Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории (региона). Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение местных бюджетов
Раскрыть сущность местных бюджетов - дать понятие, рассмотреть структуру и принципы формирования местных бюджетов

Содержание

Введение
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления……………………4
2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования………………………..9
2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)…………………9
2.2. Доходная часть местных бюджетов………………………………………………………10
2.3. Расходная часть местных бюджетов……………………………………………………...14
3. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

бюджетное право.docx

— 41.14 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие  финансово-экономических основ местного  самоуправления……………………4

2. Местный  бюджет: понятие, структура, принципы  формирования………………………..9

2.1. Понятие  бюджета муниципального образования  (местного бюджета)…………………9

2.2. Доходная  часть местных бюджетов………………………………………………………10

2.3. Расходная  часть местных бюджетов……………………………………………………...14

3. Роль  местных бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………………………..20

Список  используемой литературы……………………………………………………………21

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление является важнейшим  элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание  государственных интересов и  интересов каждого отдельно взятого  города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства. // Российская юстиция, 2004, N 6. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы  местного значения, создавать условия  для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и  гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную  жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной  власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной  власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных  проблем, способствует оптимизации  государственного управления.

Органы  местного самоуправления должны иметь  право на достаточную для осуществления  своих функций и полномочий экономическую  и финансовую базу. Так, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении  этих органов отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые для их осуществления  материальные и финансовые средства. Главы 5 - 6 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 г. уточняют данное положение  Конституции РФ. Из этого следует, что признание и гарантированность  государством местного самоуправления предполагает определенные обязательства  со стороны государства по созданию необходимых экономических, финансовых и правовых условий и предпосылок  для развития местного самоуправления.

В РФ процесс  становления и развития местного самоуправления протекает с большими трудностями. Не всегда этот процесс  идет поступательно в соответствии с вышеуказанными принципами и целями. Есть множество причин и проблем, в том числе и проблем финансирования, замедляющих и не способствующих развитию местного самоуправления в  РФ. Некоторые, на мой взгляд, наиболее острые из них освещены в данной работе. Особое место уделено определению  понятия финансовых основ местного самоуправления, процессу формирования и утверждения местного бюджета  как основе эффективного функционирования местного самоуправления.

Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом  развитии территории (региона). Для  реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Обобщить  научную литературу по данному вопросу  и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение  местных бюджетов

Раскрыть  сущность местных бюджетов - дать понятие, рассмотреть структуру и принципы формирования местных бюджетов

Проанализировать  роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии административных территорий.

Предметом исследования в данной курсовой работе является местные (муниципальные, региональные бюджеты) населенных пунктов и субъектов  РФ. Объектом исследования является влияние  местных бюджетов на социально-экономическое  развитие территории.

 

1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОСНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

Согласно  п.2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» местным  самоуправлением признается «форма осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных  федеральными законами, - законами субъектов  РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Как следует  из определения, «самоуправление - это  управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и  выступают в качестве управляемых одни и те же лица». Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М., 2000. - С.32. Соответственно, органы местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные начала.

Вместе  с тем в соответствии со ст. 12 Конституции  Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие публичную  власть в границах территорий муниципальных  образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - не входят в систему  органов государственной власти.

К ведению  муниципальных образований относятся  вопросы местного значения. Они также  могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В значительной мере обеспечение социально-экономического развития муниципального образования  связано с решением вопросов местных  финансов: формирования, утверждения  и исполнения муниципального бюджета; установления местных налогов и  сборов.

Муниципальную собственность, согласно законодательству РФ составляют средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли  и другие природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Федеральный закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст. 50.

В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной  собственностью является имущество, принадлежащее  на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным  образованиям.

Органы  муниципальных образований могут  выступать в имущественном обороте  в качестве самостоятельных юридических  лиц - муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления за закрепленным за ними имуществом. Частью этого имущества - денежными средствами - они будут отвечать по своим обязательствам. При осуществлении ими правомочий собственника - муниципального образования - они получают возможность в той или иной мере распоряжаться имуществом этого собственника, поступающим, выбывающим или составляющим его казну. Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.

В связи  с этим муниципальное имущество  делится на две части:

имущество, находящееся в муниципальной  собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями во владение, пользование  и распоряжение;

местные финансы - средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями  и учреждениями, которые составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения  или другого муниципального образования  Гражданский кодекс РФ, п.3 ст. 125..

Понятие «местные финансы» идентично понятию  «финансовые ресурсы местного самоуправления». В значительной мере их основу составляют средства муниципального бюджета. Финансовые средства (финансовые ресурсы) местного самоуправления представлены в рамках финансовой системы государства  в качестве одного из ее центральных  звеньев. Именно в финансовой сфере  проявляется неразрывная связь  между государственной и муниципальной  властью.

Финансово-экономические  основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием  и использованием муниципальной  собственности, местных бюджетов и  иных местных финансов в интересах  населения муниципальных образований.

Общие начала финансовой деятельности органов  местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей  существенное влияние на развитие российского  законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов  и муниципальных образований.

Органы  местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному  образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут  принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.

Анализ  положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет  распределить их на две группы:

общие, регулирующие основы организационно-финансовой деятельности органов муниципальной  власти (уставы муниципальных образований, положения о структуре финансовых органов местного самоуправления);

специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой  сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения  и т.п.).

В своей  нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.

Финансово-экономические  основы, обеспечивая хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической  политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым  им конституцией или законом полномочиям;

в) по меньшей  мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько  это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении  компетенции местных органов;

д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции Ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении. \\ Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 36. - Ст. 4466..

Информация о работе Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований