Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории (региона). Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение местных бюджетов
Раскрыть сущность местных бюджетов - дать понятие, рассмотреть структуру и принципы формирования местных бюджетов
Введение
1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления……………………4
2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования………………………..9
2.1. Понятие бюджета муниципального образования (местного бюджета)…………………9
2.2. Доходная часть местных бюджетов………………………………………………………10
2.3. Расходная часть местных бюджетов……………………………………………………...14
3. Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований…………………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список используемой литературы………………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие
финансово-экономических основ
2. Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования………………………..9
2.1. Понятие
бюджета муниципального
2.2. Доходная
часть местных бюджетов……………………
2.3. Расходная
часть местных бюджетов……………………
3. Роль
местных бюджетов в социально-
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства. // Российская юстиция, 2004, N 6. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения - но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами - права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.
Органы
местного самоуправления должны иметь
право на достаточную для осуществления
своих функций и полномочий экономическую
и финансовую базу. Так, в соответствии
с Конституцией РФ (ст. 132), при наделении
этих органов отдельными государственными
полномочиями им должны передаваться
необходимые для их осуществления
материальные и финансовые средства.
Главы 5 - 6 Федерального закона № 131-ФЗ
«Об общих принципах
В РФ процесс
становления и развития местного
самоуправления протекает с большими
трудностями. Не всегда этот процесс
идет поступательно в соответствии
с вышеуказанными принципами и целями.
Есть множество причин и проблем,
в том числе и проблем
Целью данной курсовой работы является изучение роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии территории (региона). Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Обобщить научную литературу по данному вопросу и нормативно-правовые акты, регулирующие финансирование и распределение местных бюджетов
Раскрыть
сущность местных бюджетов - дать понятие,
рассмотреть структуру и
Проанализировать роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии административных территорий.
Предметом исследования в данной курсовой работе является местные (муниципальные, региональные бюджеты) населенных пунктов и субъектов РФ. Объектом исследования является влияние местных бюджетов на социально-экономическое развитие территории.
1.
ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВО-
Согласно
п.2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября
2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» местным
самоуправлением признается «форма
осуществления народом своей
власти, обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией РФ, федеральными
законами, а в случаях, установленных
федеральными законами, - законами субъектов
РФ, самостоятельное и под свою
ответственность решение
Как следует из определения, «самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управляемых одни и те же лица». Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М., 2000. - С.32. Соответственно, органы местного самоуправления представляют собой децентрализованную часть государственного аппарата, сочетающую в себе государственные и общественные начала.
Вместе
с тем в соответствии со ст. 12 Конституции
Российской Федерации, органы местного
самоуправления, осуществляющие публичную
власть в границах территорий муниципальных
образований - городов, поселков, станиц,
районов (уездов), сельских округов (волостей,
сельсоветов) - не входят в систему
органов государственной
К ведению
муниципальных образований
Муниципальную
собственность, согласно законодательству
РФ составляют средства местного бюджета,
муниципальные внебюджетные фонды,
имущество органов местного самоуправления,
а также муниципальные земли
и другие природные ресурсы, находящиеся
в муниципальной собственности,
муниципальные предприятия и
организации, муниципальные банки
и другие финансово-кредитные
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским, а также другим муниципальным образованиям.
Органы
муниципальных образований
В связи с этим муниципальное имущество делится на две части:
имущество, находящееся в муниципальной собственности и закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение;
местные
финансы - средства местного бюджета
и иное муниципальное имущество,
не закрепленное за муниципальными предприятиями
и учреждениями, которые составляют
муниципальную казну
Понятие
«местные финансы» идентично понятию
«финансовые ресурсы местного самоуправления».
В значительной мере их основу составляют
средства муниципального бюджета. Финансовые
средства (финансовые ресурсы) местного
самоуправления представлены в рамках
финансовой системы государства
в качестве одного из ее центральных
звеньев. Именно в финансовой сфере
проявляется неразрывная связь
между государственной и
Финансово-экономические
основы местного самоуправления представляют
собой совокупность правовых норм,
закрепляющих и регулирующих общественные
отношения, связанные с формированием
и использованием муниципальной
собственности, местных бюджетов и
иных местных финансов в интересах
населения муниципальных
Общие начала финансовой деятельности органов местного самоуправления регулируются на уровне Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные принципы организации и деятельности общества и государства и оказывающей существенное влияние на развитие российского законодательства. В целом правовое регулирование финансовой деятельности органов местного самоуправления осуществляется на уровне Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.
Органы местного самоуправления осуществляют деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) муниципальных образований, прежде всего в правовой форме; они могут принимать нормативные правовые акты, регулирующие финансовую деятельность в пределах соответствующих территорий.
Анализ положений нормативных правовых актов органов местного самоуправления в финансовой сфере позволяет распределить их на две группы:
общие,
регулирующие основы организационно-финансовой
деятельности органов муниципальной
власти (уставы муниципальных образований,
положения о структуре
специальные, регулирующие правоотношения в бюджетно-налоговой сфере (положения о местных бюджетах; постановления, положения и решения, касающиеся вопросов местного налогообложения и т.п.).
В своей нормотворческой деятельности органы муниципальной власти обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти и законодательством соответствующего субъекта Федерации, что в некоторой степени ограничивает их самостоятельность.
Финансово-экономические основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат прежде всего удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.
Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:
а) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;
в) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
г) финансовые
системы, на которых основываются средства
местных органов
д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции Ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении. \\ Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 36. - Ст. 4466..