Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:10, реферат

Описание

Вероятно, легче всего увидеть основополагающую связь между деньгами и инфляцией, если задуматься над тем, что инфляции просто не могло бы быть при отсутствии денег. Если бы все сделки осуществлялись на основе натурального обмена, мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией. Инфляция просто логически невозможна в обществе, где одни блага непосредственно обмениваются на другие без какого-либо использования денег.
Если инфляция фактически не повышает стоимости жизни, то почему она представляет собой проблему? Почему она вызывает у всех так много беспокойства? Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределённостью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызывал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп.

Содержание

Введение
1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды и типы инфляции
2.
Инфляция в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации экономической системы
2.1 Основные направления российской антиинфляционной политики
2.2 Показатели инфляции в 2005 году
2.3.Согласованный Министерствами РФ план борьбы с инфляцией на 2006г.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 525.50 Кб (Скачать документ)

      Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в  сторону наиболее неэластичных товаров  и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

      Фирмы также изменяют свою экономическую  политику в условиях инфляции. Это  выражается, например, в том, что  они берутся лишь за реализацию краткосрочных  проектов, которые сулят более  быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств вынуждает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и к повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке. Одновременно в условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы руководство вынуждено увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой, ввиду того что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть прибыли (за вычетом налогов) направлять на развитие производства.

      Приведенные примеры показывают серьезность  проблемы инфляции и в связи с  этим необходимость и возможность  ее решения, причем набор методов  здесь достаточно широк – от прямого (через  эффективную ценовую политику) до косвенного (ограничение денежной массы в обращении) регулирования. 
 
 

      3. Основные направления российской

      антиинфляционной  политики 

      Наиболее  серьезную угрозу для экономики  представляет гиперинфляция, которая  несет в себе разрушительные последствия  вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является, то, что производственная деятельность становится неэффективной, в результате идет массовое переключение на торгово-посредническую деятельность, фирмам становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, а это, в свою очередь, ведет к усилению инфляционного давления. В итоге начинается общее сворачивание производства, при котором нормальные экономические отношения попросту разрушаются. В этих условиях неизвестно, какую цену необходимо назначить на товары, поэтому нарушаются и кредитные отношения. Заниженная реализация приводит к снижению налоговых поступлений, в результате растут дефицит бюджета и государственный долг и деньги фактически перестают выполнять свои функции. В конце концов наступает кризис финансово-денежной сфере, при котором как производство, так и обмен попросту останавливаются, и в итоге может наступить не только экономический, но и социальный хаос. С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с ней выдвинулись в финансово-экономической политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный характер.

      Основными направлениями российской антиинфляционной политики в этих условиях являются регулирование инструментами денежно-кредитной  политики объемов денежной массы. Однако, как показывает опыт, преодоление  высокой инфляции в России с помощью  только одних монетарных методов носит крайне неустойчивый характер, что объясняется двумя факторами. Во-первых, в стране в огромном объеме появились неплатежи, в том числе и длительные задержки выплаты зарплаты и пенсий, особенно со стороны руководителей частных предприятий. Но если в этих условиях для ликвидации неплатежей провести значительную эмиссию, то рост цен может вернуться на уровень гиперинфляции. Во-вторых, повышение государственных расходов при недостаточном уровне доходов, как правило, вынуждает правительство прибегать к погашению дефицита через заимствования на внутреннем рынке. Однако в настоящее врем с ростом налоговых поступлений объем заимствований на внутреннем рынке резко сократился, т.е. вместо дефицита бюджета образуется профицит.

      Таким образом, высокая инфляция является негативно состовляющей всего процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения. Здесь можно выделить два диаметрально противоположных подхода к решению этой проблемы.

      Первый  связан с последовательным проведением  в жизнь монетаристской программы  финансовой стабилизации по рекомендациям  Международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.

      Второй  способ принципиально отличен от первого. Он обосновывает необходимость использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели и ее новых модификаций. Кстати, именно второй способ подразумевает активное регулирование воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.

      Анализ  обоих вариантов показывает, что необходим набор методов , в ктором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВВП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.

4.1.Согласованный  Министерствами РФ  план борьбы с  инфляцией                   на 2006г.

 

      В правительство внесен план первоочередных мер по борьбе с инфляцией, согласованный на уровне министерств. Поручение составить такой план не раз давали экономистам как президент, так и глава правительства. Представленный документ называется "Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен" и содержит подробный анализ главных факторов, влияющих на рост инфляции, а также план действий по ликвидации этих факторов.

      Среди факторов, из-за которых страна столкнулась  с рекордной инфляцией (7,2 процента за 5 месяцев), названы: рост цен на продовольствие, повышение тарифов для населения на продукцию и услуги локальных монополий, вызвавшее рост тарифов ЖКХ. Авторы документа считают, что одобренное правительством увеличение бюджетных расходов на 350 миллиардов рублей также ускорит инфляционный рост.

      Для борьбы с инфляцией в документе предлагается установить предельные параметры повышения цен на услуги ЖКХ, взяв пример с практики регулирования тарифов естественных монополий, постараться привлечь крупный капитал в производство сельхозпродукции, а также создать условия для залогового кредитования фермеров под будущий урожай.

      Чтобы обуздать рост цен на топливо, в документе  предлагается не предусматривать в  бюджете на 2006 год повышение ставок акцизов на бензин и дизельное  топливо. Кроме того, есть предложение  в ближайшие три года индексировать акцизы в размерах, не превышающих прогноз инфляции.

      Документ  считает необходимым проводить  консервативную бюджетную и умеренно жесткую денежную политику для борьбы с инфляцией, и исключить тем  самым изменение параметров бюджета  в ходе его выполнения. Авторы также указали, что потенциал укрепления курса рубля для борьбы с инфляцией фактически исчерпан. 

      5. Показатели инфляции в 2005 году. 

      Инфляция  в 2005 году была самой низкой за последние  семь лет и составила 10,9%. Такие  данные официально объявила Федеральная  служба государственной статистики (Росстат). Рост цен в 2005 году составил 10,9%, против 11,7% в 2004 году. В декабре инфляция равнялась 0,8% по сравнению с 0,7% в ноябре и 1,1% в декабре прошлого года. Является ли замедление инфляции седьмой год подряд устойчивой тенденцией? На этот счет у экспертов нет единого взгляда.

      В принципе, успехи правительства в замедлении инфляции можно назвать удачей. Особенно, если учитывать, что к концу года в экономике существенно увеличился спрос на деньги. К примеру, по оценкам аналитиков ИК "Финам", рост цен производителей (PPI) по итогам года составит около 16%. Примечательно, что конечная цифра оказалась не только ниже среднерыночного прогноза, но и лучше собственного прогноза самих чиновников.

      Сначала правительство предполагало удержать инфляцию в пределах 8,5%, но затем  прогноз постепенно повышался и  в итоге составил 11-11,5%. Прогнозы аналитиков по инфляции-2005 колебались в пределах от 12% до 11,1%. Успехи правительства в укрощении строптивой инфляции аналитики объясняют действием ряда правительственных антиинфляционных мер: жесткой бюджетной политикой, проводимой Минфином, а также замораживанием розничных цен на топливо. Также в этой связи отмечают политику ЦБ по сдерживанию курса на валютном рынке и положительную для нас динамику доллара на международном рынке - все это способствовало отсутствию чрезмерного давления на валютном рынке. "Замораживание" цен на бензин тоже в известной степени принесли свой вклад в удержании инфляции.

      Официальный прогноз инфляции на 2006 г. составляет 7,5-8,5% по версии Банка России и до 8-9% - по прогнозу МЭРТ, а к 2008 г. планируется ее снижение до 4-5,5%. Мнения аналитиков по поводу роста цен в наступившем году расходятся. Прогноз по инфляции от Банка Москвы на 2006 год составляет 10,5%. В ПСБ-банке считают, что положительная динамика нарушится и в конце 2006 года мы увидим результат в 11,4%. Основным фактором, по их мнению, станет запланированное увеличение бюджетных расходов, а также ограниченность по времени административных мер, принятых в конце прошлого года.

      По  мнению экспертов из УК "Парма-Менеджмент", инфляция в 2006 году не будет ниже 10%. На инфляцию будут продолжать оказывать влияние те же факторы, что и в 2005: рост цен на жилье, услуги и товары, не регулируемые государством, а также не испытывающие конкуренции с импортом. Тем не менее, аналитики полагают, что важные составляющие роста цен прошлого года - коммунальные услуги, цены на топливо - вряд ли покажут слишком большой прирост в этом году.

      Аналитик  ИК "Финам" также полагает, что  инфляцию в наступившем году вряд ли удастся удержать ниже 10%, а значит, замедление роста инфляции пока не является устойчивой тенденцией: "Высокий инфляционный фон будут поддерживать такие факторы, как монополизированность ряда ключевых секторов экономики, значительный рост тарифов естественных монополий, дисбаланс между темпами роста спроса и предложения на потребительском рынке, высокие инфляционные ожидания субъектов экономики, существенное увеличение социальных расходов бюджета при отсутствии механизмов "связывания" части доходов населения в долгосрочные инвестиции. Кроме того, действует и монетарный фактор инфляции - колоссальный приток нефтедолларов вынуждает Центральный Банк увеличивать денежное предложение для того, чтобы скупать избыточное предложение валюты и не допускать слишком резкого укрепления рубля", - считает эксперт. 

      Инфляция в России в декабре 2005 года составила 0,8. Темп среднесуточного прироста цен в декабре 2005 года равнялся 0,026%. Базовая инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в декабре составила 0,6%, а в целом за 2005 год - 8,3%.

      В целом за 2005 год тарифы на платные  услуги населению повысились на 21%, цены на продовольственные товары - на 9,6% (без учета плодоовощной продукции - на 9,1%), цены на непродовольственные товары - на 6,4%.

      В декабре продовольствие подорожало на 1,1%, а без учета плодоовощной продукции - на 0,6%. Тарифы на платные  услуги за месяц выросли на 0,8%, цены на непродовольственные товары - на 0,5%.

      Инфляция  в декабре превысила 1% в 16-ти субъектах РФ, в том числе в Чеченской Республике она достигла 2,1%. Инфляция в Москве в декабре составила 0,9%, а в целом за 2005 г - 10,4%; в Санкт-Петербурге - 0,8% и 12% соответственно. Среди основных групп продовольственных товаров в целом за 2005 г более всего подорожали мясо и птица - на 18,6%, плодоовощная продукция - на 14,3%, рыба и морепродукты - на 12,7%, молоко и молочная продукция - на 10,5%. Снижение цен на 0,1% зафиксировано на сахар-песок.

      Среди основных групп непродовольственных  товаров в 2005 году опережающими темпами подорожал автомобильный бензин - на 15,8%. Цены на стройматериалы повысились на 9,1%, трикотажные изделия - на 8,6%, одежду и белье - на 7,5%, моющие и чистящие средства - на 6,4%, обувь - на 6,3%, ткани и табачные изделия - на 5,3%. Цены на телерадиотовары за год снизились на 0,8%. Среди платных услуг населению в целом за 2005 год значительнее всего выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги - на 32,7% (в том числе жилищные - на 36,1%, коммунальные - на 31,5%), и услуги дошкольного воспитания - на 32,1%.

      Далее по убыванию темпов роста тарифов  следовали медицинские услуги - 18,7%, услуги организаций культуры - 17,7%, проезд в пассажирском транспорте - 15,8%, бытовые  услуги - 15,3%, услуги образования - 15%, санаторно-оздоровительные услуги - 11,2%, услуги связи - 9,1%

      Планом  по снижению темпов роста потребительских  цен определено, что для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно  ужесточается тарифная политика на продукцию  естественных монополий: темп прироста цен на газ будет снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, будет также более умеренным, чем в 2005 году. К необходимой мере отнесено стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.

Информация о работе Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ