Правовые основы денежной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:13, реферат

Описание

Деньги известны с далекoй древнoсти. Они являют собой особый вид универсального товара, который используется в качестве всеобщего эквивалента, а так же с помощью которого выражается стоимость всех других товаров.
Функции денег: мера стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, накоплений и сбережений, средства платежа, мировых денег.

Содержание

Введение
3

1
Понятие и основы денежной системы РФ
5

1.1 Понятие денежной системы
5

1.2 Правовое регулирование денежной системы РФ
8

2
Принципы организации денежной системы
10

3
Элементы денежной системы
13

4
Эмиссионное право Банка РФ
17

Заключение
23

Список использованной литературы
25

Работа состоит из  1 файл

Правовые основы денежной системы РФ.docx

— 49.61 Кб (Скачать документ)

Банкноты выпускаются  строго определенного достоинства: 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. С 1 января 2002 г. введена в обращение наличная единая европейская валюта евро достоинством 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро.

Казначейские билеты —  бумажные деньги, выпускаемые непосредственно  государственным казначейством  — министерством финансов или  специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие  от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену  на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между  казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.

Разменная мoнета — слиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.

 

4 Эмиссионное  право Банка РФ

 

Эмиссионные операции - это  операции по выпуску и изъятию  денег и их обращения. Эмиссию  осуществляет исключительно ЦБ РФ - это установлено законодательно. На ЦБ РФ возложена обязанность укрепления денежного обращения в целях  обеспечения устойчивости и платежеспособности денежной единицы России.

Субъектом эмиссионной операции является эмитент. Закон «О рынке  ценных бумаг» устанавливает, что «эмитент - это юридическое лицо, группа юридических  лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар - ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности.

Однако существуют общие  правила, применяя которые можно  достигнуть определенных успехов на отечественном фондовом рынке:

1) эмиссии ценных бумаг  должны быть адресными, т. е.  сориентированными на определенного  инвестора;

2)  должно тщательно  прорабатываться время появления  ценных бумаг на основе оценки  финансовой ситуации в стране;

3) важно отразить в  условиях предстоящего выпуска  ценных бумаг те преимущества, которые имеет эмитент и его  инвестиционная программа;

4) чем ниже статус эмитента, тем больше прав, гарантий для  инвестора должен содержать выпуск  ценных бумаг, по возможности  его целесообразно наделить уникальными  преимуществами для инвестора.  Например, правом конверсии в  иные ценные бумаги, объединить  выпускаемые акции с опционом  «пут» и так далее.

Принципы организации  эмиссионных операций ЦБ

Принципы организации  эмиссионных операций ЦБ РФ обусловлены  основными целями его деятельности, в соответствии с которыми Центральный банк:

1)монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег;

2)прогнозирует и организует  производство, перевозку и хранение  банкнот и монет;

3)создает резервные фонды  банкнот и монет;

4) устанавливает правила  хранения, перевозки, инкассации  денег для кредитных организаций;

5) устанавливает признаки  платежеспособности денежных знаков  и порядок замены поврежденных  банкнот и монет, а также  их уничтожение.

За Центральным Банком законодательно закреплена только монополия  на эмиссию наличных денег в обращение. Однако, ЦБ может воздействовать и  на безналичную эмиссию, которая  осуществляется коммерческими банками  с учетом банковского (депозитного) мультипликатора. Это влияние осуществляется, во-первых, через рефинансирование банков (расширяя или сжимая рефинансирование, центральный банк увеличивает или  уменьшает банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая способность коммерческих банков «делать деньги»), во-вторых, через изменение нормы обязательного  резерва, уменьшая или увеличивая свободные  ресурсы коммерческого банка. Кроме  того, величина банковского (депозитного) мультипликатора находится в  обратной зависимости именно от норматива  обязательных резервов коммерческих банков. Следовательно, через изменение  норматива обязательных резервов коммерческих банков центральный банк воздействует на величину банковского (депозитного) мультипликатора, уменьшая или увеличивая способность создания денег системой коммерческих банков.

Выполнение Центральным  банком роли эмиссионного центра страны непосредственно связана с его  ролью как органа денежно-кредитного регулирования. Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный банк регулирует состояние денежно-кредитной  сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его  предложением, проводит денежно-кредитную  политику.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

1) проведение исследований  по проблемам экономики и состояние  денежно-кредитной сферы, образующих  основу денежно-кредитной политики;

2) определение направлений  денежно-кредитной политики;

3) выбор основных инструментов  денежно-кредитного регулирования:  рефинансирование банков, нормативы  обязательных резервов, депозитные  операции, процентная политика, операции  на открытом рынке;

4) создание и ведение  статистических данных по объему  денежной массы, кредитам и  сбережениям;

5) составление денежных  программ и контроль за их  выполнением.

Двухуровневая банковская система  предполагает взаимодействие Центрального Банка только с коммерческими  банками, без его непосредственного  вмешательства в деятельность реального  сектора экономики. Поэтому основной вклад Банка России в улучшение  условий работы реального сектора  экономики состоит в проведении такой денежно- кредитной политики, которая должна обеспечить необходимую  степень насыщения экономики  деньгами при одновременном сдерживании  инфляции. Такая политика позволяет  создать предпосылки для увеличения совокупного спроса, нормализации денежных потоков, решения проблемы неплатежей и вытеснения денежных суррогатов.

Поэтому особенно важным является следующее направление деятельности центрального банка: Центральный банк выступает и как банк банков. Центральный  банк хранит свободные денежные резервы  коммерческих банков, является расчетным  центром банковской системы, предоставляет  ссуды коммерческим банкам. Центральный  банк организует платежно-расчетные  отношения коммерческих банков, которые  выступают клиентами центрального банка и является участником этих отношений, формирует систему наличных и безналичных расчетов. Выступая в роли кредитора последней инстанции  для коммерческих банков, центральный  банк воздействует на состояние денежно- кредитной сферы, создает базу для  расширения ссудных операций коммерческих банков, повышает уровень их ликвидности. Так, предоставление кредитов коммерческим банкам со стороны центрального банка  позволяет предотвратить панику вкладчиков.

Центральный банк как агент  правительства выполняет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведет счета правительства, является его финансовым консультантом, а  также осуществляет перевод валютных средств при расчетах правительства  с другими странами и международными финансово-кредитными организациями.

В операциях по размещению и погашению государственного долга  Центральный банк выступает одним  из участников размещения и держателем части государственных обязательств. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных ценных бумаг и  погашения государственного долга. При этом учитывается их воздействие  на состояние банковской системы  и приоритеты государственной денежно-кредитной  политики.

В то же время, в настоящее  время Центральный банк не имеет  права предоставлять прямые кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов. Это является одним из проявлений независимости  Центрального банка.

Как орган валютного регулирования  в РФ Банк России:

1) определяет сферу и  порядок обращения валютных ценностей  на территории РФ;

2)  устанавливает правила  и порядок проведения в РФ  резидентами и нерезидентами  валютных операций, единые формы  учета, документации и статистики  валютных операций;

3) выдает и отзывает  лицензии кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций.

Центральный банк через уполномоченные банки контролирует:

1) правильность проведения  операций по экспорту, импорту  товаров, работ, услуг;

2) правильность использования  режимов валютных счетов;

3) соблюдение порядка  обязательной продажи части валютной  выручки клиентами уполномоченных  банков;

4) правильность организации  работы обменных пунктов на  территории РФ, совершения и учета  валютно-обменных операций в уполномоченных  банках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Денежная система –  это исторически сложившиеся и закрепленные правовыми нормами способы и формы выпуска денег в стране. С помощью денежной системы государство организует денежное обращение.

Денежная система состоит из следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег, эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальная валютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит в денежную систему страны.

Современная денежная система  строится по следующим принципам:

1) принципы организации системы;

2) принцип централизованного управления денежной системой;

3) принцип планирования денежного оборота;

4) принцип устойчивости и эластичности денежного оборота;

5) принцип кредитного характера денежной эмиссии;

6) принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков;

7) принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны;

8) принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования;

9) принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования;

10) принцип надзора и контроля за денежным оборотом;

11) принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны.

В Российской Федерации денежная система включает в себя:

-официальную денежную единицу;

-порядок эмиссии наличных денег;

-организацию и регулирование денежного обращения.

Таким образом, денежная система  Российской Федерации функционирует  в соответствии с Федеральным  законом о Центральном Банке  РФ и ряде иных подзаконных актах  Российской Федерации, определившие ее правовые основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Конституция РФ.
    2. Гражданский кодекс РФ. (Часть 1).
    3. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
    4. Уголовный кодекс РФ.
    5. ФЗ «О банках и банковской деятельности».
    6. ФЗ О Центральном Банке РФ».
    7. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право. – М., 2007.
    8. Быбля А.Б., Горбунова О.Н. Финансовое право. – М., 2007.
    9. Шелопаев Ф.М. Финансы, Денежное обращение, Кредит. – М., 2002.
    10. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки. - М., 2008.
    11. Финансовое право / Под ред. Запольского С.В. – М., 2006.
    12. Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Деньги, Кредит, Банки / Под ред. Жукова Е.Ф. – М., 2008.

 

 

1 Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право. – М., 2007. - С.212.

2 Быбля А.Б., Горбунова О.Н. Финансовое право. – М., 2007. - С.146.

3 Финансовое право / Под ред. Запольского С.В. – М., 2006. - С.84.

4 Быбля А.Б., Горбунова О.Н. Финансовое право.– М., 2007. - С.148.

5 Финансовое право / Под ред. Запольского С.В. – М., 2006. - С.85.

6 Быбля А.Б., Горбунова О.Н. Финансовое право. – М., 2007. - С.148.

7 Жуков Е.Ф., Зеленкова Н.М. Денги, Кредит, Банки / Под ред. Жукова Е.Ф. – М., 2008. - С.213.

Информация о работе Правовые основы денежной системы РФ