Благодаря вмешательству
государства в экономику он оказался
способным в сравнительно короткий
срок осуществить научно-техническую
революцию, использовав ее достижения
для повышения уровня жизни народа.
При регулирующей роли государства
непосредственно были приняты меры по
перераспределению доходов, внедрены
многочисленные средства социальной защищенности
человека.
Немало противоречий возникает в применении
формационного подхода и к социалистическому типу
государства, сложившемуся после Октябрьской
революции. В соответствии с марксистской
типологией все государства проходили
жестко заданный путь от одного исторического
типа к другому. В действительности эволюция
государств была многовариантной. Далеко
не обязательным для всех государств был
рабовладельческий тип. В развитии некоторых
из них наблюдалось движение назад, длительные
переходные состояния.
Марксистскую типологию государств
можно критиковать, можно и отказаться от
нее, но обязательно надо изучать. Это необходимо
делать хотя бы потому, что нельзя игнорировать
опыт государств, которые идут по социалистическому
пути развития. Крупнейшее в мире государство
- Китайская Народная Республика - продолжает
успешно строить социализм, но с китайской
(читай - национальной, учитывающей тысячелетиями
складывающуюся ментальность населения)
спецификой.
Другим заслуживающим внимание
современным подходом к типологии государства
является цивилизационный. В настоящее
время в нем преобладает так называемое
технологическое направление.
Оно связывает тип государства со
стадией научно-технического прогресса
и жизненного уровня населения, определяемого
потреблением и оказанием услуг, которым
соответствует данное государство. Одной
из наиболее распространенных и характерных
для этого направления цивилизационного
подхода является теория стадий экономического
роста, автор которой - известный американский
социолог и политический деятель Уолт
Ростоу.6
Согласно этой теории, призванной,
по словам ее автора, бросить вызов марксизму
и вытеснить его как метод рассмотрения
современной истории, все общества по экономическому
развитию можно отнести к одной из пяти
стадий:
- традиционное общество;
- переходное общество, в
котором закладываются основы преобразований;
- общество, переживающее
процесс сдвига;
- созревающее общество
и общество, достигшее высокого
уровня народного потребления.7
К первой стадии Ростоу относит общество,
основанное на доньютоновской науке и технике и на
преобладании сельского хозяйства.
Вторая стадия - это период трансформации
общества в более развитый период закладывания
основ для "сдвига" в области обрабатывающей
промышленности.
Третья стадия - "сдвиг",
"взлет" научно-технического развития
как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Четвертая стадия характеризуется как пора
"зрелости". В этой стадии достигается
устойчивое превышение выпуска продукции
над ростом населения.
Пятая стадия - это период "высокого
уровня массового потребления", в который
ведущие секторы экономики переходят на
производство предметов потребления длительного пользования и услуг.
В соответствии с рассматриваемой концепцией
именно на пятой стадии возникает общество,
которое можно назвать "государством
всеобщего благоденствия".
Представителем другого направления цивилизационного
подхода к вопросу о типах государства является
английский историк А. Тойнби. Он сформулировал
концепцию цивилизации, под которой понимает
замкнутое и локальное состояние общества,
отличающееся общностью религиозных,
психологических, культурных, географических
и других признаков.
В соответствии с ним он выделяет
в мировой истории более 20 цивилизаций,
не связанных между собой какими-либо
общими закономерностями развития, а существующих
рядом друг с другом.
При изучении вопроса о типах государства
следует пользоваться одновременно как формационным,
так и цивилизационным подходами.
Исходя из формационных представлений
и критериев, различаются пять общественно-экономических
формаций, но четыре типа политико-правовых
систем; рабовладельческая, феодальная,
буржуазная (капиталистическая) и социалистическая
(теоретически - первая стадия коммунистической
формации). Примеры: рабовладельческая
формация в Древности, феодальная - в Средневековье,
капиталистическая и социалистическая
- в Новое время. 8
Известные миру цивилизации различаются во
времени, пространстве (географически)
и духовно. Это, например, цивилизация Древнеегипетская
и Античная, Западноевропейская и Китайская,
Христианская и Исламская. Актуальна проблема
православной и, в частности, российской
(русской) цивилизации.9
Формационные и цивилизационные объяснения
типологии государства и права существенно
дополняют друг друга. Это имеет большое
политическое и государственно-управленческое
значение.
2 Классификация
типов и форм государства
2.1 Характеристика основных
типов и элементов формы государства
В типологии государства существует
несколько основных типов государств,
которые рассмотри ниже:
1. Рабовладельческое государство.
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных
государств в результате появления частной собственности, имущественного
расслоения, раскола общества на классы.
Наиболее классические рабовладельческие
государства были созданы в Греции (8-6
вв. до н. э.) и в Риме (6 в. до н. э.). Рабовладельческая
государственность существовала в форме
монархий и республик.
Основные классы рабовладельческого
общества - рабовладельцы и рабы. Помимо
них существовали социальные прослойки
- ремесленники, мелкие земледельцы. Формой
организации рабовладельческой государственной
власти были унитарные монархии и республики.
Монархия, например, существовала в Древнем
Риме. Она пришла на смену республиканской
форме правления и долгое время несла
на себе ее черты. Но в III в. Рим становится
неограниченной монархией.
Рабовладельческая республиканская форма правления
была двух видов. Первый - демократическая
республика (Афины), где в выборах высших
органов государства участвовало все
свободное население. Второй вид - аристократическая
республика (Спарта и др.). Здесь в выборах
высших органов государственной власти
принимали участие представители власти
и представители крупной военно-земельной
аристократии.
Пройдя период становления и развития,
рабовладельческое государство вступило
в полосу упадка. Ему на смену шло феодальное
государство.
2. Феодальное государство. На основе
феодальных производственных отношений
возникло много государств, не известных
предшествующей эпохе. Это государства
в Англии и Франции, Германии и России,
Чехии и Польше, скандинавских странах,
Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились
феодальные пережитки. Экономической
основой феодального государства выступала
собственность феодалов на землю и неполная
собственность на крепостных крестьян.
Феодальная собственность на землю служила
основой социального неравенства. Основными
классами общества были феодалы и крепостные
крестьяне. Вместе с тем существовали
и другие социальные группы: городские
ремесленники, торговые люди и др. На Руси,
например, существовали такие привилегированные
сословия, как князья, дворяне и духовенство.
Сословия ремесленников, купцов, мещан
не имели тех привилегий, которыми обладали
высшие сословия. Самыми бесправными были
крепостные крестьяне, которые принудительно
прикреплялись к земле. Право открыто
закрепляло сословные неравенство и привилегии.
Через всю историю феодального общества
проходили крестьянские восстания и войны. Подводя итог, необходимо
отметить, что основа феодального государства
- частная собственность на средства производства,
включая феодальную собственность на
землю, но не работников (по общему правилу).
Жесткое разделение общества, в том числе
феодалов, на сословия и сословные группы
с четко выраженным юридическим неравенством.
3. Буржуазное (капиталистическое)
государство. Первые капиталистические
государства возникли более трех столетий
назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом:
"Свобода, равенство, братство". Установление
буржуазной государственности по сравнению
с феодальной - огромный шаг вперед по
пути социального прогресса. Матузова,
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права
[Текст]. Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. - С.
184
Экономическую
основу буржуазного государства
на первых этапах его развития составляла
капиталистическая частная собственность
на средства производства. В этом государстве
все граждане считались равны перед законом,
но сохранялось экономическое неравенство.
Буржуазное общество долгое время состояло
из двух основных классов - буржуазии и
рабочих, отношения между которыми претерпевали
существенные изменения. В своем развитии
оно прошло ряд этапов. Буржуазное государство
- это, прежде всего, неукоснительное распространение
частной собственности на средства производства.
Оно функционирует в условиях научного
и технического прогресса, полного юридического
равенства всех без исключения членов
общества.
4. Социалистическое
государство.
Идеи о
подлинно демократическом, гуманном и
справедливом обществе и государстве
содержатся во многих мировых религиях,
в частности и христианской. Они выдвигались
и развивались социалистами-утопистами,
содержались в былинах и сказаниях. Основные
учения о социалистическом государстве
заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс,
В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс
свои идеи о будущем пролетарском государстве
черпали из опыта Парижской Коммуны.
Государства
бывших социалистических стран признавались
государствами высшего и исторически
последнего типа. Они противопоставлялись
всем эксплуататорским государствам.
В действительности это были, скорее всего, государства,
отягощенные деформациями и стремившиеся
перейти к социалистическому типу. Сегодня
китайские теоретики более реалистичны.
Они доказывают, что для построения социализма
в Китае нужны не десятилетия, а столетия.
При характеристики типов государства,
уже учитывалась форма государства. Форма
государства, как уже было сказано выше,
состоит из трех основных элементов.
Рассмотрим
эти элементы подробнее.
1. Форма государственного
правления - это элемент формы
государства, характеризующий организацию верховной
государственной власти, порядок образования
ее органов и их взаимоотношения с населением.
К верховной
государственной власти относят
главу государства (монарх или президент),
законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать
положение главы государства, то формы
правления подразделяются на монархии
и республики.
Монархия (от
греческого monarchia - единовластие) - это
форма правления, при которой
власть полностью или частично сосредоточена
в руках единоличного главы государства
(монарха): короля, царя, шаха, императора
и т.д. Мелехин, А.В. Теория государства
и права [Текст]. Учебник. - М.: 2007. - С. 126
Ряд современных
государств с монархической формой
правления приняли Конституции
и сформировали парламенты (Бахрейн, Катар, Кувейт
и др.), по существу они продолжают оставаться
абсолютными, поскольку конституции данных
стран устанавливают, что вся власть исходит
от монарха, а парламенты имеют чисто консультативные
прерогативы.
Республика (от
латинского res publica - государственное, общественное
дело) - это форма правления, при которой
глава государства является выборным
и сменяемым, а его власть считается производной
от избирателей или представительного
органа. В зависимости от того, кто формирует
правительство, кому оно подотчетно и
подконтрольно, республики подразделяются
на президентские, парламентские и смешанные.
2. Форма государственного
устройства - это элемент формы
государства, характеризующий внутреннюю
структуру государства, способ
его политического и территориального деления,
обусловливающий определенные взаимоотношения
органов всего государства с органами
его составных частей. С помощью данного
понятия государственное устройство характеризуется
с точки зрения распределения власти в
центре и на местах.
Федерации строятся
на основе распределения функций
между ее субъектами и центром, зафиксированного
в союзной Конституции, которая
может быть изменена только с согласия
субъектов федерации. При этом одна
часть полномочий является исключительной
компетенцией союзных органов;
другая - субъектов федерации; третья -
совместной компетенцией союза и его членов.
Конфедерация
- временный союз государств, образуемый
для достижения политических, военных,
экономических и прочих целей. Конфедерация
не обладает суверенитетом, ибо отсутствует
общий для объединившихся субъектов центральный
государственный аппарат и отсутствует
единая система законодательства. В рамках
конфедерации могут создаваться союзные
органы, но лишь по тем проблемам, ради
решения которых они объединились, и лишь
координирующего свойства.
3. Политический
режим. Политический (государственный)
режим - это система методов,
способов и средств осуществления
политической власти. Всякие изменения,
происходящие в сущности государства
данного типа, прежде всего отражаются на его
режиме, а он влияет на форму правления
и форму государственного устройства.
Демократия (народовластие)
может осуществляться посредством
двух форм: прямой (непосредственной) и
представительной.
Прямая демократия
позволяет осуществлять власть самим народом без
политических посредников. Отсюда и ее
название - непосредственная, т.е. та, которая
проводится в жизнь через следующие институты
прямого народовластия: выборы на основе
всеобщего избирательного права, референдумы,
сходы и собрания граждан, петиции граждан,
митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.
Одни из них - выборы, референдумы - четко
регламентированы соответствующими нормативными
актами (Конституцией, специальными законами),
носят императивный (обязательный) характер
и не нуждаются в санкции государственных
структур, другие имеют консультативный
характер.