на окружающую
среду в Российской Федерации, определен
перечень объектов, обязательно подлежащих
процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные
проекты энергетики, промышленности, сельского
хозяйства и иные.
6. Виды
экологической экспертизы
По субъекту организации
и проведения экологическая экспертиза
может быть государственной и общественной,
по времени и процедуре рассмотрения -
первичной и повтор-ной (повторная делится
также на добровольную и по решению суда);
по результатам - пришедшей к положительному
и к отрицательному заключению.
Ответственность
за нарушение законодательства об экологической
экспертизе. Она установлена гл. YII Закона
«Об экологической экспертизе». В ст. 30
даны перечни составов нарушений, разделенные
на группы в зависимости от субъекта, совершившего
противоправное деяние. Таковыми являются:
заказчики, руководители специально уполномоченного
органа в области экологической экспертизы
и руководители экспертных комиссий, эксперты,
должностные лица органов исполнительной
власти, надзора и контроля, органов местного
самоуправления, банковские организации,
их должностные лица, иные юридические
лица и граждане. В числе составов нарушений
указаны фальсификация материалов, принуждение
эксперта к подготовке заведомо ложного
заключения, нарушение порядка формирования
экспертной комиссии, фальсификация выводов
заключения, незаконный отказ от государственной
регистрации заявлений о про ведении общественной
экологической экспертизы, финансирование
и кредитование реализации объекта без
положительного заключения и др.
Следует отметить,
что в КоАП РСФСР нормы об административной
ответственности за такого рода нарушения
отсутствовали, но в КоАП РФ они предусмотрены,
хотя и не в полном объеме (ст. 8.4). В УК РФ
ответственность за нарушение законодательства
об экологической экспертизе может наступать
по ст. 246, конечно, при наличии всех прочих
оснований.
В литературе высказаны
предложения о возможных вариантах решения
вопроса, связанного с сохранением роли
и обеспечением эффективности выполнения
задач экологической экспертизы. Включение
ее в число функций Министерства природных
ресурсов РФ - крупнейшего природопользователя,
вызывало обоснованные опасения. Так,
Ю. Р. Храмова предлагала четыре варианта
решения проблемы:
1) образование комиссии
по экологической экспертизе при Президенте
РФ;
2) создание экологического
надзора при Президенте РФ, который наряду
с иными функциями будет заниматься и
государственной экологической экспертизой;
3) образование агентства
по экологической экспертизе;
4) восстановление
статус-кво, т. е. прежней системы.
В результате реформы
системы и структуры федеральных органов
исполнительной власти данный вопрос
решен иначе: создана некая «отдаленность»
между сориентированными на выполнение
задач по управлению имуществом органами,
т. е. агентствами, и органами, осуществляющими
надзор (в данном случае это Федеральные
службы по надзору в сфере природопользования
и по экологическому, технологическому
и атомному надзору). Правда, первая структура
находится в ведении МПР России, а вторая
- Правительства РФ.
Помимо экологической
экспертизы существуют и иные виды экспертной
деятельности. К ним относятся: ведомственные
экспертизы (промышленной безопасности
и рационального использования недр; использования
и охраны водных объектов и т. п.); обследования
(почвенные, геоботанические и проч.); испытания
(например, пестицидов); исследования (эколого-токсикологические);
заключения (санитарно-эпидемиологические
и др.); расследования (например, причин
инфекционных заболеваний животных и
растений). Указанные виды экспертных
работ следует отличать от экспертиз,
проводимых в рамках уголовного или гражданского
судопроизводства, административного
производства - при разрешении конкретного
дела, поскольку статус, юридическое значение
и другие характеристики здесь иные, хотя
методы и приемы, применяемые экспертами,
могут совпадать.
7. Источники
права
К ним относятся:
Федеральный закон «Об экологической
экспертизе» от 23 ноября 1995 г.; утвержденное
постановлением Правительства РФ Положение
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы от 11 июня 1996
г., утвержденные приказами Госкомэкологии
(Минприроды РФ) Регламент проведения
государственной экологической экспертизы
от 17 июня 1997 г., Положение о порядке определения
стоимости проведения экологической экспертизы
документации от 22 апреля 1998 г.; Положение
об оценке воздействия на окружающую среду
от 16 мая 2000 г., Требования к материалам,
представляемым на государственную экологическую
экспертизу для отнесения отдельных участков
территории Российской Феде-рации к зонам
чрезвычайной экологической ситуации
или экологического бедствия от 28 марта
1996 г., Инструкция по экологическому обоснованию
хозяйственной и иной деятельности от
29 декабря 1995 г.
Заключение
Экологическая
ситуация в Российской Федерации может
быть стабилизирована и улучшена только
путем коренного изменения ориентации
социально-экономического развития страны,
формирования новых ценностных и нравственных
установок, пересмотра структуры потребностей,
целей, приоритетов и способов деятельности
человека. Это требует реализации целого
комплекса радикальных политических,
социально-экономических, законодательных,
технологических мер. При этом важно и
необходимо соблюдение принципа разумных
компромиссов при разрешении возникающих
конфликтов между необходимостью соблюдения
экологических регламентаций и ограничений
и потребностями развития хозяйственной
сферы.
При формировании
рыночных отношений для охраны окружающей
среды и рационального природопользования
необходимо развитие и активное использование
экономического механизма в сфере взаимодействия
общества и природы.
Государственная
экологическая экспертиза - установление
соответствия намечаемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям,
определение ее допустимости в целях предупреждения
возможных неблагоприятных воздействий
на окружающую среду и связанных с ними
социальных, экономических и иных последствий.
Список
литературы
1. Дубовик О. Л. Экологическое
право в вопросах и ответах: учеб. пособие.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 312 с.
2. Современное экологическое
право в России и за рубежом. - М., 2001. - 428
с.
3. Экологическое
право России: учеб. пособие для студентов
вузов / Под ред. Н. В. Румянцева. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М., 2007. - 368 с.
4. Экологическое
право России: Учеб. пособие для студентов
вузов / Н. В. Румянцев, С. Я. Казанцев, Е.
Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 480 с.
5. Экологическое
право: Учебник для вузов / Под ред. В. В.
Курочкиной, В. В. Гучкова. - 2-е изд., перераб.
и доп. -М., 2004. - 390 с.
6. Экологическое право: Учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. - М., 2005. - 286 с.
Информация о работе Порядок проведения государственной экспертизы