Анализ соотношения типа и формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно.
В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач:
- необходимо определить понятие формы государства, его элементы.
- определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории.
- далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию.
- непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….………. 3
Основная часть…………………………………………………………………………….5
1 Понятие типа и формы государства …..………………………………………….…... 5
1.1 Форма государства – понятие и сущность ….…………..…..………....…..………. 5
1.2 Необходимость в типологии, основные понятия .……………...…………………..8
2 Классификация типов и форм государства.…………………………..…………….. 13
2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства………...……13
2.2 Соотношение типа и формы государства...………...……………………...……….19
Заключение …………………………………………………………………..…………..22
…………………………………………………………………….………… 24
Список использованных источников………………………………………..………… 26

Работа состоит из  1 файл

Пирский.doc

— 121.00 Кб (Скачать документ)

Благодаря вмешательству  государства в экономику он оказался способным в сравнительно короткий срок осуществить научно-техническую  революцию, использовав ее достижения для повышения уровня жизни народа. При регулирующей роли государства непосредственно были приняты меры по перераспределению доходов, внедрены многочисленные средства социальной защищенности человека.     

Немало  противоречий возникает в применении формационного подхода и к  социалистическому типу государства, сложившемуся после Октябрьской  революции. В соответствии с марксистской типологией все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была многовариантной. Далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип. В развитии некоторых из них наблюдалось движение назад, длительные переходные состояния.     

Марксистскую  типологию государств можно критиковать, можно и отказаться от нее, но обязательно  надо изучать. Это необходимо делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать опыт государств, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство - Китайская Народная Республика - продолжает успешно строить социализм, но с китайской (читай - национальной, учитывающей тысячелетиями складывающуюся ментальность населения) спецификой.     

Другим  заслуживающим внимание современным  подходом к типологии государства  является цивилизационный. В настоящее  время в нем преобладает так  называемое технологическое направление.     

Оно связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которым соответствует данное государство. Одной из наиболее распространенных и характерных для этого направления цивилизационного подхода является теория стадий экономического роста, автор которой - известный американский социолог и политический деятель Уолт Ростоу.6     

Согласно  этой теории, призванной, по словам ее автора, бросить вызов марксизму  и вытеснить его как метод  рассмотрения современной истории, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:     

- традиционное общество;     

- переходное общество, в  котором закладываются основы преобразований;      

- общество, переживающее  процесс сдвига;     

- созревающее общество  и общество, достигшее высокого  уровня народного потребления.7      

К первой стадии Ростоу относит общество, основанное на доньютоновской науке  и технике и на преобладании сельского  хозяйства.     

Вторая  стадия - это период трансформации  общества в более развитый период закладывания основ для "сдвига" в области обрабатывающей промышленности.     

Третья  стадия - "сдвиг", "взлет" научно-технического развития как в промышленности, так  и в сельском хозяйстве.      

Четвертая стадия характеризуется как пора "зрелости". В этой стадии достигается  устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения.     

Пятая стадия - это период "высокого уровня массового потребления", в который  ведущие секторы экономики переходят  на производство предметов потребления  длительного пользования и услуг. В соответствии с рассматриваемой концепцией именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать "государством всеобщего благоденствия".     

Представителем  другого направления цивилизационного подхода к вопросу о типах  государства является английский историк  А. Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под которой понимает замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков.     

В соответствии с ним он выделяет в  мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.     

При изучении вопроса о типах государства  следует пользоваться одновременно как формационным, так и цивилизационным  подходами.     

Исходя  из формационных представлений и критериев, различаются пять общественно-экономических формаций, но четыре типа политико-правовых систем; рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая) и социалистическая (теоретически - первая стадия коммунистической формации). Примеры: рабовладельческая формация в Древности, феодальная - в Средневековье, капиталистическая и социалистическая - в Новое время. 8     

Известные миру цивилизации различаются во времени, пространстве (географически) и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская и Античная, Западноевропейская и Китайская, Христианская и Исламская. Актуальна проблема православной и, в частности, российской (русской) цивилизации.9     

Формационные  и цивилизационные объяснения типологии  государства и права существенно дополняют друг друга. Это имеет большое политическое и государственно-управленческое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     2 Классификация  типов и форм государства

 

     2.1 Характеристика основных  типов и элементов формы государства

 

     В типологии государства  существует несколько основных типов государств, которые рассмотри ниже:     

1. Рабовладельческое государство.  Государства рабовладельческого  типа возникли позднее ранневосточных  государств в результате появления  частной собственности, имущественного  расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (8-6 вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.     

Основные  классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки - ремесленники, мелкие земледельцы. Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией.     

Рабовладельческая республиканская форма правления  была двух видов. Первый - демократическая  республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид - аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители власти и представители крупной военно-земельной аристократии.     

Пройдя  период становления и развития, рабовладельческое  государство вступило в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное государство.

 

     2. Феодальное государство. На основе  феодальных производственных отношений  возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны. Подводя итог, необходимо отметить, что основа феодального государства - частная собственность на средства производства, включая феодальную собственность на землю, но не работников (по общему правилу). Жесткое разделение общества, в том числе феодалов, на сословия и сословные группы с четко выраженным юридическим неравенством.

3. Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом: "Свобода, равенство, братство". Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса. Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права [Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. - С. 184

Экономическую основу буржуазного государства  на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане считались равны перед законом, но сохранялось экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения. В своем развитии оно прошло ряд этапов. Буржуазное государство - это, прежде всего, неукоснительное распространение частной собственности на средства производства. Оно функционирует в условиях научного и технического прогресса, полного юридического равенства всех без исключения членов общества.

4. Социалистическое  государство.

Идеи о  подлинно демократическом, гуманном и  справедливом обществе и государстве  содержатся во многих мировых религиях, в частности и христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях. Основные учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически  последнего типа. Они противопоставлялись  всем эксплуататорским государствам. В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные деформациями и стремившиеся перейти к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны. Они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. При характеристики типов государства, уже учитывалась форма государства. Форма государства, как уже было сказано выше, состоит из трех основных элементов.

Рассмотрим  эти элементы подробнее.

1. Форма государственного  правления - это элемент формы  государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

К верховной  государственной власти относят  главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство. Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это  форма правления, при которой  власть полностью или частично сосредоточена  в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д. Мелехин, А.В. Теория государства и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С. 126

Ряд современных  государств с монархической формой правления приняли Конституции  и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт и др.), по существу они продолжают оставаться абсолютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные прерогативы.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

2. Форма государственного  устройства - это элемент формы  государства, характеризующий внутреннюю  структуру государства, способ  его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

Федерации строятся на основе распределения функций  между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая  может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая - субъектов федерации; третья - совместной компетенцией союза и его членов.

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.

3. Политический  режим. Политический (государственный)  режим - это система методов,  способов и средств осуществления  политической власти. Всякие изменения,  происходящие в сущности государства  данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством  двух форм: прямой (непосредственной) и  представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и ее название - непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения. Одни из них - выборы, референдумы - четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер.

Информация о работе Анализ соотношения типа и формы государства