Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2013 в 18:14, курсовая работа
Целью данной работы является анализ и рассмотрение бюджетной политики,
ее динамики, основных направлений и методов. Задачей же – поиск путей
совершенствования бюджетной политики, позволяющих эффективно воздействовать
на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование
структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.
Учитывая вышесказанное, а также то, что бюджетная политика государства
включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных
доходных источников, определение приоритетов в финансировании
государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая
работа состоит из трех глав.
Понятие бюджета и бюджетной политики Республики Беларусь --------5
1.1. Понятие Государственного бюджета ---------------------------- 5
1.2. Бюджет как историческая категория ----------------------------- 6
1.3. Бюджетное устройство Республике Беларусь ------------------ 8
1.4. Государственный бюджет Республики Беларусь --------------10
1.5. Бюджетная политика Республики Беларусь ---------------------13
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь ------------------------------------------16
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь ---------------------- 16
2.1.1. Понятие доходов, их виды --------------------------------------- 16
2.1.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики
Беларусь ----------------------------------------------------- 17
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь ------------------- 21
2.2. Государственные расходы ------------------------------------------ 25
2.2.1. Понятие расходов, их классификация --------------------------25
2.2.2. Структура и динамика расходной части бюджета Республики Беларусь----27
2.2.3.Политика государственных расходов ---------------------------31
3. Дефицит государственного бюджета -------------------35
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов --------------------------35
3.2. Способы финансирования дефицита государственного бюджета -----------------37
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике
Беларусь ---------------------------------------- 40
Заключение -------------------------------------------------------43
Список литературы --------------------------------------------45
категории: дефицит бюджета и источники его финансирования, государственный
внешний и внутренний долг.
Процесс консолидации в бюджете ряда государственных внебюджетных и
бюджетных целевых фондов, формирование трансфертных отношений с
юридическими и физическими лицами потребовали проведения большой работы по
обновлению бюджетного законодательства.
Напряженная и целенаправленная работа дала свои результаты. Впервые в РБ
был принят Закон о
«О бюджетной классификации
установил основы правового регулирования отношений, возникающих в процессе
составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджета,
государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных
средств бюджетных учреждений и организаций. Также в новой редакции принят
Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах», который заложил основы функционирования бюджетной
системы страны. Соответственно впервые был принят Закон «О внешнем
государственном долге Республики Беларусь». Обновление бюджетного
законодательства должно было способствовать эффективному проведению
бюджетной политики, обеспечению оперативного финансирования государственных
программ, а также усилению контроля за рациональным и целевым
использованием средств республиканского бюджета и целевых бюджетных фондов.
Так как
наиболее важными
бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным
дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной
политики может быть оценена по результативности деятельности органов
исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных
финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,
поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может
выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной
политики.
В качестве критериев
эффективности бюджетной
следующие:
уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного
бюджета;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного
дефицита;
динамику валового внутреннего продукта;
уровень безработицы;
степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.
Таким образом, анализ
основных направлений экономической политики, требует рассмотрения
деятельности государства по определению основных задач и количественных
параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена
следующая глава.
2. Формирование государственного бюджета
Республики Беларусь
2.1. Формирование доходной части государственного бюджета и
налоговая политика в Республике Беларусь
2.1.1. Понятие доходов, их виды.
Центральным показателем государственного бюджета является величина его
доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие
экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа.
Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет
определить сумму и уровень дефицита – показателя, применяемого
международными финансовыми организациями для оценки финансового состояния
страны.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня.
Анализ формирования доходов бюджетов различных стран показывает, что
существует три основных канала денежных поступлений в бюджет:
Государственное имущество, общегосударственные ресурсы. За пользование
ими могут взиматься плата, вноситься определенные взносы.
Обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые в виде
различных налогов и сборов.
Привлеченные ресурсы в форме государственных займов, доходов от реализации
других ценных бумаг,
лотерей, части вкладов в
В свою очередь, доходы бюджета подразделяются на такие виды как:
налоговые, неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно
учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
К налоговым платежам относятся такие виды налогов, как:
Налог на добавленную стоимость;
Акцизы;
Налог на прибыль и доходы;
Экологический налог;
Налог на недвижимость;
Таможенные экспортные и импортные пошлины;
Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.
К неналоговым доходам относятся доходы:
от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества,
находящегося в
от платных услуг, оказанных государственными или местными органами власти и
учреждениями;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации,
компенсации, возмещение ущерба);
финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
2.1.2. Формирование доходной части государственного бюджета
Республики Беларусь
Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой ,
формируется в основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Именно эти
обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными
поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов,
возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть
отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных
налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную
гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на
добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты),
налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для
финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним
относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с
заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др.
В таблице № 2 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 2 «Структура доходов Госбюджета, %»1
|Статья |1990|1991|1992|1993|1994|1995 |1996 |1997|1998|
|доходов | | | | | | | | | |
|Доходы,
всего|100,|100,|100,|100,|100,
| |0 |0 |0 |0 |0 | | |0 |0 |
|В том числе | | | | | | | | | |
|НДС |--- |--- |37,1|27,6|27,4|28,0 |28,2 |29,7|25,8|
|Налог на | | | | | | | | | |
|прибыль и |23,4|24,7| | | |23,5 |14,6 | | |
|доходы | | |25,8|29,7|30,7|7,9 |12,5 |14,7|12,3|
|Акцизы |--- |--- | | | | | | | |
|Государственн| | |8,9 |12,1|10,6| | |12,9|11,1|
|ые налоги | | | | | |9,3 |10,4 | | |
|С населения |6,0 |9,2 | | | |1,7 |0,5 | | |
|Налог на |--- |--- |7,4 | | | | | | |
|топливо | | |2,4 |7,1 |7,3 |2,5 |1,9 |10,1|10,1|
|Налог на |--- |--- | |2,6 |2,2 |7,8 |7,5 | | |
|недвижимость |--- |--- |0,6 | | | | |--- |….. |
|Чрезв.-й | | |--- |0,9 |1,3 | | | | |
|налог | | | |--- |4,9 |0,5 |0,9 |2,8 |3,8 |
|Платежи за |--- |--- | | | |0,9 |1,8 |5,0 |….. |
|пользование |--- |0,0 |0,1 | | | | | | |
|прир.-ми | | |0,5 |0,3 |0,1 | | | | |
|рес.-ми | | | |0,4 |0,3 | | |0,7 |….. |
|Плата за | | | | | |9,3 |9,7 |1,6 |….. |
|землю |2,5 |19,1| | | |5,7 |6,7 | | |
|Госпошлина, |0,1 | |13,5| | | | | | |
|сборы и | |0,7 | |11,9|3,9 | | | | |
|разные | | |1,6 | |9,2 | | |8,1 |…...|
|неналоговые | | | |6,9 | | | |8,2 | |
|доходы | | | | | | | | |6,3 |
|Доходы от ВЭД| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
Анализируя структуру доходов государственного бюджета, становится
очевидным, что на протяжении длительного времени продолжает снижаться
удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и доходы предприятий и
подоходный налог) в общей величине государственных доходов. С 1994 года по
настоящее время наблюдается постоянное снижение доли налога на прибыль и
доходы предприятий к общей величине налоговых поступлений (с 29,7 % в 1994
году до 10,1 в 1999году). Удельный вес подоходного налога также сокращается
ощутимыми темпами. Можно утверждать, что уровень прямых налогов по
международным стандартам является действительно низким.
Доля косвенных же
налогов в доходах
Ниже, на рисунке 1 представлена композиционная структура доходов
госбюджета.1
Вообще, структура доходной части бюджета на 2000 год не претерпела
существенных изменений по сравнению с предыдущим годом. Так, Статьей 5, в
республиканском бюджете на 2000 год предусмотрены поступления доходов по
основным источникам в следующих суммах:2
Статья 5. (тыс. рублей)
1. Текущие доходы 1 177 020 214,0
1.1. Текущие налоговые доходы 1 091 485 856,0
1.1.1. Прямые налоги на доходы и прибыль 231 780 079,0
Налог на прибыль 224 348 224,0
Налог на доходы 7 431 855,0
1.1.2. Налоги, исчисляемые с фонда заработной платы 61 771 420,0
Чрезвычайный налог 61 771 420,0
1.1.3. Внутренние налоги на товары и услуги 658 913 482,0
Налог на добавленную стоимость 414 176 762,0
Прочие налоги на товары и услуги 3 250 000,0
Акцизы 227 745 040,0
Налоги и сборы на автотранспортные средства и за пользование автомобильными
дорогами 4 603 500,0
Лицензионные и
1.1.4. Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций 139 020
875,0
1.2. Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 85 534 358,0
1.2.1. Доходы от государственной
собственности и
деятельности 23 238 785,0
Прибыль Национального банка Республики Беларусь 14 000 000,0
1.2.2. Административные сборы и платежи 24 173 665,0
1.2.3. Прочие текущие неналоговые доходы и обязательные платежи 38 121
908,0
2. Капитальные доходы 31 021 100,0
2.1. Капитальные неналоговые доходы и обязательные платежи 31 021 100,0
3. Доходы свободных экономических зон 7 813 900,0
4. Доходы государственных целевых бюджетных фондов 277 503 0
Итак, главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой
финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления
осуществлять свои функции,
удовлетворять
Назначение доходов
также – покрыть расходы бюджет
найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования,
методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение
производительности труда, рациональное использование всех ресурсов,
увеличение поступлений в бюджет. Именно поэтому, следующим важным шагом
является анализ налоговой политики Республики Беларусь.
2.1.3. Налоговая политика Республики Беларусь
Налоговая политика, наряду с бюджетной политикой, является важнейшим
инструментом государственного регулирования экономики.
Вообще,
главное назначение налогов –
пополнять бюджет и
выполнение функций государства. По своей форме их можно определить как
обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет. Налоги неизменно связаны
с государственным бюджетом, поскольку участвуют в его формировании. Свое
назначение и функции налоги осуществляют в едином бюджетном процессе,
выполняя фискальную и стимулирующую функции. Первая реализуется посредством
изъятия части доходов населения, предприятий для выполнения доходов
бюджета, вторая выражается через экономические рычаги, воздействуя на
усиление мотивации к труду, экономное расходование ресурсов, расширение и
техническое перевооружение производства.
Итак, налоги – один из важнейших инструментов рыночной экономики, а
поэтому их использование в управлении хозяйством представляет значительный
интерес для Беларуси.
Вводя новые или отменяя какие-
сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство не
просто формирует свой бюджет, но и создает в обществе соответствующую