Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Сущность налоговой системы России…………………………………………… 5
1.2.Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……........ 8
2.Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……….............. 16
2.1. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………......................
21
Заключение…………………………………………………………………………… 29
Глоссарий ………………………………….………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………………….. 34
Приложение А………………………………………………………………………... 35
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество, под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметно уменьшилось. Осталось всего 15 официальных налога. Согласно ФЗ РФ от 29 июля 2004 года №95-ФЗ к федеральным налогам и сборам с 1.01.2005 года относятся [7, с. 14]: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; налог на наследование и дарение; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; водный налог.
Первые четыре налога создают основу финансовой базы государства.
Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала; таможенная пошлина; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются «налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес.
Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.
Третий уровень - местные налоги, т.е. налоги муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом».
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.
Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение.
Бюджетное устройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.
По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – во внебюджетные целевые фонды.
Налоговая система РФ выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-
Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Термин «распределение налоговых доходов» в данном случае относится к уровням государственной власти, ответственным за определение ставок и структуры распределения доходов от тех или иных налогов по уровням бюджетной системы, независимо от того, направляются ли указанные налоговые доходы в бюджет этого уровня государственной власти. Применяемым сейчас в России, вариантом распределения доходных полномочий является закрепление некоторой части налоговых полномочий за местными или региональными органами власти, а в случае необходимости, - компенсация недостающих доходов путем закрепления долей от регулирующих налогов либо путем перечисления трансфертов в местный бюджет. Ключевым вопросом при осуществлении подобной схемы распределения доходов является выбор налогов, закрепляемых за местными/региональными органами власти (местных/региональных налогов), а также федеральных налогов, определенная доля поступлений которых зачисляется в региональные/местные бюджеты (регулирующих налогов). В случае закрепления за нижними уровнями власти налоговых полномочий, что позволяет связывать величину налогового бремени и принимаемые расходные решения, местные органы власти в своих действиях руководствуются соображениями вида «затраты-выгоды», что приводит к повышению экономической эффективности.
Следует отметить, что решение проблемы распределения налоговых доходов не сводится к полному закреплению конкретных налогов за местным, региональным или национальным уровнем власти: скорее, результатом ее решения является спектр различных схем закрепления налоговых доходов и налоговых полномочий.
Другими словами, регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного муниципального образования, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам РФ.
Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц).
По субъектам (плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй – налог на доходы, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.
2) на основе декларации - документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него (налог на прибыль).
3) у источника - вносится лицом, выплачивающим доход (налог на доходы физических лиц).
2.1 Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования
В настоящее время Россия находится в конце пути реформы налогообложения. Ее результаты, по замыслу властей, должны в течение ближайших 2 лет создать налоговую структуру с широкой базой по каждому из основных налогов (корпоративный, НДС и на доходы физических лиц) и выйти по широте налоговой базы и уровню дифференциации ставок на один уровень с большинством стран ОЭСР.
Несмотря на определенный подъем эффективности налоговой системы РФ, при осуществлении дальнейшего реформирования налоговой системы следует исходить из факта, что коль скоро Россия является равноправным членом мирового экономического сообщества, необходима перспективная ориентация налоговой системы на приоритетные тенденции развития мировой налоговой политики, - реализацию концепции ее многофункциональности, естественно, с учетом особенностей национальной экономики.
Сегодня налоговые доходы (в процентах к ВВП) в России сопоставимы со странами ОЭСР; улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков; налоговые долги реструктуризируются; реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили систему и уменьшили ставки. В течение ближайших лет Россия, но нашему мнению, способна сформировать налоговую систему, которая может соответствовать всем новым требованиям, предъявляемым к налоговым системам стран ОЭСР, и функционировать на сравнимом с этими странами уровне эффективности получения доходов.
Вместе с тем в рамках дальнейшего развития налоговой системы РФ целесообразно осуществить следующие реформации, способствующие реализации концепции ее многофункциональной направленности:
1. Механизм налогообложения прибыли предприятий должен включать элемент льготирования собственной прибыли, инвестируемой на расширение и техническую реконструкцию производства; необходимо введение дополнительной системы льгот в области обложения прибыли, направляемой на научно-технические разработки, фундаментальные исследования, повышение квалификационного уровня персонала, работы по обеспечению экологической безопасности производства, вложений в деятельность венчурных фирм.
Отметим, что и мировой, и отечественный опыт доказывают: осуществление политики ликвидации налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции налогообложения возможности определять и стимулировать приоритетные наукоемкие направления развития отечественного производства.
Следует подчеркнуть, что в основе реформы 2001 года налога на прибыль лежит не увеличение, а уменьшение остающегося в распоряжении предприятия объема прибыли. У теневиков - добровольное, в виде платы за легализацию своих доходов. У традиционно законопослушных наукоемких предприятий - принудительное, за счет ликвидации налоговых льгот па развитие и модернизацию производства, в научные исследовании и разработки.
2. Для налога на доходы физических лиц целесообразен (по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту (через 4-5 лет) постепенный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан (с установлением на первом этапе двух или трех ставок налогообложения) с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения суммарных отчислений в страховые социальные фонды.
Россия, вводя плоскую шкалу налогообложения, преследовала одну цель - выведение доходов из «тени». Однако эта цель не достигнута, а расслоение населения увеличилось. Если три года назад заработная плата 10% наиболее; оплачиваемых трудящихся превышала заработную плату 10% наименее оплачиваемых в 26 раз, то теперь эта разница приближается к 40 разам.
Необходима дифференциация величины социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов относительно уровня получаемых налогоплательщиком доходов.
3. В целях поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства следует освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.
4. Реформирование системы косвенного налогообложения. В перспективе, по мере экономической стабилизации и перехода к устойчивому экономическому росту и объективному процессу расширения базы обложения НДС, целесообразно снижение базовой ставки российского НДС до 13-16% в соответствии с программой унификации этого налога на территории Европы. Уже с 1 января 2004 года ставка НДС в России понижена до 18%.
Усиление косвенного налогообложения не должно идти чисто фискальным путем, то есть ограничиваться копированием опыта развивающихся стран, а максимально учитывать и другие, особенно производственно-стимулирующую, функции налогообложения.
Для России учет стимулирующей производство функции при усилении косвенного налогообложения возможен по двум направлениям.
Во-первых, само введение новых или увеличение и изменение старых косвенных налогов должно проводиться с учетом возможности отрицательного воздействия указанных изменений на производителя. При обнаружении подобного отрицательного эффекта необходимо разрабатывать меры, способные элиминировать или хотя бы минимизировать этот эффект (вплоть до снижения тех косвенных налогов, особенно НДС и некоторых акцизов, чье отрицательное влияние на производителя проявляется и прямо через процесс переложения налогов в условиях кризиса и опосредованно - через слишком резкое снижение потребления). Так, например, применительно к НДС переход от начисления по моменту оплаты на момент поставок в современных условиях экономики России с ее дефицитом платежных средств, с широким распространением неплатежей и бартера может усугубить проблемы предпринимательства.
Во-вторых, необходимо учитывать позитивный опыт некоторых стран рыночной экономики, также прибегавших на определенном этапе к усилению роли косвенных налогов (как, например, в период экономической реформы в Чили). Как показывает анализ, увеличение роли косвенных налогов может оказать серьезное и долговременно положительное влияние лишь в том случае, когда полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства используются для проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых мер, стимулирующих экономический рост (вроде заметного снижения налога на прибыль и других форм налогообложения предпринимательства).