Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:42, контрольная работа
Для наиболее полного раскрытия вопроса о правовом режиме охраны и использования атмосферного воздуха необходимо рассмотреть следующие аспекты:
Атмосферный воздух как объект экологических правоотношений;
Право использования воздушным пространством;
Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
Введение
Атмосферный воздух как объект экологических правоотношений
Право пользования воздушным пространством
Правовые меры охраны атмосферного воздуха
Список литературы
Министерство образование Республики Беларусь
Учреждение образования
«Брестский государственный университет
имени А.С. Пушкина»
Юридический
факультет
Контрольная
работа
По дисциплине: Экологическое право
На тему: «Правовой режим охраны и использования
атмосферного воздуха»
Вариант
2
Космович Екатерина Михайловна
Адрес: 225 301
Брестская
обл. г. Кобрин, ул. Дружбы
д. 5, кв. 25.
Брест 2007
Содержание
Введение
Список литературы
Приложение
(практическая часть)
Введение
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, благоприятное состояние которого, составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития республики.
Закон Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха от 10 июля 1997 г. направлен на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного воздействия на окружающую среду.
Закон устанавливает правовые
и организационные основы
норм хозяйственной и иной
деятельности в области
Для наиболее полного раскрытия вопроса о правовом режиме охраны и использования атмосферного воздуха необходимо рассмотреть следующие аспекты:
При этом, исходя из этого, необходимо дать и определение следующим основным понятиям:
- атмосферный воздух
- загрязнение атмосферного воздуха
-
источник загрязнения
-
неблагоприятные
- качество атмосферного воздуха
- природопользование
- и другие
В качестве основных источников при рассмотрении вопроса в области охраны атмосферного воздуха используются:
1.
Атмосферный воздух
как объект экологических
правоотношений
Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, благоприятное состояние, которого составляет естественную основу устойчивого социально-экономического развития республики.
Существующее законодательство
направлено на сохранение и
улучшение качества
экологической безопасности жизнедеятельности человека, предотвращение вредного воздействия на окружающую среду, а также устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха.
Согласно существующему определению, атмосферный воздух - это охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты (ст. 1)2 си. список литературы
Воздействие на атмосферный воздух факторов физической природы (шум, инфразвук, ультразвук, неионизирующие и ионизирующие излучения, вибрация), в величинах превышающих предельно допустимые уровни, оказывают неблагоприятное влияние на организм человека и окружающую среду. Исходя из этого, с целью оптимизации и соответственно рационального подхода использования природных ресурсов, разработан и внедрен в жизнь ряд нормативно-правовых актов и законодательных документов (некоторые из них приведены выше в качестве примера и анализа для рассмотрения данной проблемы). Основными причинами для рассмотрения атмосферного воздуха как объекта экологических правоотношений с учетом современных технологий и развития промышленной инфраструктуры стали:
2.
Право использования
воздушным пространством
Право пользования воздушного пространства как составляющего элемента природной системы представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих правомочия юридического лица в осуществлении пользования и распоряжения на определенных условиях в целях рационального использования и охраны.
Что касается воздушного пространства, согласно ст. 2 Закона, воздушное пространство является собственностью только государства в рамках территориальных границ3. Следовательно, владение и пользование осуществляется уполномоченными государственными органами, юридическими лицами государственной формы собственности. Круг субъектов право пользования ограничен только государственными органами и государственными предприятиями (ст. 3)3.
Хотя согласно Конституции государство не имеет право собственности на атмосферный воздух, тем не менее, оно правомочно контролировать его состояние в рамках воздушного пространства, на что имеет право собственности в границах своей территории1. Поэтому оно осуществляет целый комплекс правоохранительных мер по его целесообразному использованию.
3.
Правовые меры охраны
атмосферного воздуха
Правовая охрана атмосферного воздуха осуществляется на основе издания и применения норм права, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение чистоты, оптимального газового режима воздушного бассейна, и соответственно на сохранение, восстановление и улучшение состояния природных объектов.
Согласно ст. 13 Закона государственное управление в области правового обеспечения охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.2
В соответствии со ст. 14 Закона основными направлениями государственного управления в области правового обеспечения охраны атмосферного воздуха являются:
- формирование и проведение на территории Республики Беларусь единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха;
- принятие законов и иных нормативно-правовых актов Республики Беларусь в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения;
- разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения; установление для субъектов хозяйствования Республики Беларусь ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами;
- определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды;
- определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух2;
- осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории Республики Беларусь (ст. 44)2.
Экономически - правовой механизм охраны атмосферного воздуха включает: планирование и финансирование мероприятий по охране атмосферного воздуха; установление лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредные физические и иные воздействия; установление нормативов платы и размеров платежей за потребление атмосферного воздуха для производственных нужд; установление нормативов платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, энерго- ресурсно-сберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, осуществлении других эффективных мер по охране атмосферного воздуха; возмещение в установленном порядке ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью людей вследствие нарушения требований законодательства.
Экономически – правовой механизм охраны атмосферного воздуха может включать и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь.
Что касается государственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Он имеет своей задачей обеспечить осуществление органами государственного управления и исполнительной власти, юридическими и физическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности мероприятий по охране атмосферного воздуха, выполнение условий выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и других вредных воздействий на него, а также иных правил, установленных законодательством Республики Беларусь об охране атмосферного воздуха.
Информация о работе Правовой режим охраны и использования атмосферного воздуха