Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:19, контрольная работа
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
1. Предмет и метод экологического права.
Экологическое
право — это отрасль
Предмет экологического права — общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др.
Источником основополагающих принципов экологического права является Конституция РФ. Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присущим методом правового регулирования. Поэтому правильнее говорить не о методе экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.
Метод
правового регулирования
Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный и диспозитивный.
Способами воздействия на общественные отношения являются:
для императивного метода — запрет и предписание;
для диспозитивного метода — напротив, способы согласования, рекомендаций.
Эти методы имеют значение для регулирования экологических отношений. Например, для периода господства командно-административной системы характерным был именно императивный метод регулирования экологических отношений. Существовала система запретов и предписаний. Соответственно при переходе к рыночным отношениям расширялось применение диспозитивного метода: предоставлялась большая свобода в производственно-хозяйственной деятельности.
Широкое
применение получает экономический
механизм — в виде платы за использование
природных ресурсов, экономического
стимулирования рационального использования
и охраны окружающей природной среды и
др. Но все же до сих пор преимущественное
значение имеет императивный метод в силу
социальной значимости, необходимости
строгого соблюдения порядка использования
и охраны окружающей природной среды.
2. экологический контроль
В
соответствии с действующим
Экологический контроль состоит из двух этапов. Первый – сбор и обработка исходных данных. Второй – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений. Для решения задач второго этапа сложились две формы экологического контроля – предупредительная и карательная. Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.
Государственный экологический контроль.
Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля. К ним относится право посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и подчинения, знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей; проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; назначать государственную экологическую экспертизу; требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности в случае нарушения экологических требований.
Для
решения круга задач, установленных
действующим законодательством
в рамках экологического контроля,
потребовалось объединение
Общеэкологический контроль относится к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые, наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На федеральном уровне – это контрольное управление в Администрации Президента РФ и Правительства РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ. Действующим законодательством федеральным органам власти предоставлено право не только осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения. К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ «О недрах» и др. В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органам исполнительной власти поручено его осуществление.
Специализированный
экологический контроль выполняется
федеральными министерствами и ведомствами,
а также соответствующими негосударственными
структурами субъектов
Общественный экологический контроль.
Общественные
организации и объединения, в
соответствии с Законом «Об охране
окружающей природной среды», также
могут осуществлять экологический
контроль. Хотя по возможностям получения
информации и применения мер воздействия
на нарушителей природоохранительного
законодательства общественный экологический
контроль уступает государственному,
вместе с тем, он обладает и серьезным
преимуществом – реальной независимостью
от государственных структур и ведомственных
интересов. Вследствие этого, общественный
экологический контроль в большей степени
отражает экологические интересы населения.
3.
Животный мир как объект эколого-правового режима.
Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.
Особенностью
животного мира является то, что данный
объект возобновляем, но для этого необходимо
соблюдение определенных условий, непосредственно
связанных с охраной животных. При истреблении,
нарушении условий их существования определенные
виды животных могут окончательно исчезнуть,
и их возобновление будет невозможно.
И наоборот, поддержание условий существования
животного мира, регулирование численности
животных, принятие мер к разведению исчезающих
видов способствуют их восстановлению
и возобновлению. Животный мир поддается
преобразовательной деятельности человека:
возможно одомашнивание диких животных,
скрещивание и выведение новых видов,
выращивание в искусственных условиях
отдельных видов животных и переселение
их в естественные места обитания.
Особенности государственного
управления эколого-правовым
режимом животного мира.
В соответствии с действующим законодательством в области регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов.
Государственное управление в области эколого-правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира и иными государственными органами. Специально уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны.