Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:18, дипломная работа

Описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..... 5
1.1. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации......... 5
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. 9
1.3. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма................ 12
2. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ.............. 18
Заключение..................................................................................................... 30
Список использованной литературы............................................................. 31

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 39.50 Кб (Скачать документ)

Введение........................................................................................................... 3

1. Бюджетная  система и бюджетное устройство  Российской Федерации..... 5

1.1. Понятие и  сущность бюджетной системы Российской  Федерации......... 5

1.2. Социально-экономическая  сущность бюджета Российской  Федерации. 9

1.3.  Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма................ 12

2. Федеральные  налоги как источник формирования  бюджета РФ.............. 18

Заключение..................................................................................................... 30

Список использованной литературы............................................................. 31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций  и задач.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Совершенствование механизма правового регулирования  налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством  развития конституционных основ  налогообложения, установления все  более четких условий взимания налогов  и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Таким образом, актуальность проблемы развития и совершенствования  механизма налогообложения в  настоящее время определила выбор  темы курсовой работы “Роль федеральных налогов в формировании бюджетов разных уровней”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетная  система и бюджетное устройство  Российской Федерации

1.1. Понятие  и сущность бюджетной системы  Российской Федерации

БК РФ установил  основы бюджетной системы и бюджетного процесса на территории Российской Федерации. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому  обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

БК РФ дает следующее  определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных  бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов”. Под бюджетным  устройством принято понимать организацию  бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система  РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый  уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты  
государственных внебюджетных фондов;

второй  уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий  уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное  устройство РФ определяется ее государственным  устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два  уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующей  территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или Федерации  в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

В разделе II "Доходы бюджетов" БК РФ проводится грань  между налоговым и бюджетным  законодательством, между доходами различных уровней бюджетной  системы.

Состав доходов  бюджетов в определении БК .

К налоговым  доходам относятся предусмотренные  налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы. Суммы предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитываются  в доходах соответствующего бюджета  в пределах лимитов.

К неналоговым  доходам относятся доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности; доходы в виде финансовой помощи и  бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы  РФ; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного  изъятия; доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; иные неналоговые доходы[1].

В БК также регулируются и определяются понятия собственного и регулирующего доходов бюджета.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным  доходам бюджетов относятся:

-         налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов;

-         неналоговые доходы, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

-         безвозмездные перечисления.    

 Финансовая  помощь не является собственным  доходом соответствующего бюджета,  а также бюджета государственного  внебюджетного фонда.

Регулирующие  доходы бюджетов - федеральные и  региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Социально-экономическая  сущность бюджета Российской  Федерации

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование  централизованного фонда денежных средств как обязательного условия  функционирования любого государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов  государственного управления возможность  выполнения ими своих функций, включая  воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в  секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной  внутренней и внешней политики. С  помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и  межтерриториальное перераспределение  ВВП, государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с  плательщиками налоговых и неналоговых  средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения  государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и  расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств  в бюджете позволяет государству  осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с  низкими доходами, решение жилищной проблемы.

При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора  государственного управления отлична  от функций других секторов экономики  и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом  и перераспределении доходов  и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат - с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия  хозяйствования предполагают свободное  движение капиталов и товаров, стихийное  формирование отношений между участниками  воспроизводственного процесса, натуральных  и стоимостных пропорций. При  этом частный капитал не в состоянии  решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство  осуществляет прямое (с помощью законодательных  и иных нормативных актов) и косвенное  социально-экономическое регулирование.

Косвенное регулирование  осуществляется через финансовую и  кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении  являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем  производства, предложение и спрос  на отдельные виды товаров и услуг.

При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли  и предприятия, ни государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные и гарантии по банковским ссудам.

Крупным направлением бюджетной политики и соответственно функций бюджета является использование  бюджетных средств для экономической  и социальной стабильности, создания условий экономического роста, сглаживания  последствий экономических и  финансовых кризисов. При этом все  большее внимание уделяется проблемам  долгосрочного характера, связанным  с научно-техническим прогрессом, структурной перестройкой экономики, накоплением капитала, эффективным  экономическим ростом.

Государственные финансы и их сердцевина - бюджет страны оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые  могут быть использованы для расходов. Изменения этих величин оказывают  существенное влияние на экономическую  ситуацию в стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации