Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 04:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основных направлений
государственной инновационной политики в России и в развитых странах Запада.
Для достижения этой цели выдвинуты следующие задачи.
1.Охарактеризовать сущность инновационной политики.
2.Выявить особенности инновационной политики в Российской Федерации.
3.Раскрыть основные направления инновационной политики в США и в странах-
членах ЕС.
Введение
1. Инновационная политика
2. Сущность и основные направления
государственной инновационной политики в России
3. Государственно инновационная политика в США и
в странах-членах ЕС
Заключение
Список использованной литературы
-
базы, обеспечивающей
экономическую
осуществлении инноваций и, как следствие, радикальные изменения технического
уровня производства и экономики в целом.
Проблемы формирования инновационной политики особенно важны при выборе
перспективной стратегии. В настоящее время особую актуальность приобретает
разработка стратегии и тактики реформирования внутрифирменной науки как
элемента инновационной политики. Необходимо поддерживать совместные
исследования внутрифирменных
научных подразделений с
институтами, вузами и ГНЦ. Такая целенаправленная мера позволит обеспечить
трансфер технологий по стадиям инновационного цикла, и «компенсировать»
недостаток кадров высшей квалификации и исследовательской базы этого сектора
науки.(4)
Формирование стратегии происходит с учетом существующих условий, собственных
интересов инноваций предприятия, перспектив развития инновационных процессов
на длительную перспективу. Это обусловлено следующими причинами:
1.
приоритеты инновационной политики отражают только субъективное осознание
действительности. По мере развития предприятий, отраслей и экономики в целом
цели и возможности их реализации будут существенно меняться по мере осознания
новых факторов и условий развития.
2.
воспроизводственные процессы в экономике должны носить постоянный характер,
поэтому все инновационные мероприятия должны быть взаимоувязаны не только
технологически, но и по времени.
3.
создании новой инновационной политике должно играть федеральное правительство
и его органы. В частности министерство науки и новых технологий.
В ближайшей и долгосрочной перспективе максимизация инновационного фактора
становится решающим условием устойчивости развития современных экономических
систем.
В 1996 г. принят Федеральный закон «О науке и государственной
научно-технической политике» (ст.15, п.1, часть 2), в котором установлено:
«Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок
гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее
4% расходной части федерального бюджета».
И ведь это касается НИОКР только лишь гражданского назначения. Тем временем
в 1998г. на фундаментальные исследования и содействие НТП в целом по направлено
лишь 2,2% расходной части федерального бюджета. Сегодня в России
государственные расходы на научные исследования составляют всего 0,32% ВВП при
пороговом значении этого показателя с точки зрения экономической безопасности
страны 2%. (3)
Государству целесообразно
реализовывать инновационную
направлениям:
1)
Обеспечение инноваторов
финансовыми ресурсами.
2)
Создание систем маркетинговых,
инжиниринговых фирм, инвестиционных коммерческих банков, бирж технологий,
обеспечивающих продвижение инноваций, формирование благоприятной
инфраструктуры рынка
включая государственные
технопарков, свободных экономических зон и т.д.
3) Выработка единых правил и механизмов
координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной
основе кооперирования по интересам на разных стадиях инновационного цикла.
Следствием этого должно стать расширение воспроизводства инноваций и
расширение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности.
3.Государственная инновационная политика в США и странах-членах ЕС.
Прямые методы государственного
регулирования инновационных
осуществляются
программно-целевой.
Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного
финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами,
принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Так, в США в
1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических
нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных
инноваций:
· создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в
рамках аппарата исполнительной власти;
· оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между
университетами, промышленностью и федеральными лабораториями;
·
поощрение частных лиц и
науки и техники.
Ярким примером дотационного государственного финансирования может служить
открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском
университете. На организацию этого института местными и федеральными властями
было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная
эксплуатация гибких
интегрированных
автоматизации производства. Всего из 133 млрд. долл., расходуемых в США на
НИОКР в 1988 г. на долю федерального правительства приходилась почти половина
- 49,3%.(10)
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций
предполагает конкретное финансирование последних посредством государственных
целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких
фирмах; создается
система государственных
иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для
осуществления нововведений и т.д. Контрактное финансирование представляет
собой один из элементов распространенной в настоящее время системы
контрактных отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном
случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР - например, в
аэрокосмической области,
- а фирма-исполнитель НИОКР
договоре четко
предусматриваются сроки
разделение труда между исполнителями, характер материального вознаграждения.
Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В США
таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое место в системе "прямых" мер воздействия государства на инновационный
бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций
в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих
форм кооперации вызвана осознанием объективной необходимости, с одной
стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой
реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности
промышленности в финансировании академических исследований. В этом
направлении государственной инновационной политики отчетливо проявляется ее
перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне
промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации
интересов у промышленных компаний, решающих в первую очередь производственные
и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, "рынок
не дает эффекта в ситуациях, когда есть нужда в осуществлении крупных
инвестиционных проектов,
с длительными сроками
прибыли и неопределенности в отношении будущей нормы прибыли". Создание
консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других
перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, -
наглядный пример эффективности
государственной поддержки
благодаря которой различные организации не только осознают необходимость
совместной реализации инновационного цикла, но и реально ощущают преимущества
совместной работы.
Государственная поддержка создания таких организационных формирований
осуществляется в развитых промышленных странах преимущественно в виде
специальных программ
различных правительственных
основном Министерство энергетики и Национальный Научный Фонд - ННФ). Так, в
настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации
сотрудничества научно-
Первая из них - "Промышленно-университетские кооперативные исследовательские
центры" - реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных
университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации крупный
исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм
и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров,
причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в
рамках этой программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации.
Возникли "Центры инженерных исследований", основной целью, которой является
помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что
государство охотнее использует свою финансовую помощь в качестве стимула
при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем,
которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для
промышленности.
Вторая программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации
промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов,
финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по
совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья программа ставит своей задачей предоставление финансовой помощи
отдельным лицам или фирмам в сфере мелкого бизнеса, обязующимся в течение
полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец, цель четвертой программы состоит в развитии фундаментальных знаний о
Информация о работе Государственная инновационная политика: Россия и Запад