Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:24, контрольная работа

Описание

Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса на федеральном уровне являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня. Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета регулируется Указами Президента РФ, а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 34.49 Кб (Скачать документ)

1 Понятие, принципы и  стадии бюджетного процесса в  РФ

 

Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса на федеральном уровне являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные акты федерального уровня. Помимо этого порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета регулируется Указами Президента РФ, а также нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти.

Согласно Бюджетному Кодексу  Российской Федерации под бюджетным  процессом понимается регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности [2, с.4].

Большинство авторов полагает, что бюджетный процесс  состоит  из трех стадий:  составление проекта  бюджета; рассмотрение и утверждение  бюджета;  исполнение бюджета.

По мнению некоторых экономистов, четвертой завершающей стадией  бюджетного процесса является составление  бюджетной отчетности и утверждение  отчета об исполнении бюджета.

Рассмотрим суть стадий бюджетного процесса, первой из которых является составление проекта бюджета.

Разработка проекта бюджета начинается не позднее 10 месяцев до начала очередного финансового года. Основной задачей его разработки является определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций органов власти и выполнения ими мероприятий экономического и социального развития государства и его территорий.

Проекты бюджетов составляет Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. Непосредственными исполнителями, разрабатывающими проекты бюджетов, являются Минфин России и территориальные финансовые органы. В связи с этим Минфин России и территориальные финансовые органы обеспечиваются соответствующей информационной базой, поступающей от правительства, статистических, налоговых, таможенных органов и учреждений. Главным для составления проекта бюджета служат прогнозные данные социально-экономического развития государства или территориального образования.

Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов, органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят в них поправки и дополнения.

Исполнение бюджета - это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

- единстве кассы, предусматривающей зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

- обеспечении бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете. Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план, в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета. Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Контроль за исполнением  бюджета является важным элементом  бюджетного процесса. Он осуществляется представительными и законодательными органами власти, Счетной палатой РФ, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, и контрольно-счетными палатами территориальных органов власти, финансовыми и налоговыми органами.

В процессе исполнения бюджета  все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также вес операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для  бюджетного устройства РФ:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

Данный принцип означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

- разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

- самостоятельности бюджетов;

Право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, осуществлять бюджетный процесс, устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, определять формы и направления расходования средств бюджетов.

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

Принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

- полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

Принцип полноты отражения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что  все доходы, расходы и источники  финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в  полном объеме отражаются в соответствующих  бюджетах.

- сбалансированности бюджета;

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы  выплат из бюджета, связанных с источниками  финансирования дефицита бюджета и  изменением остатков на счетах по учету  средств бюджетов.

- результативности и эффективности использования бюджетных средств;

Данный принцип подразумевает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- прозрачности (открытости);

Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- достоверности бюджета;

Принцип означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

- адресности и целевого характера бюджетных средств;

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей  бюджетных средств с указанием  цели их использования.

- подведомственности расходов бюджетов;

Данный принцип означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

- единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений  и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

 

2 Ответственность за нарушение налогового законодательства

 

Налоговые правонарушения и  ответственность за их совершение установлены  разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное  налогоплательщиком, наступает, если это  деяние не содержит признаков состава  преступления, предусмотренного уголовным  законодательством РФ.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

Налогоплательщик может  быть привлечен к налоговой ответственности  с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено  им умышленно или по неосторожности.

Налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

- деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

- деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;

- деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими  ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев  с момента вступления в силу решения  суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Информация о работе Бюджетный процесс