Бюджетный процесс в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность бюджетного процесса как составной части бюджетного планирования………………………………………………………………………...5
1.1. Бюджетный процесс в Российской Федерации………………………...5
1.2. Принципы бюджетного процесса……………………………………….8
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………...12
2.1. Составление проекта бюджета………………………………………...12
2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета………………………………..18
2.3. Исполнение бюджета…………………………………………………...23
2.4. Отчет об исполнении бюджета………………………………………...31
Глава 3. Бюджетная классификация………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованной литературы……………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курс_Бюджет_процесс.doc

— 282.23 Кб (Скачать документ)

    ♦ проект программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    ♦ расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и дефициту федерального бюджета на очередной финансовый год;

    ♦ проект программы государственных внешних заимствований РФ и предоставления государственных кредитов РФ иностранным государствам на очередной финансовый год;

    ♦ проект структуры государственного внешнего и внутреннего долга РФ, проект программы внутренних заимствований, предусмотренных на Очередной финансовый год для покрытия дефицита федерального бюджета, и некоторые другие материалы.

    Вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах, о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законопроектов об увеличении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, а также проектов законодательных актов об отмене правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченные реальными источниками финансирования.

    Кроме указанных выше документов и материалов, Правительство РФ представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года: оценку ожидаемого исполнения федерального и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ из средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе и отчеты о выполнении соответствующих программ за истекший период текущего финансового года; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец очередного финансового года; поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

 

    2.2. Рассмотрение и утверждение бюджета 

    Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах -Федеральном Собрании (парламенте) РФ, представительных органах субъектов Федерации и местного самоуправления.

    Проект федерального бюджета и указанные выше документы, полученные Советом Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям бюджетного законодательства. На основании заключения Комитета Совет Думы решает вопрос о принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете к рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.

     Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей. Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет по бюджету.

    Получив заключение от каждого комитета, Комитет по бюджету составляет сводное заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в четырех чтениях. При рассмотрении федерального бюджета первом чтении Государственная Дума обсуждает его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, главные направления бюджета и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, проект программы государственных внешних заимствований в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год, к которым относятся:

    ♦ доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

    ♦ распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

    ♦ дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия дефицита;

    ♦ общий объем расходов федерального бюджета в целом.

    По результатам обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и утверждаются основные характеристики федерального бюджета, после чего Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.

    В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума может:

    ♦ передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта;

    ♦ вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

    ♦ поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

    При отклонении федерального бюджета и передаче его в Согласительную комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.

    По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого бюджета. При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

      При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении Государственной Думой утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распределителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации; расходы по финансированию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных по разделам во втором чтении; программа предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки по субъектам Федерации; программа предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год; программа государственных внешних и внутренних заимствований РФ.

    В четвертом чтении на пленарном заседании Государственной Думы законопроект о федеральном бюджете ставится на голосование в целом. Внесение в него поправок не допускается.

    Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год в соответствии с Конституцией РФ в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

    Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты парламента могут создать Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой в одном чтении.

    . В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Думы (ст. 105 Конституции РФ).

    Принятый федеральный закон о бюджете в течение, 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. На подписание закона Президентом РФ отводится. 14 дней. Если Президент РФ в этот срок не подписал закон и отклонил его, то Дума и Совет Федерации вновь рассматривают его в установленном Конституцией РФ порядке. Если при повторном рассмотрении закон о бюджете будет одобрен в ранее принятой редакции большинством - не менее 2/3 голосов общего числа членов парламента, он подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию в течение 7 дней (ст. 107 Конституции РФ).

    В случае непринятия федерального бюджета на очередной финансовый год до 1 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года Государственной Думой принимается федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в первом квартале финансового года.

Порядок и условия представления проекта региональных и местных бюджетов соответствующему представительному органу власти, рассмотрения проекта бюджета, утверждения его устанавливаются представительным органом власти в Положении о бюджетном процессе на территории данного субъекта Федерации самостоятельно в соответствии с Законом РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга,  органов 
местного самоуправления" от 15 апреля 1993г. №4807-1, а также Бюджетным кодексом Российской Федерации с учетом изменений от 5 августа 2000г. № 116-ФЗ (ст. 181, 185, 187).

 

    2.3. Исполнение бюджета 

    Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами и подписания федерального бюджета Президентом РФ. Правительство РФ по согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации организует исполнение бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджетов. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации.

    Важнейшая задача исполнения бюджета -- обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности и интенсификации народного хозяйства, соблюдении режима экономии в расходовании средств, более полном привлечении налоговых доходов.

    Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах? направляется исполнительным органам на уменьшение размера дефицита и выплаты сокращающие долговые обязательства бюджета без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Изменения в закон вносятся при направлении дополнительных доходов на другие, кроме указанных, цели, а также в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденным" годовыми назначениями более чем на 10%.

    Непосредственная работа по исполнению федерального бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также Федеральной таможенной службой.

    При исполнении бюджета важное значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемое по бюджетной росписи доходов и расходов - основному оперативному плану распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации (разделам, параграфам, главам, статьям), в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств в течение года. Бюджетная роспись федерального бюджета РФ утверждается Минфином РФ, в соответствии с ней потребители бюджетных средств - отраслевые министерства и ведомства (главные распорядители бюджетных средств) получают бюджетные ресурсы, т. е. средства, выделяемые из бюджета на цели, предусмотренные их сметами.

Информация о работе Бюджетный процесс в Российской Федерации