Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:10, реферат

Описание

Вероятно, легче всего увидеть основополагающую связь между деньгами и инфляцией, если задуматься над тем, что инфляции просто не могло бы быть при отсутствии денег. Если бы все сделки осуществлялись на основе натурального обмена, мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией. Инфляция просто логически невозможна в обществе, где одни блага непосредственно обмениваются на другие без какого-либо использования денег.
Если инфляция фактически не повышает стоимости жизни, то почему она представляет собой проблему? Почему она вызывает у всех так много беспокойства? Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределённостью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызывал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп.

Содержание

Введение
1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды и типы инфляции
2.
Инфляция в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации экономической системы
2.1 Основные направления российской антиинфляционной политики
2.2 Показатели инфляции в 2005 году
2.3.Согласованный Министерствами РФ план борьбы с инфляцией на 2006г.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 525.50 Кб (Скачать документ)

       Причины возникновения перечисленных видов  инфляции в разных странах зависят  в первую очередь от фазы экономического развития, места, занимаемого страной  на мировом рынке, и условий производства в конкретной стране. В странах с высоким уровнем конкурентоспособности гиперинфляция, как правило, не проявляется, так как естественным ограничением для роста цен служит конкуренция, и чем она выше, тем меньше вероятность ее возникновения. 

       Инфляция  спроса – проявляется в экономической ситуации, когда совокупные денежные доходы населения и предприятий увеличиваются быстрее, чем рост реального объема всех товаров и услуг. Как правило, это тип инфляции чаще  всего наблюдается при полной занятости. При этом не имеет значения, за счет чего увеличивается спрос – за счет увеличения расходов государства (например, на военные и социальные заказы) или за счет повышения спроса на товары и услуги со стороны предпринимателей.

        Рис.1 Возникновение  инфляции спроса 
 

       Инфляция  предложения – означает рост цен, который был  спровоцирован значительным увеличением издержек производства в условиях, когда производственные ресурсы были недоиспользованы, например, в ситуации, когда предприятия осуществляют крупную модернизацию своих фондов.

       Основные  фонды, или средства, - это длительно  используемые средства производства, участвующие в течение многих производственных циклов и имеющие  длительные сроки амортизации, под  которыми понимается процесс постепенного перенесения стоимости изношенных средств труда на произведенный с их помощью продукт.

       Такой вид инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного  спроса, достаточно часто встречается  в мировой практике, хотя на этот вид инфляции могут влиять и другие факторы. Согласно теории инфляции такой рост цен объясняется в основном факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. При этом повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, который предприятие готово предложить при существующем уровне цен. В этом случает предприятия пытаются переложить повышение издержек на потребителя конечных товаров, что в итоге будет зависеть от степени эластичности данного товара. Если степень эластичности позволяет переложить повышенные издержки на потребителя, то одновременно может уменьшиться предложение товаров и услуг и увеличатся цены. В этом случае не спрос, а издержки поднимают цены. Следовательно, при таком виде инфляции основными ее источниками являются рост издержек вследствие заработной платы, а также рост цен на сырье и энергию. На практике зачастую возникают ситуации, когда одновременно имеют место как инфляция спроса, так и инфляция предложения. Причинами увеличения как доходов, так и издержек являются, как правило, монополии- государство, профсоюзы и фирмы. Например, государство оплатит фирме выполнение государственного заказа не по существующим в настоящий момент, а по более высоким ценам. Получив больший доход, фирмы заработают больше денег и смогут покупать более дорогие сырье и материалы и одновременно смогут платить более высокую заработную плату, что также поднимет платежеспособный спрос и вновь влияет на рост цен. Но государство, помимо оплаты более дорогих госзаказов, одновременно может усилить инфляцию путем эмиссии бумажных денег для финансирования свои повышенных бюджетных расходов. Кроме этого, оно также может увеличить инфляцию через финансово-кредитный механизм своей финансовой системы, для чего, например, может повысить ставку процента и сыграть тем самым на удорожание банковского кредита.

       Как было показано выше, на рост инфляции влияет и увеличение дефицита государственного бюджета, хотя государство иногда использует и так называемый безэмиссионный источник финансирования дефицита (например, за счет выпуска государственных  ценных бумаг). Однако практика показывает, что в данном случае просто имеет место отложенная эмиссия, поскольку накопленный государственный долг все равно придется погашать. Оценивая влияние на инфляцию еще одного монополиста- профсоюзов, можно увидеть, что они действуют на инфляцию через механизм необоснованного требования повышения заработной платы. Справедливости  ради необходимо отметить, что почти такой же эффект вызывает и возможность монопольного повышения фирмами цен на свою продукцию. Очевидно, что заработная плата в издержках составляет довольно существенную долю, поэтому требования профсоюзов о повышении заработной платы часто являются источником как инфляции спроса, так и инфляции предложения. В этом случае и появляется спираль «цены-заработная плата», при которой рост одного фактора провоцирует рост другого.  

    Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности; неожидаемая — возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.

    Фактор  ожидаемости, предсказуемости по-новому освещает нам вопрос влияния инфляции на стратегию бизнеса, а именно: если все фирмы и все население знает наверняка, что в следующем году цены возрастут, скажем в 100 раз, то в условиях идеального свободного рынка имеется целый год на заблаговременную адаптацию к спрогнозированному скачку цен. Все предприятия и население также повысят в 100 раз цену на свой товар (станки, оборудование, услуги, рабочая сила и т. д.). Никто, таким образом, не пострадает существенно даже от гиперинфляции, а в случае непредсказуемости, неожидаемости роста цен даже на 10% (умеренная инфляция, по нашему определению) может произойти существенное снижение доходности соответствующих предприятий.

    Несбалансированность  и непредсказуемость инфляции в  СНГ разрушает психологическую устойчивость людей, которые все менее надеются на торможение роста цен. Большинство развитых стран тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать его более ожидаемым или сбалансированным. К сожалению, от отдельных предприятий здесь мало что зависит. Влияние на правительство могут иметь только ассоциации промышленников, мощное промышленное лобби в парламентах.

 
 

      3. Инфляция в системе  макрорегулирования  и финансовой стабилизации  экономической системы

      В связи с тем, что инфляция несет  в себе серьезные угрозы для оптимального функционирования экономического механизма, она является постоянным объектом в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации. Для этого правительство должно осуществлять мониторинг финансово-экономической ситуации в стране.

      Мониторинг- это непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как  основная часть управления.

      Проблема  макрорегулирования экономики и  антиинфляционная политика являются наиболее сложными в экономической науке  и практике. Условно всю государственную макроэкономическую политику можно подразделить на несколько подвидов:

    • Бюджетная
    • Социальная
    • Налогова
    • Ценовая
    • Кредино-финансовая
    • Промышленно-инвестиционная
    • Внешнеэкономическая
    • Эмиссионная

      Бюджетная политика – это основной вид государственной экономической политики, главной задачей которой является определение приоритетов социально-экономического развития страны на конкретно определенный период времени. Кроме того, это политика распределения и перераспределения полученных от налогов (и неналоговых платежей) государственных финансовых средств на решение общенациональных задач. Составной частью бюджетной политики является социальная политика, поскольку все социальные выплаты идут из бюджета.

      Налоговая политика-это законодательно оформленная  система изъятия у производителей товаров части финансовых средств на осуществление всех необходимых государственных функций и решение общенациональных задач.

      Ценовая политика – это политика регулирования  и достижения сбалансированности между  товарным предложением и платежеспособным спросом.

      Кредитно-финансовая политика- это политика регулирования  посредством кредитной банковской ставки, норм обязательного резервирования темпов и объемов инвестиций в  производство товарной массы, а также  воздействия на ценовые факторы.

      Промышленно-инвестиционная политика- это политика развития промышленно-технологического потенциала страны, обеспечивающая рост ВВП.

      Внешнеэкономическая политика- это политика, регулирующая внешнеэкономическую деятельность (с помощью таможенно-тарифных инструментов) и отношения внешнеторгового обмена с целью выравнивания качественных характеристик уровня жизни населения страны за счет экспортно-импортных операций.

      Эмиссионная политика-это политика, направленная на регулирование и поддержание (с помощью изменения объема денежной массы в обращении) товарно-денежного равновесия при изменениях в объеме ВВП, поскольку для сохранения равновесия при увеличении количества товаров и услуг количество денег в обращении должно увеличиваться, и наоборот. В случае уменьшения товарной массы Центральный банк страны проводит изъятие денег из обращения.

      Поскольку инфляция влияет на все стороны экономической  жизни, то основной целью макроэкономического  регулирования в первую очередь  является преодоление социально-экономических последствий инфляции. Основным дестабилизирующим фактором инфляции в экономике является обесценение потока денежных доходов, так как инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (и населения, и предприятий, и государства) фактически уменьшаются по своей покупательной способности. Необходимо различать номинальные и реальные доходы.

      Номинальный (денежный) доход- это конкретно выраженное количество денежных единиц, которые  получает человек в виде заработной платы, ренты, прибыли или процента.

      Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые потребитель может купить на сумму номинального дохода. Например, в 1986г. средняя зарплата составляла примерно 200руб., а в 2002г.-около 5000руб., при этом буханка хлеба в 1986г.стоила 20коп. , а в 2002г. стала стоить 5руб. Номинально зарплата 5000руб. в 25раз больше чем 200руб, но ее реальная покупательная способность равна зарплате в 200руб., так как и на 200руб. в 1986г. и на 500руб. в 2002г. можно купить 1000 буханок хлеба. Поэтому в данном случае можно констатировать, что в экономике за этот период произошло изменение масштаба цен, т.е. увеличение соотношения между количеством денег и товаров, но при этом покупательная способность обращающихся денег осталась прежней.

      Под масштабом цен принято понимать способ и средство измерения, выражения стоимости товара в денежных единицах.

      Однако  на практике, если номинальный доход  остается стабильным или растет медленнее  темпов инфляции, то в условиях спада  производства, т.е. уменьшения товарной массы, реальный доход падает. Именно поэтому от инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. В реальной экономике довольно часто возникает ситуация, при которой увеличение номинальных доходов сопровождается значительным снижением реальных доходов. Как правило, это происходит  при одновременно наблюдаемых инфляции и спаде производства, когда сокращается количество реально производимых товаров и услуг. Если же рост дохода опережает темпы инфляции, то финансовое состояние экономических субъектов улучшается. Так, если при условии неэластичного спроса производитель сможет повышать цены на свою продукцию пропорционально сложившимся в экономике темпам инфляции или быстрее, то от инфляции он ничего не потеряет. Однако на практике большинство экономических субъектов не имеют такой возможности, поэтому их финансовое положение в период инфляции может значительно ухудшаться.

      Еще одной особенностью инфляции является ее способность перераспределять доходы. Например, если денежная ссуда берется  при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда в результате инфляции на эту сумму можно купить гораздо меньше, то фактически должники обогащаются за счет своих кредиторов. В условиях инфляции выигрывают те, кто взял кредит, допустим, на освоение дачных участков, или предприятия, у которых дебиторская задолженность превышает кредиторскую. От инфляции может выиграть и правительство, которое выпустило на большую сумму государственные ценные бумаги, так как инфляция дает ему возможность оплатить большой государственный долг рублями, имеющими значительно меньшую покупательную способность, чем на момент эмиссии. Следовательно, чем несбалансированнее ситуация в экономике, тем она может быть лучше для одних субъектов рыночной экономики и хуже для других. На основании приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инфляция, по сути, является инструментом перераспределения доходов, так как всегда имеют место зафиксированные на какой-то срок договоренности (будь то зарплата или ставка процента за кредит). Теряют при этом те экономические субъекты, которые по данным договоренностям вкладывают свои средства. Особенно много теряют те, кто в период инфляции продает недвижимость, так как рост цен, с одной стороны, увеличивает номинальную стоимость недвижимого имущества, а с другой -сохраняет реальную покупательную способность и стоимость вложенных средств. В силу этого экономические субъекты, которые имеют крупные вложения финансовых ресурсов в недвижимость, сохраняют их от обесценения.

      Поскольку в период сильной инфляции растут цены и на товарно-материальные ресурсы, то экономические субъекты стремятся как можно быстрее вложить свои стремительно обесценивающиеся финансовые средства в запасы. Но это автоматически приводит к нехватке денежных средств и у населения, и у предприятий, что в результате усиливает инфляцию спроса. Для того чтобы предотвратить ее, нужна адекватная ситуации кредитно-денежная политика правительства, например, контроль за ценами в секторах производства, где предприятия являются монополистами. Здесь возможны два подхода к управлению экономическим механизмом в условиях инфляции: поиск адаптационной политики, т.е. приспособление к инфляции, попытка ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

      Адаптационная политика построена на том, что все  субъекты рыночной экономики – от домохозяйства, фирмы до государства –в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего через расчет возможных потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существую два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину уровня инфляции. Другой метод компенсации инфляции – индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется на основании движения определенного, заранее оговоренного индекса. Таким образом, экономические субъекты пытаются, с одной стороны, адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов, с другой, - защитить себя от инфляции путем введения в контракт инфляционной корректировки заработной платы.

Информация о работе Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ