Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:18, автореферат

Описание

Целью работы является решение научной проблемы развития машиностроительного комплекса посредством формирования рациональной инвестиционной политики, предполагающей выстраивание приоритетности инвестиционных проектов, реализуемых в нем.
Для достижения цели исследования следует решить следующие задачи:
показать основные тенденции экономического развития машиностроительного комплекса, его отличительные особенности, выявить возможности повышения эффективности и конкурентоспособности машиностроения;
разработать принципы координации экономической деятельности в области машиностроения;
проанализировать специфику формирования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе;
выявить основные проблемы, препятствующие функционированию эффективной инвестиционной политики машиностроения, предложить пути решения проблем;
определить основные методологические подходы к обоснованию целей, принципов и приоритетов инвестиционной политики машиностроения на современном этапе развития;

Работа состоит из  1 файл

makarenko (1).doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

 




          На правах  рукописи

 

 

 

МАКАРЕНКО Екатерина  Владимировна

 

 

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

КОМПЛЕКСА

 

 

 

 

Специальность 08.00.05 – экономика  и управление народным хозяйством по специализации: экономика, организация и управление предприятиями,

отраслями, комплексами (промышленность)

 

 

 

А В Т О Р Е  Ф Е Р А Т

 

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск – 2006 

Диссертационная работа выполнена  на кафедре национальной экономики в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет»


 

Научный руководитель:

 

доктор экономических  наук, доцент

Петко Ольга Владимировна

 

Официальные оппоненты:

 

доктор экономических  наук, профессор

Трунин Виктор Иванович

 

кандидат экономических  наук, доцент

Дрождинина Александра Игнатьевна

 

Ведущая организация:

 

Санкт-Петербургский государственный  заочный технический университет

 

Защита диссертации состоится «____» ноября 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К.307.009.03 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет» по адресу: 183010, г. Мурманск, ул. Спортивная, 13

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет»

 

Автореферат разослан «____» октября 2006 г.

 

Ученый секретарь диссертационного совета                           О.В. Буч 

кандидат экономических наук, доцент

 

 

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования. Машиностроительный комплекс является одним из ведущих промышленных комплексов российской экономики. Его можно определить как «локомотив» экономики, успешная  деятельность которого определяет эффективность функционирования сопутствующих ему комплексов и отраслей. Можно утверждать, что от уровня развития машиностроения зависит промышленный потенциал государства, его конкурентоспособность на внешних рынках, уровень социального развития государства.

Общеизвестно, что вектор и уровень  развития любого промышленного комплекса, а тем более такого капиталоемкого, энергоемкого, ресурсоемкого, как машиностроительный комплекс, во многом зависит от наличия и грамотной реализации инвестиционной политики. Несмотря на наличие многочисленных теоретических и практических разработок на сегодняшний день отсутствует единая проработанная на государственном уровне и поддерживаемая машиностроительными предприятиями и комплексами инвестиционная политика.

Разработка единой  инвестиционной политики в сфере машиностроения – необходимая стратегическая цель как для государства в целом, так и для всей совокупности машиностроительных предприятий и комплексов различных форм собственности – и государственной, и акционерной, и частной, также для активно действующих и потенциальных инвесторов (инвестиционных фондов, банков, кредитных учреждений, иностранных инвесторов и т.д.). Но и при отсутствии единой согласованной инвестиционной политики на макроуровне машиностроительные предприятия и комплексы не должны занимать пассивную позицию в отношении разработки инвестиционной политики на  микроуровне, поскольку наличие инвестиционной политики предприятия прежде всего отвечает интересам его собственников, помогает улучшить качество управления предприятием, упорядочить информацию, распределить финансовые потоки, правильно выбрать направления инвестиционных вложений.

Актуальность темы определяет цель исследования.

Целью работы является решение научной проблемы развития машиностроительного комплекса посредством формирования рациональной инвестиционной политики, предполагающей выстраивание приоритетности инвестиционных проектов, реализуемых в нем.

Для достижения цели исследования следует  решить следующие задачи:

  • показать основные тенденции экономического развития машиностроительного комплекса, его отличительные особенности, выявить возможности повышения эффективности и конкурентоспособности машиностроения;
  • разработать принципы координации экономической деятельности в области машиностроения;
  • проанализировать специфику формирования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе;
  • выявить основные проблемы, препятствующие функционированию эффективной инвестиционной политики машиностроения, предложить пути решения проблем;
  • определить основные методологические подходы к обоснованию целей, принципов и приоритетов инвестиционной политики машиностроения на современном этапе развития;
  • на основе отечественного и зарубежного опыта реализации инвестиционной политики в области машиностроения обосновать основные направления развития машиностроительного комплекса России;
  • предложить систему оценки приоритетности инвестиционных вложений для предприятий машиностроительного комплекса;

Объектом исследования является машиностроительный комплекс РФ на современном этапе развития.

Предметом исследования является организация экономической деятельности машиностроительного комплекса в соответствии с целями, принципами и основными направлениями инвестиционной политики в области машиностроения.

Исследование выполнено в соответствии с п. 15.21 Паспорта специальностей ВАК «Состояние и основные направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом, машиностроительном и металлургическом комплексах».

Методология исследования. Методологической основой диссертационной работы являются следующие методы и подходы: системный подход, метод моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов, метод экспертных оценок.

Степень изученности  проблемы. Теоретическую основу по исследованию общеэкономических проблем и проблем становления и развития российской экономики, в рамках которой определяется роль и место инвестиционной политики в области промышленности составили труды многих крупнейших отечественных ученых-экономистов: Л.И. Абалкин, В.В. Бочаров, С.Ю. Глазьев, Д.А. Ендовицкий, А.С. Зелтынь, А.Б. Идрисов, Ю.Н. Лапыгин, Е.Б. Ленчук, В.Н. Лившиц, И.В. Липсиц, Г.П. Литвинцева, Д.С. Львов, Н.М. Мухетдинова, О.С. Пчелинцев, С.С. Сулакшин, Е.М. Четыркин, В.В. Шеремет, Ю.В. Яременко и др.

Весомый вклад в исследование проблем  разработки эффективной инвестиционной политики внесли западные экономисты: Г. Александер, Л.Дж. Гитман, Дж.М. Кейнс, Д. Норкотт, М. Портер, П. Фишер, У. Шарп и др.

Вопросы развития российской промышленности, достижения высокой экономической  эффективности предприятий, инновационного развития освещались в работах экономистов: Э.П. Амосенок, В.А. Бажанов, Д.Б. Кувалин, А.К. Моисеев и др. Проблемам повышения экономической эффективности от проводимой инвестиционной политики промышленных предприятий посвящены исследования  следующих авторов: Белкин В.Д., Брагин А., Елизаветин М., Каламбет А., Строженко В.П., Суворов Н.В., Юдин В. и др.

Однако недостаточность исследований, посвященных формированию, реализации и совершенствования инвестиционной политики в машиностроительном комплексе обусловила выбор темы и цель работы.

Основные защищаемые положения:

  1. Повышение экономической эффективности деятельности предприятий машиностроительного комплекса напрямую зависит от реализации комплексной согласованной на различных уровнях инвестиционной политики, разработка и утверждение которой должно инициироваться как со стороны государства, так и со стороны предприятий машиностроения; только при условии их взаимного сотрудничества возможно четко определить цели, задачи, приоритеты и направления инвестиционной политики с учетом интересов  всех возможных участников инвестиционной деятельности машиностроительного комплекса.
  2. Экономическое содержание целевой функции машиностроительного комплекса, функционирующего в условиях быстро меняющихся тенденций спроса на выпускаемую продукцию комплекса, состоит в обеспечении потребностей национальной экономики в выпуске конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции машиностроения. Развитие российского машиностроения и обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции предполагает решение комплекса задач: поэтапное решение накопившихся структурных проблем, обновление производственной и технической базы, постоянное отслеживание тенденций развития инноваций и технологий и опережающее применение их на практике.
  3. Инвестиционная политика предприятий машиностроительного комплекса сможет стать эффективной лишь при наличии организационно-экономического механизма ее реализации, учитывающего особенности функционирования данного комплекса.
  4. Рациональная организация функционирования предприятий машиностроительного комплекса предполагает выстраивание приоритетов инвестиционных вложений в зависимости от актуальности того или иного направления на различных этапах его развития.

Научная новизна диссертационного исследования определяется следующими результатами теоретического и прикладного характера:

    • уточнено экономическое содержание  инвестиционной политики с позиций влияния последней на экономическое развитие машиностроительного комплекса;
    • разработаны принципы координации экономической деятельности предприятий машиностроительного комплекса, состоящие в мониторинге деятельности по предложенным основным  направлениям их развития: обновление и модернизация основных средств, развитие и внедрение инноваций, совершенствование системы управления;
    • предложена функциональная модель машиностроительного кластера;
    • выработаны методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма реализации инвестиционной политики на макро- и микроуровнях в области машиностроения с учетом специфических особенностей и перспектив его развития;
    • обоснована система приоритетов инвестиционных вложений для машиностроительных предприятий, позволяющая разрабатывать и обосновывать направления инвестиционной деятельности предприятия как для стратегических, так и для оперативных целей; основой системы приоритетов является разработанная оценочная модель – Система агрегированной оценки приоритетности инвестиционных вложений (САОПИВ), учитывающая специфику машиностроительных предприятий;

Апробация работы и практическая значимость исследования.

Основные результаты исследования были представлены на Международной научно-технической конференции «Наука и образование – 2005» (г. Мурманск, 2005), Международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции» (г. Мурманск, 2006). Теоретические и методологические положения исследования используются в практике преподавания экономических и управленческих дисциплин Мурманского государственного технического университета.

Методика, предложенная в диссертационном  исследовании, получила апробацию на мурманском судоремонтном предприятии ОАО «МСК-М». Результаты, полученные в ходе апробации, использовались при подготовке и обосновании принятия инвестиционных решений на предприятиях.

Предложенные в работе методы и  разработанные модели носят прикладной характер и могут быть использованы предприятиями машиностроительного комплекса в качестве готового инструмента совершенствования инвестиционной политики. Представляется возможным использовать выводы и положения диссертации при разработке или корректировке инвестиционной политики на различных уровнях.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 1,93/0,37 печатных листов (в том числе в реферируемых печатных изданиях 0,45 печатных листа).

Объем и структура  работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (127 наименований), приложений и содержит 178 с., 16 табл., 10 рис., 4 прил.

 

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

(ОБОСНОВАНИЕ  ЗАЩИЩАЕМЫХ ПОЛОЖЕНИЙ)

 

Во введении представлены обоснование и актуальность темы, сформулированы объект и предмет исследования, определены цель и задачи работы, изложены основные защищаемые положения, дана характеристика новизны и практической значимости полученных результатов.

В первой главе диссертации «Методологические основы формирования производственных комплексов и роль инвестиционной политики в их развитии»  проведен анализ создания и развития производственных комплексов в промышленности; выявлен ряд проблем функционирования машиностроительного комплекса, его состав и взаимосвязь с другими отраслями промышленности; определены основные подходы к определению целей, задач, направлений, приоритетов развития предприятий машиностроительного комплекса и роли инвестиционной политики в его развитии; исследован отечественный и зарубежный опыт реализации инвестиционной политики в машиностроительном комплексе.

 Изначально понятие  «производственный комплекс» стало  известно еще в советский период  развития промышленной индустрии.  Современной трактовкой понятия «производственный комплекс» является понятие «промышленный кластер», который был определен М. Портером как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Достаточно важной отличительной чертой кластера является его ориентированность на инновации, на «прорывное» продвижение в области развития техники и технологий, разработки качественно новой продукции и последующего выхода на новые сегменты рынка или на новые рынки. Наилучшим способом организации машиностроительного производства на сегодняшний день, по нашему мнению, является проектирование и создание машиностроительных производственных комплексов по образцу промышленного кластера.

В работе проанализированы основные подходы к определению сущности категории инвестиционная политика и взаимосвязанных с ней категорий. По нашему мнению, под инвестиционной политикой следует понимать часть экономической политики, проводимой государством и негосударственными институтами, в рамках которой решаются следующие взаимосвязанные задачи: определение объема, структуры, масштабов инвестиций; определение источников их получения и направлений их использования. Цель данной политики – развитие и обновление широкого спектра экономических активов для обеспечения экономического и технического роста отраслей и предприятий государства.

Информация о работе Влияние инвестиционной политики на экономическое развитие машиностроительного комплекса