Автор работы: a********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:25, курсовая работа
В настоящее время в экономике Российской Федерации происходят качественные преобразования, что нашло отражение в финансовом законодательстве Российской Федерации и, в частности, в бюджетном законодательстве России. Принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации означало переход к качественно новому этапу регулирования бюджетно-процессуальных отношений в Российской Федерации. Реформирование Бюджетного кодекса Российской Федерации обусловлено потребностями современного развития нашего общества и создания адекватной рыночной экономике бюджетной системы Российской Федерации, и является следствием достаточно большого числа неурегулированных вопросов, пробелов и внутренних противоречий бюджетно-процессуальных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Понятие бюджетного процесса……………………………………………….4
2. Основные направления реформирования бюджетного процесса в РФ….…6
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
бюджетного процесса……………………………
2. Основные
направления реформирования
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет первостепенное значение для Российской Федерации с точки зрения обеспечения устойчивости бюджетной системы, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.
В настоящее время в экономике Российской Федерации происходят качественные преобразования, что нашло отражение в финансовом законодательстве Российской Федерации и, в частности, в бюджетном законодательстве России. Принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации означало переход к качественно новому этапу регулирования бюджетно-процессуальных отношений в Российской Федерации. Реформирование Бюджетного кодекса Российской Федерации обусловлено потребностями современного развития нашего общества и создания адекватной рыночной экономике бюджетной системы Российской Федерации, и является следствием достаточно большого числа неурегулированных вопросов, пробелов и внутренних противоречий бюджетно-процессуальных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В
связи с этим большая роль отводится реформированию
бюджетного процесса в России. Реформирование
нацелено на повышение результативности
бюджетных расходов и оптимизацию управления
бюджетными средствами на всех уровнях
бюджетной системы РФ. Одной из задач бюджетной
реформы является переход к среднесрочному
финансовому планированию. Это создаёт
основу для стратегического подхода в
бюджетном планировании.
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется:
1) Бюджетным кодексом РФ;
2)
соответствующим законом
3)
соответствующими правовыми
Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регулирующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса:
1) составление проектов бюджетов;
2)
рассмотрение и утверждение
3) исполнение бюджетов;
4) подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.
Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального контроля за исполнением бюджета, а также прописывает меры и порядок ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом.
В основе организации бюджетного процесса лежат общие принципы организации бюджетной системы.
Бюджетный
процесс подразумевает
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются: Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.
Субъекты
РФ в целях осуществления
2. Основные направления реформирования бюджетного процесса в РФ
Со времени образования бюджетная система РФ постоянно подвергалась реформированию. Единый процесс бюджетной реформы условно можно разделить на три этапа [1, с. 3].
Первый этап реформирования начался с принятия в 1998 г. и вступления в силу в 2000 г. Бюджетного кодекса РФ. Основным содержанием этого этапа было укрепление системы исполнения бюджета; создание достоверной отчетности об исполнении бюджета, основанной на кассовом методе учета; обеспечение внешнего контроля за исполнением бюджета. В этот период стояли следующие главные задачи: создать систему, обеспечивающую наиболее эффективное и соответствующее закону исполнение бюджета; обеспечить жесткий и ответственный контроль за его исполнением.
Необходимость решения этих задач была вызвана неэффективностью действовавшей до этого времени банковской системы исполнения бюджета, плохо поддававшейся государственному контролю и зачастую приводящей к злоупотреблениям. Федеральному казначейству были приданы новые функции, и посредством новой системы казначейского исполнения бюджета были отлажены процедуры санкционирования расходов, обеспечено создание единого казначейского счета федерального бюджета, внедрен централизованный государственный контроль за движением бюджетных средств, создан реестр участников бюджетного процесса.
Одной из важнейших мер стало усиление ответственности за исполнением бюджета: отчет об исполнении бюджета принял статус федерального закона с предоставлением в Государственную Думу заключения на него со стороны Счетной палаты.
Одновременно в ходе первого этапа реформы выявились существенные проблемы в области бюджетного федерализма, связанные с бюджетными правоотношениями, а именно с полномочиями публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований). Отсутствовало четкое разграничение этих полномочий. В начале 2000-х гг. это привело к тому, что на уровне федерации принималось большое количество законов, порождающих расходные обязательства, исполнять которые приходилось субъектам РФ и муниципалитетам. Как следствие, образовался значительный объем расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, а также путаница и непонимание того, кто же, в конечном счете, должен осуществлять те или иные конкретные расходы [1, c. 3].
Эти проблемы должны были быть разрешены в ходе второго этапа реформирования бюджетной системы, начавшегося в 2004 г., когда Федеральным Собранием РФ были приняты фундаментальные изменения в бюджетном законодательстве. Они нашли отражение в Бюджетном кодексе [4], а также в законах, устанавливающих полномочия публично-правовых образований [5, 6] и законах исполнения расходных обязательств публично-правовых образований [7].
Был введен новый принцип формирования расходов бюджетов, который устанавливает, что формирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Для реализации этого принципа в Бюджетный кодекс РФ введены новые правовые основания: – определены и уточнены публично-правовые образования: Российская Федерация; субъекты РФ; муниципалитеты;
– Конституцией и рядом федеральных законов четко разграничены полномочия между публично-правовыми образованиями;
– определен процесс принятия публично-правовыми образованиями расходных обязательств (или посредством законов, или посредством заключения договоров, соглашений);
– для финансового обеспечения расходных обязательств определен порядок
закрепления ассигнований, необходимых для оплаты возникших обязательств, в расходной части формируемых публично-правовыми образованиями бюджетов.
Таким образом, второй этап реформирования бюджетной системы был связан с пересмотром принципов бюджетного федерализма, главным образом в области расходных полномочий публично-правовых образований. К сожалению, реализация данных мер по совершенствованию межбюджетных отношений сопровождается появлением затруднений и проблем, которые не решены до сих пор.
Состояние и ситуация, сложившиеся в настоящее время в бюджетной системе РФ, позволяют говорить о начале третьего этапа бюджетной реформы, направленного на совершенствование управления общегосударственными финансами [1, с. 4]. На данном этапе необходимо обеспечить новое качество государственного финансового менеджмента. Целью предусмотренного настоящей концепцией реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров [2].
Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция (модель) «бюджетирования, ориентированного на результаты» в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть – в распределении бюджетных средств между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Реализация этой идеи должна быть обеспечена целым комплексом мер по реформированию бюджетного процесса [2]:
– реформирование бюджетной классификации РФ и бухгалтерского учета;
– выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
– совершенствование и расширение сферы применения программно-целевого
метода планирования;
–
совершенствование
– упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
В последние годы (2006–2008 гг.) происходила постепенная реализация направлений третьего этапа бюджетной реформы. Некоторые итоги реформирования бюджетного процесса отражены в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию (23.06.2008 г.) об основных направлениях и ориентирах бюджетной политики в 2009–2011 гг. В частности отмечается, что реализуются меры по переводу всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному финансовому планированию. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются и утверждаются на трехлетний период.
В 2007 г. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ впервые были приняты на 2008 г. и на плановый период 2009–2010 гг., что позволило заложить основу для формирования в текущем (2008) году бюджетных корректировок на 2009–2011 гг. в формате «скользящей трехлетки». Многие субъекты РФ и муниципальные образования также утвердили свои первые трехлетние бюджеты [3, с. 3].
Происходит
постепенное внедрение