Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач. Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемы современной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………………… 3
1. Сущность налоговой системы России…………………………………………… 5
1.2.Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……........ 8
2.Основные звенья и элементы налоговой системы России……..……….............. 16
2.1. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………......................
21
Заключение…………………………………………………………………………… 29
Глоссарий ………………………………….………………………………………… 31
Список использованной литературы……………………………………………….. 34
Приложение А………………………………………………………………………... 35
5. В связи с исследованием проблемы налога на имущество физических лиц необходимо отметить, что определенные категории россиян уже сегодня имеют возможности и должны платить полную стоимость затрат по содержанию и обслуживанию жилья, поэтому в современных условиях целесообразен отказ от оценки имущества по инвентаризационной стоимости и принятие оценки по рыночной стоимости и по более высоким ставкам. При этом необходима разработка социально ориентированной системы дифференциации ставок налога на имущество, реально соотносимой с качеством и стоимостью облагаемой недвижимости [10, с. 2]. Это обусловлено теми же мотивами: определенная часть граждан, построив или купив дорогостоящее, элитное жилье или загородные дома, могут и должны уплачивать налог на имущество, исходя из его оценки по рыночной цене и по более высоким ставкам.
6. В обществе развивается, принимая все более четкие формы, система финансового федерализма, заключающаяся в распределении полномочий в области планирования, осуществления и финансирования общественных задач.
В целях ликвидации недостатков налогового федерализма разработана правительственная схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в РФ, которая в 2006 году предусматрела: федеральный статус 9 налогов, в том числе 3 регулирующих (налог на добычу углеводородного сырья и прочих полезных ископаемых, акцизы на спирт из пищевого сырья и ликеро-водочные изделия, налоги на прибыль предприятий). Из 6 остальных 3 «чисто» (на 100%) собственные налоги (таможенные пошлины, НДС, акцизы на газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ) и 3 налога закреплены за нижестоящими бюджетами по установленным нормативам их расщепления; региональный статус 4 налогов, в том числе 3 регулирующих (экологический налог, налог на игорный бизнес) и 1 «чисто» собственный - транспортный налог; муниципальный статус 3 налогов - налог на недвижимость (имущество, земля), налог на вмененный доход.
Анализ правительственной схемы позволяет сделать несколько выводов:
- стратегия разграничения основ налоговых полномочий доходных источников между уровнями бюджетной системы отвечает требованиям
повышения уровня собственных налогов в доходах территориальных бюджетов;
- правительственной Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2006 года предусмотрено повышение роли собственных доходов территорий и переход в долгосрочной перспективе к формированию доходов бюджетов каждого уровня, в основном за счет собственных налогов;
- налоговый федерализм следует оформлять в виде налоговых соглашений с их законодательным утверждением на период до 5 лет. Это обеспечит реализацию принципа преемственности нормативов распределении (разделения ставок), регулирующих налогов на долгосрочную перспективу;
- резкие различия в уровнях социально-экономического развития регионов, их налогового потенциала и бюджетной обеспеченности, с одной стороны, а с другой - расширяющиеся социальные обязательства федерального правительства (с 2001 года из специально создаваемого Фонда компенсации федерального бюджета финансируются расходы по социальной защите инвалидов и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей), несомненно, потребуют дальнейшего увеличения доли налоговых доходов, централизуемых в федеральном бюджете. Таким образом, расходные полномочия бюджетной системы закономерно получат тенденцию централизации на федеральном уровне. При этом отсутствие в бюджетном законодательстве РФ базового элемента налогово-бюджетного федерализма, коим является четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти всех уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий) от налоговых поступлений, мешает укреплению процесса полного финансового обеспечения бюджетных обязательств соответствующих органов власти.
Очевидна необходимость расширения собственной налоговой базы и четкое определение статуса в рамках системы финансового федерализма бюджетов органов территориального самоуправления. Что позволит им брать на себя не только финансовые обязательства в целях уменьшения давления на федеральный бюджет, но и расходы, связанные с государственным регулированием экономики, стабилизацией экономической ситуации и стимулированием экономического роста на подведомственной территории, содействуя, таким образом, проведению политики, соответствующей интересам региона.
Сейчас налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, осуществлены в 2000-2005 годах.
В целях стимулирования инвестиционных процессов в стране, с 2006 года применяется общий порядок принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введена «амортизационная премия» в виде разрешения относить на расходы и учитывать при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов. Кроме того, стали более либеральными правила переноса убытков на будущее. С 2006 года норматив, в пределах которого прибыль текущего года может быть уменьшена на убытки прошлых лет, увеличивается с 30 до 50%, а с 2007 года снимаются все ограничения. Уже с 2006 года в составе расходов можно целиком учитывать затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, уменьшается с 3 до 2 лет.
Кроме того, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории РФ, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора. Также увеличен размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 миллионов рублей в год), расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы. Отменен налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.
С 2006 года предусмотрен переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления, то есть по применяемому в международной практике методу определения даты возникновения налогового обязательства по более раннему из следующих наступивших событий: получение оплаты (предоплаты), отгрузка товаров. При этом вычет по НДС будет производиться независимо от факта уплаты налога продавцом.
Повсеместное введение земельного налога произошло с 1 января 2006 года. Это обеспечит более экономически обоснованное налогообложение земельных ресурсов.
Кроме того, требует совершенствования налогообложение нефтедобычи и, прежде всего, НДПИ. Наличие единой ставки НДПИ, «привязанной» к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты. Кроме того, она стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования.
Начиная с 2007 года вводится местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог заменил налог на имущество физических лиц, а также налог имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
Для совершенствования налогового администрирования в 2006 году упорядочился процесс проведения камеральных налоговых проверок, увеличился срок для представления налогоплательщиком возражений на акты налоговых проверок, увеличился с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов и пояснений с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов. Также планируется установился предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения, - 3 месяца. При этом такой срок может быть продлен по решению вышестоящих налоговых органов. Кроме того, ограничены основания, при которых могут проводиться повторные выездные проверки, только случаями, когда они проводятся по решению суда, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации организации.
Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям. В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.
Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образует налоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Отечественная налоговая система периода первой половины 1990-х годов вполне может быть охарактеризована как структура с неоправданно большим количеством налоговых льгот, высокими базовыми ставками, низкой собираемостью налогов, безответственностью налогоплательщиков, сложными отношениями между «центром» и регионами и другими проблемами.
Реформации этого периода в сфере налогов и сборов учитывали, прежде всего, сиюминутные интересы бюджета. Налоговый кодекс РФ, сформированный в целом в 1998 - 2000 годах, оказался нацелен, прежде всего, на реализацию фискальной функции налогообложения. Тем не менее после осуществления ряда реформации в рамках нового Налогового кодекса РФ, российская налоговая система существенно изменилась в сторону улучшения.
Кратко резюмируя эти изменения, можно выделить следующие:
- создание в России налоговой системы, структурно не отличающейся от налоговых систем стран - членов ОЭСР;
- принятие наиболее низких среди индустриально развитых стран налоговых ставок на доходы физических лиц и прибыль предприятий (корпораций), значительное упрощение процедуры налоговых расчетов;
- существенное продвижение в направлении создания эффективной системы налогового администрирования;
- значительное увеличение налоговых поступлений.
Сегодня налоговые доходы (в процентах к ВВП) в России сопоставимы со странами ОЭСР; улучшается собираемость налогов, растет ответственность налогоплательщиков; налоговые долги реструктуризируются; реформы в области налогов на доходы физических лиц, прибыль предприятий и НДС существенно упростили систему и уменьшили ставки.
Вместе с тем, в рамках дальнейшего развития налоговой системы РФ целесообразно осуществить следующие реформации:
1.Механизм налогообложения прибыли предприятий должен включать элемент льготирования собственной прибыли, инвестируемой на расширение и техническую реконструкцию производства; льгот в области обложения прибыли, направляемой на НИОКР.
2.Для налога на доходы физических лиц целесообразен постепенный переход к прогрессивному налогообложению доходов граждан с одновременным уменьшением совокупной налоговой нагрузки на фонд оплаты труда за счет снижения отчислений в страховые фонды. Необходима дифференциация величины налоговых вычетов относительно уровня получаемых доходов.
3.В целях поддержки и дальнейшего развития малого предпринимательства следует освободить малые предприятия от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, НДС и других налогов и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы и целом за год.
4.Повышение акцизов до уровня, применяемого в странах ОЭСР, могло бы предоставить дополнительно доходы бюджету, дать возможность активнее осуществлять политику снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий, реализуя тем самым регулирующую и стимулирующую функции налоговой политики на государственном уровне.
№ п/п | Понятие | Определение |
1
| Источник налога | доход, из которого выплачивается налог |
2 | Кадастровый налог | когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку |
3 | Местные налоги | т.е. налоги муниципальных образований. Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. |
4 | Налоговая льгота | полное или частичное освобождение плательщика от налога. |
5 | Объект налога | это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами. |
6 | Региональные налоги | налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. |
7 | Регулирующие доходы бюджетов | это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. |
8 | Система российского налогового законодательства | это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права. |
9 | Ставка налога | величина налога с единицы объекта налога. |
10 | Субъект налога | это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо. |