Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики,
ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей
совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать
на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование
структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства
включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных
доходных источников, определение приоритетов в финансировании
государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая
работа состоит из трех глав.
Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь --------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь ---------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь----27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -----------------37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь --------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая
1.3. Бюджетное устройство
1.4. Государственный бюджет
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь ---------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------
2.1. Формирование доходной части
государственного бюджета и
политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды
------------------------------
2.1.2.Формирование доходной
Беларусь ------------------------------
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика
2.2.3.Политика
3. Дефицит государственного
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования
3.3. Проблемы финансирования
Беларусь ------------------------------
Заключение ------------------------------
Список литературы ------------------------------
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству
осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый
механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является
государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство
образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных
фондов денежных средств,
обеспечивая возможность
государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала
девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных
финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет,
являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства,
дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику,
финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие
приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического
реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком
направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько
бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики,
ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей
совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать
на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование
структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства
включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных
доходных источников, определение приоритетов в финансировании
государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая
работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие бюджета,
его сущность, анализируется бюджетное устройство РБ, динамика и структура
государственного бюджета нашей страны. В Главе 2 проводится анализ доходной
и расходной части бюджета, бюджетной политики в этих направлениях. Наряду с
теоретическим анализом даются статистические материалы. В Главе 3
рассматриваются основные виды бюджетных дефицитов, пути их финансирования,
показывается роль бюджетного дефицита как индикатора экономической
безопасности страны.
Что же может служить материалом для исследования? В первую очередь, это
конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о бюджете Республики
Беларусь на 2000 год, различные статистические материалы, предоставленные
Министерством финансов и Министерством статистики и анализа. Наконец, это
появившиеся в последнее время монографии и публикации в периодических
изданиях, посвященные исследуемым проблемам, среди которых, вышедшие в 1999
году работы министра финансов РБ Корбута Н.П. «Реализация бюджетной
политики государства в переходный период», «Экономика и финансы переходного
периода в Беларуси», монография Т. Б. Образковой «Налоги и их реальное
влияние на экономику» и др. Важность и актуальность рассматриваемой
проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей
немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь
большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той
или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому
проблеме совершенствования бюджетной политики следует уделить достойное
место и в процессе изучения финансовой науки.
Я выбрал эту тему курсовой работы, во-первых, потому, что она близка
и интересна мне как экономисту-теоретику, а во-вторых, потому что я считаю
ее жизненно важной для экономики любой страны. От эффективности проведения
бюджетной политики зависят реализация программ экономического и
социального развития, устойчивость финансового положения страны,
регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов
производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах
экономики, социальную защиту населения.
1. Понятие бюджета и бюджетной
политики Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета
Прежде чем говорить о бюджетном устройстве РБ , выявлять его достоинства и
недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой
бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов
государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу
закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой
системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных
расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь
частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию,
отражающую денежные
отношения государства с
лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и
национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного
фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления .
Именно с помощью
бюджета государство имеет
финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического
развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального
дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни
одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и
многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем,
отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей. Именно бюджет, показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления
расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и
территориям, является конкретным выражением экономической политики
государства. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования
экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства,
именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не
просто средством государственн
реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-
технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть,
что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве
инструмента распределения и контроля возможно только в процессе
человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом
государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением
бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение
экономических и социальных задач.
1.2. Бюджет как историческая категория
Таким образом, основным звеном финансовой системы любой страны является
государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в
экономической, политической и социальной жизни общества. Как неотъемлемая
часть общегосударственных финансов, бюджет возникает и действует там, где
существует государство и развитые товарно-денежные отношения. В этой связи
немаловажным является рассмотрение бюджета как исторической категории.
Так, на начальных ступенях развития человеческого общества государство
имело возможность значительную часть своих затрат покрывать за счет
поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского
труда и т. д. Принудительные сборы с граждан осуществлялись лишь в
исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет
доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались
обязательные подати со своих граждан.
В условиях роста производительных сил, возникновения городов, расширения
обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. На данном этапе
развития появляется возможность покрывать всевозрастающие расходы
государства денежными налогами, таможенными и другими сборами с
товаропроизводителей и отдельных граждан. Общегосударственные расходы стали
направляться на поддержку некоторых слоев населения, а также на развитие
транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для
обоснования потребности в ресурсах, их конкретного направления, выяснения
возможности финансового
обеспечения государственных
составлять отдельные сметы затрат и доходов. По мере развития круг
прогнозируемых на год расходов, источников их покрытия увеличивается,
растет количество разрозненных смет. И постепенно отдельные сметы затрат и
поступлений пытаются объединить в общую смету доходов и расходов, чтобы
иметь возможность рассчитать свои финансовые ресурсы. Так, в конце 17века в
Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов,
которая получает название бюджет.
В конце же 18 – начале 19 века практически все государства Европы имели
свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.
По размерам бюджета,
его структуре и
экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов,
платежеспособности.
Беларусь, лишенная государственной самостоятельности, не имела своего
бюджета, однако участвовала в формировании доходов государственного бюджета
России. Основная часть доходов поступала в виде косвенных налогов. Вообще,
обложению подвергались не доходы, а имущество. Все же бюджетные поступления
на территории Беларуси в 1913 году составили 85,6 млн. руб., в том числе на
долю Государственного бюджета приходилось 78,8%. Расходы определились в
сумме 61,2 млн. руб., из которых ассигнования по государственному бюджету
составили 70,4%.1
После образования БССР в 1919 году, бюджет республики не составлялся из-за
военных действий и оккупации. Первый бюджет был составлен в 1921 году, но
исполнен с огромным дефицитом. За счет эмиссии покрывалось 92% всех
расходов.
С образованием в 1922 году СССР, Государственный бюджет БССР вошел в состав
бюджетной системы государства. Основные направления бюджетной политики БССР