Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основных направлений
государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-
членах ЕС.
Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления
государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и
в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы
изобретениях. Эта поддержка может быть как прямой (частичное
финансирование сравнительно небольшого числа приоритетных программ), так и
косвенной (налоговые и таможенные льготы для инновационных мероприятий и
предприятий, патентная защита, четкое правовое регулирование и т.п.) в
сочетании с антимонопольными мерами.
Однако государственная поддержка может сыграть и реакционную роль, если она
направлена на продление жизни устаревших, но еще мощных поколений техники и
связанных с ними монополизированных структур. Активная государственная
поддержка не только фундаментальных исследований, но и базисных инноваций
осуществляется во всех развитых странах - достаточно привести пример
государственных целевых программ в Японии и США, западноевропейской
программы "Эврика", налоговых льгот для венчурных предприятий и инвестиций в
большинстве стран. Однако эта поддержка ограничена во времени и уступает
затем место обычному рыночному механизму.
В то же время необходимо объединение инновационных сил в самом секторе
прорыва. Речь идет не только о формировании разнообразных гибких
хозяйственных форм в этом секторе, но и активизации общественных организаций
и союзов изобретателей и новаторов (ВОИР, Союза инновационных предприятий и
т.д.), активном включении их в поддержку инновационных инициатив путем
создания влиятельных творческих коллективов, малых предприятий,
технологических парков и т.д.
Для того, чтобы научная организация смогла перейти к работе в условиях
рынка, необходимо провести комплекс подготовительных работ. Причем это должны
быть не разовые мероприятия, а некоторая система, которая вначале должна
помочь перейти к работе в условиях рынка, а в дальнейшем закрепиться на нем.
В процессе создания такой системы необходимо:
-
и определить интересы;
-
-
основных фондов;
-
производственный потенциал;
-
исследований и разработок, ориентированный на реализацию в условиях рынка;
-
фондовооруженность
первичных коллективов и
развитии и обновлении потенциала;
-
исследований и разработок, ориентированный на реализацию;
-
форм организации исследований и разработок, включая создание малых
предприятий;
-
со стратегией развития;
подготовить необходимое
обеспечение исследований и разработок. (12)
Рыночные отношения и их эффективное функционирование предполагают
формирование рынка научно-технической продукции, широкомасштабное включение
в экономический оборот результатов интеллектуального труда, выполнение
подавляющего большинства научно-технических разработок на договорных,
коммерческих началах.
В целях развития
предпринимательства в
начиная с 1990 г., развивались новые формы финансирования на основе
формирования ими инновационных банков, инновационных фондов для финансовой
поддержки малых организаций, отдельных ученых специалистов,
финансирования рисковых проектов.
В настоящее
время основным источником
деятельности зачастую являются собственные средства предприятий. Каждому
восьмому предприятию оказывалась поддержка из федерального бюджета, каждому 12
– из местных бюджетов. Около 2,5% промышленных предприятий получали средства из
региональных инновационных фондов, около 1% - из фонда технологического
развития либо от иностранных инвесторов.
В последние годы все большее распространение финансирования НИОКР получает
система грандов. Для эффективного использования системы грандов при
функционировании фундаментальных исследований следует наделить научного
работника или первичную исследовательскую группу правами юридического лица,
в зависимости от сложности проблемы выделять гранды на срок до 3-5 лет.
Для перехода на такую систему нужно, чтобы деньги и фонды находились в
распоряжении научных советов при отделениях республиканских академий.
Новый статус академических научных учреждений позволит осуществить
предложение о переходе академической науки на конкурсно-контрактную систему
со свободным финансированием. Суть ее в том, что руководитель научного
коллектива завоевывает в результате конкурса финансовое обеспечение своей
работы, объявляет через ученый совет конкурс на соответствующий штат научных
сотрудников. С теми, кто его пройдет, в дальнейшем заключается контракт на
определенный срок, причем оплата труда определяется ученым советом в пределах
фонда зарплаты, выделенного на выполнение работы.
Важную роль в
перспективе могут сыграть
научных организаций собственных средств сделают сферу НИОКР привлекательной
для кредитования, позволит научным коллективам выполнять инициативные
программы исследований. Коммерческий расчет и право исследовательских
коллективов распоряжаться результатами НИОКР будут самыми действенными
средствами развития инновационного кредита - "рискового капитала" в сфере
научно-технической деятельности.
Механизм функционирования системы бирж интеллектуальной собственности
схематически можно представить следующим образом. Запрос от
заинтересованного
потребителя соответствующей
Последняя через информационно-поисковую систему выясняет наличие требуемого
технического решения в общем банке технологий содружества. При этом ответ
может быть получен в трех вариантах:
1.
Необходимая технология
соответствует требованиям заинтересованного клиента.
2.
Необходимое техническое
полном объеме и нуждается в доработке для соответствия требованиям
потребителя.
3.
Необходимое техническое
Одной из особенностей бирж интеллектуальной собственности является то, что
если на обычной товарной бирже ее функция ограничивается операциями купли-
продажи и дальнейшая судьба проданного товара ее не интересует, то биржа
интеллектуальной собственности обеспечивает "сопровождение" реализованного
при ее содействии технического решения до стадии серийного производства и
сбыта изготовленной на его основе продукции, всячески содействуя ускорению
этого процесса.
Использование биржевого
механизма в инновационном
создало бы возможность для одновременного сквозного и синхронизированного
решения возникающих производственных проблем путем объединения в единый
комплекс всех компонентов научно-технического ресурса: необходимого научно-
технического задела, кадрового потенциала, соответствующего научно-
исследовательского оборудования и опытно-внедренческой базы, содействуя
таким образом реальному соединению достижений научно-технического прогресса
с производством в рамках рыночных отношений.
Одним из главных условий существования рынка НТП является обязательная
правовая защита производителей изобретений. В настоящее время в нашей
стране система защиты прав производителей НТП крайне несовершенна и
требует существенной доработки. Одним из основных законов, защищающих права
изобретателей, является Патентный закон Российской Федерации.
Настоящим законом и, принимаемыми на его основе, законодательными актами
республик в составе Российской Федерации, регулируются имущественные, а
также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи
с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных
моделей и промышленных образцов.
В соответствии с проектом Федерального закона об инновационной деятельности и
государственной инновационной политике в РФ выделяются основные направления
поддержки государственной инновационной политики:
-
активности, обеспечивающей
рост конкурентоспособности
продукции;
-
и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического
уклада;
-
инновационной деятельности
с эффективным
рыночного инновационного механизма и защиты интеллектуальной собственности;
-
деятельности в регионах России международному и межрегиональному трансферту
технологий, международному
инвестиционному
национального инновационного предпринимательств(4)
Основные направления Российской инновационной политики:
-
направленных на получение результатов, качественно меняющих науку и технику;
-
новых продуктов и технологий с опережающими техническими решениями для
последующей передачи
результатов в сферу
Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад