Государственная инновационная политика: Россия и Запад

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение основных направлений
государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-
членах ЕС.

Содержание

Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления
государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и
в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Государственная инновационная политика.docx

— 47.48 Кб (Скачать документ)

изобретениях. Эта  поддержка может быть  как  прямой  (частичное

финансирование  сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и

косвенной (налоговые  и  таможенные льготы для инновационных  мероприятий и

предприятий,  патентная  защита,  четкое правовое регулирование  и т.п.) в

сочетании с антимонопольными мерами.

Однако  государственная  поддержка может сыграть и  реакционную роль, если она

направлена на продление  жизни устаревших, но еще  мощных  поколений техники и

связанных с ними монополизированных  структур. Активная  государственная

поддержка не только фундаментальных  исследований, но и базисных инноваций

осуществляется  во всех развитых странах - достаточно привести пример

государственных  целевых программ в Японии и США, западноевропейской

программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных  предприятий  и инвестиций в

большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает

затем место обычному рыночному механизму.

В то же время необходимо объединение инновационных сил  в самом секторе

прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных  гибких

хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации  общественных организаций

и союзов изобретателей  и новаторов  (ВОИР, Союза инновационных  предприятий и

т.д.), активном включении  их в поддержку инновационных  инициатив путем

создания влиятельных  творческих коллективов, малых предприятий,

технологических парков и т.д.

Для того, чтобы научная  организация смогла перейти к  работе в  условиях

рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны

быть не разовые  мероприятия, а некоторая  система,  которая вначале должна

помочь перейти  к работе в условиях рынка, а в  дальнейшем закрепиться на нем.

В  процессе  создания такой системы необходимо:

-                                    провести анализ достигнутых  результатов

и определить интересы;

-                                    организовать  маркетинговые   исследования;

-                                    провести анализ и переоценку  имеющихся

основных фондов;

-                                    оценить  имеющийся научно-технический  и

производственный  потенциал;

-                                    разработать проект программы

исследований и  разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка;

-                                    определить фактическую

фондовооруженность  первичных коллективов и действительные потребности в

развитии и обновлении потенциала;

-                                    разработать проект программы

исследований и  разработок, ориентированный  на  реализацию;

-                                    рассмотреть возможности внедрения  новых

форм организации  исследований и разработок, включая  создание малых

предприятий;

-                                    выбрать  программу  работ  и определиться

со стратегией развития; подготовить необходимое нормативно-методическое

обеспечение исследований и разработок. (12)

Рыночные отношения  и их эффективное функционирование предполагают

формирование рынка  научно-технической продукции,  широкомасштабное  включение

в экономический  оборот результатов   интеллектуального  труда,  выполнение

подавляющего большинства  научно-технических разработок на договорных,

коммерческих началах.

В целях развития предпринимательства в инновационной  сфере в нашей стране,

начиная с 1990 г., развивались  новые формы финансирования  на  основе

формирования ими  инновационных банков, инновационных  фондов  для финансовой

поддержки малых  организаций,  отдельных  ученых  специалистов,

финансирования рисковых проектов.

     В настоящее  время основным источником финансирования  инновационной

деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому

восьмому предприятию  оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому 12

– из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий  получали средства из

региональных инновационных  фондов, около 1% - из фонда технологического

развития либо от иностранных инвесторов.

В последние годы все большее распространение  финансирования НИОКР получает

система грандов. Для  эффективного использования системы  грандов при

функционировании  фундаментальных  исследований  следует  наделить научного

работника или первичную  исследовательскую группу правами  юридического  лица,

в  зависимости  от  сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет.

Для перехода на такую  систему нужно, чтобы  деньги и  фонды находились в

распоряжении научных  советов при отделениях республиканских  академий.

Новый статус академических  научных учреждений позволит осуществить

предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную  систему

со свободным финансированием. Суть ее в том,  что  руководитель  научного

коллектива завоевывает  в результате  конкурса  финансовое обеспечение своей

работы, объявляет  через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных

сотрудников. С  теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на

определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах

фонда зарплаты, выделенного  на выполнение работы.

Важную роль в  перспективе могут сыграть долгосрочные кредиты. Появление у

научных организаций  собственных средств сделают  сферу  НИОКР привлекательной

для кредитования, позволит научным коллективам  выполнять  инициативные

программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских

коллективов распоряжаться  результатами НИОКР будут самыми действенными

средствами развития  инновационного кредита - "рискового  капитала" в сфере

научно-технической  деятельности.

Механизм  функционирования  системы  бирж  интеллектуальной собственности

схематически можно  представить следующим образом. Запрос  от

заинтересованного потребителя соответствующей технологии поступает на баржу.

Последняя через  информационно-поисковую  систему  выясняет наличие требуемого

технического решения  в общем  банке технологий содружества. При этом ответ

может быть получен  в  трех вариантах:

1.                             Необходимая технология имеется  и полностью

соответствует требованиям  заинтересованного клиента.

2.                             Необходимое техническое решение  имеется не в

полном объеме и  нуждается в доработке для  соответствия требованиям

потребителя.

3.                             Необходимое техническое решение  отсутствует.

Одной  из  особенностей бирж интеллектуальной собственности  является  то, что

если на обычной  товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-

продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа

интеллектуальной  собственности  обеспечивает "сопровождение"  реализованного

при ее содействии  технического  решения до стадии серийного производства  и

сбыта  изготовленной  на его основе продукции, всячески содействуя ускорению

этого процесса.

Использование  биржевого  механизма в инновационном процессе в нашей стране

создало бы возможность  для одновременного сквозного и  синхронизированного

решения возникающих  производственных проблем  путем  объединения  в единый

комплекс всех компонентов  научно-технического  ресурса:  необходимого научно-

технического задела,  кадрового потенциала, соответствующего научно-

исследовательского  оборудования  и опытно-внедренческой  базы, содействуя

таким образом реальному  соединению достижений научно-технического  прогресса

с производством  в рамках рыночных отношений.

Одним  из главных  условий существования рынка  НТП является обязательная

правовая защита производителей изобретений. В  настоящее  время  в нашей

стране система  защиты прав  производителей  НТП  крайне несовершенна и

требует существенной  доработки. Одним  из основных законов, защищающих права

изобретателей, является Патентный закон Российской Федерации.

Настоящим  законом  и, принимаемыми на его основе, законодательными актами

республик в составе  Российской Федерации, регулируются  имущественные, а

также связанные  с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи

с созданием, правовой охраной  и  использованием изобретений, полезных

моделей и промышленных образцов.

В соответствии с  проектом Федерального закона об инновационной  деятельности и

государственной  инновационной политике в РФ выделяются основные направления

поддержки государственной  инновационной политики:

-                                 содействие увеличению инновационной

активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной

продукции;

-                                 ориентация на всемирную поддержку  базисных

и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического

уклада;

-                                 сочетание государственного регулирования

инновационной деятельности с эффективным функционированием  конкурентного

рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;

-                                 содействие развитию инновационной

деятельности в  регионах России международному и межрегиональному трансферту

технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защите интересов

национального инновационного предпринимательств(4)

Основные направления  Российской инновационной политики:

-                                 поддержка фундаментальных исследований,

направленных на получение результатов, качественно  меняющих науку и технику;

-                                 финансирование поисковых НИОКР  для создания

новых продуктов  и технологий с опережающими техническими решениями для

последующей передачи результатов в сферу материального  производства;

Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад