Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:36, курсовая работа
Описание
Целью настоящей работы является проведения анализа соотношения типа и формы государства. Необходимо ответить на вопрос, как взаимосвязаны эти два понятия насколько тесно. В связи, с чем для раскрытия цели поставлены ряд задач: - необходимо определить понятие формы государства, его элементы. - определить необходимость типологии, раскрыть основные понятия в данной категории. - далее считаем необходимым охарактеризовать типы государств и элементы формы государства. Потому что прежде чем выявить соотношение между двумя категориями, необходимо понимать их сущность, классификацию. - непосредственно проанализировать соотношение типа и формы государства.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….………. 3 Основная часть…………………………………………………………………………….5 1 Понятие типа и формы государства …..………………………………………….…... 5 1.1 Форма государства – понятие и сущность ….…………..…..………....…..………. 5 1.2 Необходимость в типологии, основные понятия .……………...…………………..8 2 Классификация типов и форм государства.…………………………..…………….. 13 2.1 Характеристика основных типов и элементов формы государства………...……13 2.2 Соотношение типа и формы государства...………...……………………...……….19 Заключение …………………………………………………………………..…………..22 …………………………………………………………………….………… 24 Список использованных источников………………………………………..………… 26
Представительная
демократия позволяет осуществлять
власть представителям народа - депутатам,
другим выборным органам исполнительной
и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных
классов, социальных групп, слоев, политических
партий и общественных организаций.
К антидемократическим
режимам относят тоталитарные и
авторитарные режимы. Тоталитарный режим.
В каждой из стран, в которых возникал
и развивался политический тоталитарный
режим, он имел свою специфику. Вместе
с тем есть общие черты, которые присущи
всем формам тоталитаризма и отражают
его суть. Тоталитарный режим характеризуется
абсолютным контролем государства над
всеми областями общественной жизни, полным
подчинением человека политической власти
и господствующей идеологии.
Основными характеристиками
тоталитарного политического режима
являются следующие: государство стремится
к глобальному господству над
всеми сферами общественной жизни,
к всеохватывающей власти; общество
практически полностью отчуждено от политической
власти, но оно не осознает этого, ибо в
политическом сознании формируется представление
о "единстве", "слиянии" власти
и народа; государственная власть формируется
бюрократическим способом, по закрытым
от общества каналам, окружена "ореолом
тайны" и недоступна для контроля со
стороны народа; доминирующим методом
управления становится насилие, принуждение,
террор; права и свободы человека и гражданина
носят декларативный, формальный характер,
отсутствуют четкие гарантии их реализации;
фактически устраняется плюрализм; централизация
государственной власти во главе с диктатором
и его окружением; бесконтрольность репрессивных
государственных органов со стороны общества
и т.д.
Авторитарный
режим. Авторитарный режим
можно рассматривать как своего рода компромисс
между тоталитарным и демократическим
политическими режимами. Он (авторитарный
режим), с одной стороны, мягче, либеральнее,
чем тоталитаризм, но с другой - жестче,
антинароднее, чем демократический.
Авторитарный
режим - государственно-политическое устройство
общества, в котором политическая
власть осуществляется конкретным лицом
(класс, партия, элитная группа и
т.д.) при минимальном участии
народа.
Авторитарный
режим неоднороден по своему характеру. В литературе
выделяют деспотический, тиранический,
военный и иные разновидности авторитарного
режима. Деспотический режим есть абсолютно
произвольная, неограниченная власть,
основанная на самоуправстве.
Тиранический
режим основан на единоличном правлении, узурпации власти
тираном и жестоких методах ее осуществления.
Однако в отличие от деспотии власть тирана
подчас устанавливается насильственным,
захватническим путем, часто смещением
законной власти с помощью государственного
переворота. Военный режим основан на
власти военной элиты, устанавливается,
как правило, в результате военного переворота
против правления гражданских лиц. Военные
режимы осуществляют власть либо коллегиально
(как хунта), либо во главе государства
находится один из высших военных чинов.
Исходя из
названных признаков того или
иного режима, можно констатировать,
что современная политическая действительность
в России больше ассоциируется с
авторитарно-бюрократическим режимом,
хотя и характеризующимся определенными
внешними, формальными атрибутами демократии.
Однако необходимо помнить о том, что все
названные демократические институты
и нормы имеют во многом формальный характер
и сам факт их существования еще не свидетельствует
о настоящей демократии. Важно, чтобы они
работали на общество, на интересы большинства
граждан, а не служили ширмой демократии.
2.2 Соотношение типа и формы
государства
В отечественном
государствоведении политический режим
нередко рассматривается в качестве
еще одной - после формы правления
и формы государственного устройства - характеристики
государства, раскрывающей совокупность
методов осуществления государственной
власти. Однако такой подход оставляет
без внимания динамику взаимодействия
государства с другими компонентами политической
системы и гражданским обществом, которая
определяет меру и механизмы реализации
демократических прав и свобод.
Понятие политического
режима, получив распространение
в западноевропейской обществоведческой
литературе на рубеже XIX и XX веков, в
течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических
споров. Широко известна, например, его
трактовка в качестве характеристики
государственной власти по формальному
источнику - верховенству политической
воли либо индивидуально определенного
физического лица, либо «элитарной», «аристократической»
социальной группы, либо большинства населения.
Подобное
понимание восходит к традиции, заложенной
«Политикой» Аристотеля, однако сегодня
на практике оно оказывается малопродуктивным,
поскольку приводит к фактическому
отождествлению того или иного типа политического
режима с конкретной формой правления.
В действительности
же далеко не всегда монархия является
символом сохранения автократических
или тоталитарных традиций, а провозглашение
республики - обязательным условием демократических преобразований. Так,
в некоторых государствах с республиканской
формой правления политический режим
выступает как авторитарный или даже тяготеющий
к тоталитаризму (Пакистан, Иран).
В то же время
применительно к ныне существующим
в Западной Европе типичным конституционным
монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия,
Швеция и др.) при анализе и
описании принципов осуществления
политической власти, реализации прав
и свобод граждан можно говорить о демократическом
режиме.
Государство
это определенный способ организации
общества, а также организация
публичной политической власти, распространяющаяся
на все общество, выступающая его
официальным представителем и опирающаяся
в необходимых случаях на средства и меры принуждения.
Как управляющая
обществом система, государство
обладает внутренней структурой, имеет
специальные органы для реализации
своих полномочий. Основные направления
деятельности государства подразделяются
на внутренние (деятельность в пределах данного
общества) и внешние (межгосударственные
отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Для постижения
такого сложного социального института,
как государство в отечественной
теории государства и права особое
внимание уделяется изучению формы государства.
Изучать государство с точки зрения его
формы означает изучение в первую очередь
его строения, его основных составных
частей, внутренней структуры, основных
методов осуществления власти.
С одной стороны,
государства каждого типа облекаются во множество
форм - в рамках одного исторического типа
встречаются различные формы государства.
В частности, для рабовладельческого типа
были характерны монархии (древневосточные
деспотии - Египет, Вавилон, Ассирия, Китай,
Индия, Римская империя) и республики (аристократические,
например Римская в период с VI по I в. до
н.э., и демократические, например Афинское
государство); для феодального типа - монархии
(раннефеодальная, монархия периода феодальной
раздробленности, сословно-представительная,
абсолютная) и городские республики (Венеция,
Генуя, Флоренция, Новгород, Псков и др.);
для буржуазного типа - демократические
республики (парламентские, президентские,
смешанные) и конституционные (ограниченные)
монархии; для социалистического типа
- Парижская Коммуна, советские республики
и республики народной демократии. Пиголкина
А.С. Общая теория права [Текст]. Учебник.
- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. -- 384
с
С другой стороны,
государства определенного исторического
типа имеют некоторые формы, присущие только им. Так,
например, сословно-представительная
монархия есть принадлежность только
феодального государства в известный
период его развития, а парламентская
монархия и демократическая республика
свойственны буржуазному типу государства.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права
[Текст]. Учебник. - М.: 2008. - 65 с.
Государства
каждого данного типа не могут
воплощаться в любые формы, т.е.
и в такие, которые явно противоречат
их содержанию и не соответствуют
их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое
государство в форме ограниченной монархии
или демократической республики с общенациональными
представительными учреждениями.Конкретная
форма государства предопределяется историческим
типом государства.
Но кроме
этого она зависит и от других факторов:
1) уровня экономического
развития общества;
2) соотношения
классовых сил;
3) историко-национальных
и культурных традиций;
4) международной
обстановки и т.п.
Факторы, которые
обусловливают разнообразие государственных
форм, могут быть различными. В целом они
сводятся к конкретности, индивидуальности
объективных условий, в которых осуществляется
управление обществом в тех или иных странах.
Поскольку каждое государство развивается
в специфических конкретных условиях,
оно имеет своеобразные политические
формы. Следовательно, тип и форма государства
соотносятся как содержание и форма, где
определяющую роль играет, естественно,
содержание (т.е. тип государства).
Заключение
В многовековой
истории человечества существовало, сменяя друг друга,
большое количеств государств, да и сейчас
их немало. В связи с этим важное значение
имеет проблема их научной классификации.
Такая классификация, отражающая логику
исторического развития государств, позволяющая
объединить их в группы на основе определенных
критериев, называется типологией. Существует
рабовладельческий тип государства, феодальное
государство, буржуазное и социальное.
Государство -
это политическая целостность, образуемая
национальной или много национальной
общностью, закреплённой на определённой
территории, где поддерживается юридический
порядок, установленный элитой, которая
монополизирует институционализированную
власть, обладая законным правом применения
принуждения.
Любое государство
есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы
оно активно функционировало, чтобы качественно
и слаженно действовал его механизм, требуется
четко организованная государственная
власть.
Форма государства
отвечает на вопросы, на каких принципах
и как территориально построена
государственная власть, как
создаются высшие органы государства,
как они взаимодействуют между собой и
населением, какими методами она осуществляется
и др.
Под формой государства
понимается организация государственной
власти, выраженная в форме правления,
государственного устройства
и политического (государственного) режима.
Следовательно,
понятие формы государства охватывает:
а) организацию
верховной государственной власти,
источники ее образования и принципы
взаимоотношений высших органов
власти между собой и населением;
б) территориальную
организацию государственной власти,
соотношение государства как
целого с его составными частями;
в) методы и
способы осуществления государственной
власти.
Форма государства
зависит от конкретно-исторических
условий его возникновения и развития, решающее
влияние на нее оказывают сущность, исторический
тип государства.
Например, феодальному
типу государства соответствовала,
как правило, монархическая форма
правления, а буржуазному - республиканская.
Форма государства во многом зависит от соотношения политических
сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму
государства влияют национальный состав,
исторические традиции, территориальные
размеры страны и другие факторы.
Небольшие по территории государства
обычно являются унитарными. Каждому
народу должны быть свойственны своя,
особая, индивидуальная форма и конституция,
соответствующая ему и только ему. Нет
одинаковых народов и не должно быть одинаковых
форм и конституций. Слепое заимствование
опасно и может стать причиной распада.
Библиографический список
1. Абдулаев, М.И. Теория государства
и права . Учебник, 2009, 2-е изд. - 196 с.
2. Бабаева, В.К. Теория государства
и права . Учебник. - М.: 2007. - 275 с.
3. Венгеров, А.Б. Теория государства и
права . Учебник, - М.: 2008. - 164 с.
4.Матузова, Н.И., Малько А.В. Теория государства
и права . Курс лекций. - М.: 2009, 2-е изд. - С.
184
5.Мелехин, А.В. Теория государства
и права . Учебник. - М.: 2007. - С. 126
6.Пиголкина А.С. Общая теория
права . Учебник. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.
Баумана, 2009. - 384 с.
7.Хропанюк В.Н. Теория государства
и права . Учебник. - М.: 2008. - 65 с.