Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 17:18, дипломная работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение........................................................................................................... 3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации..... 5
1.1. Понятие и сущность бюджетной системы Российской Федерации......... 5
1.2. Социально-экономическая сущность бюджета Российской Федерации. 9
1.3. Понятие налоговой системы РФ и налогового федерализма................ 12
2. Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ.............. 18
Заключение..................................................................................................... 30
Список использованной литературы............................................................. 31
Бюджетное устройство России и других европейских стран одинаково предусматривает, что региональные и местные налоги служат только добавкой в доходной части соответствующих бюджетов, главной частью которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов составляет 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, остро встала проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств. В приложении к Указу Президента Российской Федерации от 8.05.96 г. N 685 (в ред. от 25.07.2000 г.) "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" были определены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней.
В местные бюджеты
на постоянной основе поступают доли
некоторых федеральных и
В соответствии со ст.7 этого Закона к собственным доходам местных бюджетов относятся:
- часть подоходного налога с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц) в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть НДС по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
- часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации.
Кроме того, органам
местного самоуправления предоставлено
право получать в местный бюджет
предусмотренные законами Российской
Федерации и законами субъектов
Российской Федерации налоги с филиалов
и представительств, головные предприятия
которых расположены вне
Размеры минимальных
долей федеральных налогов, закрепляемых
за муниципальными образованиями на
постоянной основе, определяются законодательными
(представительными) органами субъекта
Российской Федерации. Расчет долей
федеральных налогов, подлежащих закреплению
за муниципальными образованиями, производится
исходя из общего объема средств, переданных
субъекту Российской Федерации по каждому
из этих налогов. В этих пределах законодательный
(представительный) орган субъекта
Российской Федерации устанавливает
в соответствии с фиксированной
формулой для каждого муниципального
образования доли соответствующих
федеральных налогов, закрепляемых
на постоянной основе, исходя из их среднего
уровня по субъекту Российской Федерации.
Доли указанных налогов
В целом, в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти, что особенно актуально по налогу на прибыль. Как показано выше, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов.
Таким образом,
власти субъектов могли бы проводить
самостоятельную налоговую
В этом случае разрыв между верхним и нижним пределами ставок не должен быть велик, чтобы не создавать очередных оффшоров внутри страны. Например, разрыв мог бы не превышать 5%, хотя, конечно, требуются более детальные экономические расчеты эффекта для каждого региона и страны в целом.
Что касается сбора налогов в федеральный бюджет, то эффективнее сосредоточиться на узком круге налогов (НДС, акцизы, ЕСН, налог на доходы физических лиц, НДПИ). При таких разграничениях эффект в области налоговых сборов будет значителен.
К сожалению, следует
отметить, что кардинальных изменений
в области повышения
Заключение
Обобщая изложенный в курсовой работе материал, можно сделать следующие выводы.
Государственный
бюджет является основным финансовым
планом страны, обеспечивающим образование,
распределение и использование
централизованного фонда
Бюджетная система РФ, согласно БК РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: федерального бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.
Доходы бюджетов, согласно БК РФ, формируются из налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и доходов целевых бюджетных фондов.
В современных
экономических условиях правительство
Российской Федерации стремится
защитить федеральный бюджет от колебаний
рыночной конъюнктуры и создать
определенный запас для достаточно
произвольного маневра
В настоящее
время сохраняется тенденция
формирования доходов федерального
бюджета преимущественно за счет
налоговых доходов. Таким образом,
создавая определенный финансовый запас,
государство создает тем самым
благоприятные условия для
Налоги становятся
наиболее действенным инструментом
регулирования новых
Распределение
налоговых полномочий и ответственности
между центральными и территориальными
государственными структурами выражается
в налоговом федерализме, от организации
которого во многом зависит регулирование
налоговых доходов между
Федеральные налоги
представляют собой обязательные платежи
физических и юридических лиц, которые
устанавливаются высшим органом
законодательной власти федеративного
государства. Поступления от федеральных
налогов зачисляются в
Федеральными налогами являются налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; подоходный налог с физических лиц (согласно главе 23 части второй НК РФ - налог на доходы физических лиц); единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; сбор за использование наименования “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на добычу полезных ископаемых; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; федеральные лицензионные сборы; единый сельскохозяйственный налог; упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Размеры минимальных долей федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов.
В ходе проведенного в курсовой работе исследования влияния федеральных налогов на формирование бюджетов разных уровней (на примере налога на прибыль), я пришла к выводу, что в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти. Как отмечено в курсовой работе, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов.
Что касается сбора
налогов в федеральный бюджет,
то эффективнее сосредоточиться
на узком круге налогов (НДС, акцизы,
ЕСН, налог на доходы физических лиц,
НДПИ). При таких разграничениях
эффект в области налоговых сборов
будет значителен.
Подводя же итог,
можно сказать, что в настоящее
время федеральные налоги играют
главную роль в формировании бюджетов
разных уровней.
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс РФ
2. Налоговый Кодекс РФ
3. Белова Е. Применение бюджетной классификации в 2009 г.
4. Васильев А.А. Актуальные проблемы правового регулирования 2008 г.
5. Васильев А.А. Совершенствование правовых основ финансового (бюджетного) контроля в Российской
Информация о работе Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации