Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 01:10, реферат
Вероятно, легче всего увидеть основополагающую связь между деньгами и инфляцией, если задуматься над тем, что инфляции просто не могло бы быть при отсутствии денег. Если бы все сделки осуществлялись на основе натурального обмена, мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией. Инфляция просто логически невозможна в обществе, где одни блага непосредственно обмениваются на другие без какого-либо использования денег.
Если инфляция фактически не повышает стоимости жизни, то почему она представляет собой проблему? Почему она вызывает у всех так много беспокойства? Проблемы, создаваемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределённостью. Они возникают не потому, что ценность денег падает, а потому, что будущая ценность денег непредсказуема. Высокий, но постоянный темп инфляции, который каждый мог бы с уверенностью рассчитывать, вызывал бы меньше проблем, чем более низкий, но менее предсказуемый темп.
Введение
1. Сущность инфляции
1.1. Понятие инфляции
1.2. Причины возникновения инфляции
1.3. Виды и типы инфляции
2.
Инфляция в системе макрорегулирования и финансовой стабилизации экономической системы
2.1 Основные направления российской антиинфляционной политики
2.2 Показатели инфляции в 2005 году
2.3.Согласованный Министерствами РФ план борьбы с инфляцией на 2006г.
Заключение
Способами адаптации для домашних хозяйств являются перестройка бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.
Фирмы
также изменяют свою экономическую
политику в условиях инфляции. Это
выражается, например, в том, что
они берутся лишь за реализацию краткосрочных
проектов, которые сулят более
быстрое возвращение
Приведенные
примеры показывают серьезность
проблемы инфляции и в связи с
этим необходимость и возможность
ее решения, причем набор методов
здесь достаточно широк – от прямого
(через эффективную ценовую политику)
до косвенного (ограничение денежной массы
в обращении) регулирования.
3. Основные направления российской
антиинфляционной
политики
Наиболее серьезную угрозу для экономики представляет гиперинфляция, которая несет в себе разрушительные последствия вплоть до экономического краха. Наиболее опасным последствием гиперинфляции является, то, что производственная деятельность становится неэффективной, в результате идет массовое переключение на торгово-посредническую деятельность, фирмам становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в ожидании будущего повышения цен, а это, в свою очередь, ведет к усилению инфляционного давления. В итоге начинается общее сворачивание производства, при котором нормальные экономические отношения попросту разрушаются. В этих условиях неизвестно, какую цену необходимо назначить на товары, поэтому нарушаются и кредитные отношения. Заниженная реализация приводит к снижению налоговых поступлений, в результате растут дефицит бюджета и государственный долг и деньги фактически перестают выполнять свои функции. В конце концов наступает кризис финансово-денежной сфере, при котором как производство, так и обмен попросту останавливаются, и в итоге может наступить не только экономический, но и социальный хаос. С 1992 г. проблемы высокой инфляции и меры борьбы с ней выдвинулись в финансово-экономической политике России на первое место. Очевидно, что резкий рост цен был вызван именно процессом либерализации, так как к началу реформ российская экономика носила в основном монопольный характер.
Основными
направлениями российской антиинфляционной
политики в этих условиях являются
регулирование инструментами
Таким образом, высокая инфляция является негативно состовляющей всего процесса перехода от прежней плановой экономики к рыночной. Необходимо отметить, что результативность мер борьбы с инфляцией неразрывно связана с выбором целей и путей их достижения. Здесь можно выделить два диаметрально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый связан с последовательным проведением в жизнь монетаристской программы финансовой стабилизации по рекомендациям Международного валютного фонда, суть которого заключается в минимизации дефицита госбюджета и проведении жесткой кредитно-денежной политики при сохранении плавающего курса обмена рубля в рамках так называемой внутренней его конвертируемости.
Второй способ принципиально отличен от первого. Он обосновывает необходимость использования определенных, достаточно жестких мер, построенных на основе кейнсианской модели и ее новых модификаций. Кстати, именно второй способ подразумевает активное регулирование воздействие государства, включая временное замораживание или прямое сдерживание роста цен и зарплаты, с целью предотвращения высокой инфляции. Одновременно создается необходимая рыночная инфраструктура, проводятся налоговое стимулирование производства и поддержка жизненно важных отраслей и производств.
Анализ обоих вариантов показывает, что необходим набор методов , в ктором должны присутствовать как меры по увеличению денежного предложения (если наблюдается рост ВВП), так и меры ограничительного характера. Главным условием при выборе мер должно быть понимание глубинных причин сложившейся кризисной ситуации, и в зависимости от нее необходимо принимать те или иные решения.
В правительство внесен план первоочередных мер по борьбе с инфляцией, согласованный на уровне министерств. Поручение составить такой план не раз давали экономистам как президент, так и глава правительства. Представленный документ называется "Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен" и содержит подробный анализ главных факторов, влияющих на рост инфляции, а также план действий по ликвидации этих факторов.
Среди факторов, из-за которых страна столкнулась с рекордной инфляцией (7,2 процента за 5 месяцев), названы: рост цен на продовольствие, повышение тарифов для населения на продукцию и услуги локальных монополий, вызвавшее рост тарифов ЖКХ. Авторы документа считают, что одобренное правительством увеличение бюджетных расходов на 350 миллиардов рублей также ускорит инфляционный рост.
Для борьбы с инфляцией в документе предлагается установить предельные параметры повышения цен на услуги ЖКХ, взяв пример с практики регулирования тарифов естественных монополий, постараться привлечь крупный капитал в производство сельхозпродукции, а также создать условия для залогового кредитования фермеров под будущий урожай.
Чтобы обуздать рост цен на топливо, в документе предлагается не предусматривать в бюджете на 2006 год повышение ставок акцизов на бензин и дизельное топливо. Кроме того, есть предложение в ближайшие три года индексировать акцизы в размерах, не превышающих прогноз инфляции.
Документ
считает необходимым проводить
консервативную бюджетную и умеренно
жесткую денежную политику для борьбы
с инфляцией, и исключить тем
самым изменение параметров бюджета
в ходе его выполнения. Авторы также
указали, что потенциал укрепления курса
рубля для борьбы с инфляцией фактически
исчерпан.
5.
Показатели инфляции
в 2005 году.
Инфляция в 2005 году была самой низкой за последние семь лет и составила 10,9%. Такие данные официально объявила Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Рост цен в 2005 году составил 10,9%, против 11,7% в 2004 году. В декабре инфляция равнялась 0,8% по сравнению с 0,7% в ноябре и 1,1% в декабре прошлого года. Является ли замедление инфляции седьмой год подряд устойчивой тенденцией? На этот счет у экспертов нет единого взгляда.
В принципе, успехи правительства в замедлении инфляции можно назвать удачей. Особенно, если учитывать, что к концу года в экономике существенно увеличился спрос на деньги. К примеру, по оценкам аналитиков ИК "Финам", рост цен производителей (PPI) по итогам года составит около 16%. Примечательно, что конечная цифра оказалась не только ниже среднерыночного прогноза, но и лучше собственного прогноза самих чиновников.
Сначала правительство предполагало удержать инфляцию в пределах 8,5%, но затем прогноз постепенно повышался и в итоге составил 11-11,5%. Прогнозы аналитиков по инфляции-2005 колебались в пределах от 12% до 11,1%. Успехи правительства в укрощении строптивой инфляции аналитики объясняют действием ряда правительственных антиинфляционных мер: жесткой бюджетной политикой, проводимой Минфином, а также замораживанием розничных цен на топливо. Также в этой связи отмечают политику ЦБ по сдерживанию курса на валютном рынке и положительную для нас динамику доллара на международном рынке - все это способствовало отсутствию чрезмерного давления на валютном рынке. "Замораживание" цен на бензин тоже в известной степени принесли свой вклад в удержании инфляции.
Официальный прогноз инфляции на 2006 г. составляет 7,5-8,5% по версии Банка России и до 8-9% - по прогнозу МЭРТ, а к 2008 г. планируется ее снижение до 4-5,5%. Мнения аналитиков по поводу роста цен в наступившем году расходятся. Прогноз по инфляции от Банка Москвы на 2006 год составляет 10,5%. В ПСБ-банке считают, что положительная динамика нарушится и в конце 2006 года мы увидим результат в 11,4%. Основным фактором, по их мнению, станет запланированное увеличение бюджетных расходов, а также ограниченность по времени административных мер, принятых в конце прошлого года.
По мнению экспертов из УК "Парма-Менеджмент", инфляция в 2006 году не будет ниже 10%. На инфляцию будут продолжать оказывать влияние те же факторы, что и в 2005: рост цен на жилье, услуги и товары, не регулируемые государством, а также не испытывающие конкуренции с импортом. Тем не менее, аналитики полагают, что важные составляющие роста цен прошлого года - коммунальные услуги, цены на топливо - вряд ли покажут слишком большой прирост в этом году.
Аналитик
ИК "Финам" также полагает, что
инфляцию в наступившем году вряд
ли удастся удержать ниже 10%, а значит,
замедление роста инфляции пока не является
устойчивой тенденцией: "Высокий инфляционный
фон будут поддерживать такие факторы,
как монополизированность ряда ключевых
секторов экономики, значительный рост
тарифов естественных монополий, дисбаланс
между темпами роста спроса и предложения
на потребительском рынке, высокие инфляционные
ожидания субъектов экономики, существенное
увеличение социальных расходов бюджета
при отсутствии механизмов "связывания"
части доходов населения в долгосрочные
инвестиции. Кроме того, действует и монетарный
фактор инфляции - колоссальный приток
нефтедолларов вынуждает Центральный
Банк увеличивать денежное предложение
для того, чтобы скупать избыточное предложение
валюты и не допускать слишком резкого
укрепления рубля", - считает эксперт.
Инфляция в России в декабре 2005 года составила 0,8. Темп среднесуточного прироста цен в декабре 2005 года равнялся 0,026%. Базовая инфляция, исключающая кратковременные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного, событийного и сезонного характера, в декабре составила 0,6%, а в целом за 2005 год - 8,3%.
В целом за 2005 год тарифы на платные услуги населению повысились на 21%, цены на продовольственные товары - на 9,6% (без учета плодоовощной продукции - на 9,1%), цены на непродовольственные товары - на 6,4%.
В декабре продовольствие подорожало на 1,1%, а без учета плодоовощной продукции - на 0,6%. Тарифы на платные услуги за месяц выросли на 0,8%, цены на непродовольственные товары - на 0,5%.
Инфляция в декабре превысила 1% в 16-ти субъектах РФ, в том числе в Чеченской Республике она достигла 2,1%. Инфляция в Москве в декабре составила 0,9%, а в целом за 2005 г - 10,4%; в Санкт-Петербурге - 0,8% и 12% соответственно. Среди основных групп продовольственных товаров в целом за 2005 г более всего подорожали мясо и птица - на 18,6%, плодоовощная продукция - на 14,3%, рыба и морепродукты - на 12,7%, молоко и молочная продукция - на 10,5%. Снижение цен на 0,1% зафиксировано на сахар-песок.
Среди основных групп непродовольственных товаров в 2005 году опережающими темпами подорожал автомобильный бензин - на 15,8%. Цены на стройматериалы повысились на 9,1%, трикотажные изделия - на 8,6%, одежду и белье - на 7,5%, моющие и чистящие средства - на 6,4%, обувь - на 6,3%, ткани и табачные изделия - на 5,3%. Цены на телерадиотовары за год снизились на 0,8%. Среди платных услуг населению в целом за 2005 год значительнее всего выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги - на 32,7% (в том числе жилищные - на 36,1%, коммунальные - на 31,5%), и услуги дошкольного воспитания - на 32,1%.
Далее по убыванию темпов роста тарифов следовали медицинские услуги - 18,7%, услуги организаций культуры - 17,7%, проезд в пассажирском транспорте - 15,8%, бытовые услуги - 15,3%, услуги образования - 15%, санаторно-оздоровительные услуги - 11,2%, услуги связи - 9,1%
Планом по снижению темпов роста потребительских цен определено, что для снижения темпов инфляции в 2006 году существенно ужесточается тарифная политика на продукцию естественных монополий: темп прироста цен на газ будет снижен до 11% против 23% в 2005 году, рост тарифов на электроэнергию и грузовых тарифов на железнодорожные перевозки установлен ниже целевого уровня инфляции (7,5%). Рост тарифов на услуги, оказываемые естественными монополиями для населения, будет также более умеренным, чем в 2005 году. К необходимой мере отнесено стимулирование спроса на деньги и создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты.
Информация о работе Инфляция: причины, виды и типы инфляции, инфляция в РФ