Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:19, контрольная работа
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром.
Для
обеспечения охраны и организации рационального
использования животного мира ( ст. 31 Закона)
проводится государственный учет животных
и их использования и ведется государственный
кадастр животного мира, содержащий совокупность
сведений о географическом распространении
видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий,
современного хозяйственного использования
животных и другие необходимые данные.
На основании постановления Совета Министров
СССР от 28 апреля 1984 года “О порядке государственного
учета животных и их использования и государственного
кадастра животного мира”, предусматривающего
необходимость обеспечения мероприятий
по ведению государственного учета животных
и их использования с 1986 года, а ведение
государственного кадастра животного
мира с 1988 года, государственный кадастр
животного мира включает данные государственного
учета животных и их использования по
количественным и качественным показателям,
а также сведения, необходимые для обеспечения
охраны животного мира, планирования,
размещения и специализации охотничьего
и рыбного хозяйства и других отраслей
народного хозяйства, осуществления иных
мероприятий, связанных с использованием
животного мира, оценки ресурсов и прогноза
состояния животного мира, организации
проведения мероприятий по регулированию
численности отдельных видов диких животных.
К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.
Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами.
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.
В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.
Право пользования животным миром и его виды.
Правовой
основой природоохранительной деятельности
государства в данной сфере являются Закон
РСФСР “Об охране и использовании животного
мира”, а также охотничье и рыболовное
законодательство.
Пользователями животного мира (ст. 10 Закона)
могут быть государственные, кооперативные
и другие общественные предприятия, учреждения,
организации и граждане. Они могут осуществлять
следующие виды пользования животным
миром: охоту, рыболовство (включая добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих,
не относящихся к объектам охоты и рыболовства);
в научных, культурно-просвяетительных,
воспитательных и эстетических целях;
использование полезных свойств жизнедеятельности
животных - почвообразователей, естественных
санитаров среди опылителей растений
и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности
животных.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.
Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество, которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.
При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.
Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
Правовая охрана животного мира.
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.
Меры
охраны животного мира зафиксированы
в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают
конкретизацию в других статьях Закона.
Так, требование охраны Среды обитания,
условий размножения и путей миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной
деятельности, а именно: при размещении,
проектировании, строительстве населенных
пунктов, предприятий, сооружений и других
объектов, в совершенствовании существующих
и внедрении новых технологических процессов,
введении в хозяйственный оборот целинных
земель, заболоченных территорий, прибрежных
и занятых кустарником территорий, мелиорации
земель, осуществлении лесных пользований,
проведении геологоразведочных работ,
добыче полезных ископаемых, определении
мест выпаса и прогона сельскохозяйственных
животных, разработке туристических маршрутов
и организации мест массового отдыха населения,
а также при размещении, проектировании
и строительстве железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных
магистралей, линий электропередачи и
связи, каналов, платин и иных гидротехнических
сооружений должно быть обеспечено осуществление
мероприятий по выполнению данного требования
(ст. 23 Закона).
В соответствии со ст. 24 Закона предприятия
и граждане обязаны принимать меры по
предотвращению гибели животных при проведении
сельскохозяйственных, лесозаготовительных
и других работ, а также при эксплуатации
транспортных средств. Без осуществления
таких мер запрещается выжигание сухой
растительности, хранение материалов,
сырья и отходов производства.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
Большое
значение имеет охрана редких и находящихся
под угрозой исчезновения отдельных видов
животных. Такие животные (ст. 26 Закона)
заносятся в Красную книгу. Действия, могущие
привести к гибели этих животных, сокращению
их численности или нарушению среды обитания,
не допускаются. В случае, когда воспроизводство
редких и находящихся под угрозой исчезновения
видов животных невозможно в естественных
условиях, специально уполномоченные
на то государственные органы по охране
и регулированию использования животного
мира должны принимать меры к созданию
необходимых условий для разведения этих
видов животных. Их добывание и изъятие
для разведения в специально созданных
условиях и последующего выпуска на свободу
в научно-исследовательских целях, для
создания и пополнения зоологических
коллекций допускается по особому разрешению,
выдаваемому специально уполномоченными
на то государственными органами по охране
и регулированию использования животного
мира.