Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследование бюрократии и бюрократизма в системе государственной службы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные теорий бюрократии;
- рассмотреть понятие и сущность бюрократии
- охарактеризовать принципы бюрократии;
- выявить различия между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм»;
- исследовать проблему бюрократии в современной России;
- определить пути преодоления бюрократии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Классические теории бюрократизма…
«Теория рациональной бюрократии» М. Вебера………….
Теория бюрократии К. Маркса……………………………….
Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. ……………
2.1. Понятие, основные черты и принципы бюрократической системы…………………………………………………………
2.2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»….
Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

бюрократия. вариант 1.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Классические теории бюрократизма…

    1. «Теория рациональной бюрократии»  М. Вебера………….
    2. Теория бюрократии К. Маркса……………………………….

Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. ……………

2.1.  Понятие, основные черты и принципы бюрократической системы…………………………………………………………

2.2.  Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»….

Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма………………………………………………………………

Заключение  ………………………………………………………………..

Список источников и литературы………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административная  организация, созданная для решения  сложных проблем современной  жизни, постепенно стала автономной по отношению к законодательной  и судебной ветвям власти. Нередко она самостоятельно формулирует и практически осуществляет политический курс в тех или иных сферах жизни. Хотя юридически правительство считается высшим органом управления, оно одновременно приобрело статус и функции волеформирующего политического института. В соответствии с ныне действующими во многих странах конституционными нормами правительство имеет широкие полномочия для вынесения важнейших политических решений. У него появился ряд новых функций, относящихся к так называемому политическому планированию, оно вторгается в сферу законодательства, разрабатывая и формулируя многие законопроекты, которые затем утверждаются парламентом.

В результате этого  возникло совершенно новое образование  анонимной власти - современное бюрократическое  государство. Само слово "бюрократия" используется в нескольких значениях. Нередко в него вкладывают негативный смысл, имея в виду волокиту, формализм чиновников. Но при всем этом бюрократия превратилась в неотъемлемый элемент современных организаций, а также всех политических систем. М. Вебер рассматривал бюрократию как систему административного управления, характеризующуюся следующими признаками: иерархия соподчиненности и ответственности; безличность, т.е. выполнение функций согласно четко фиксированным правилам; постоянство, в соответствии, с которым работа выполняется в течение полного рабочего дня на постоянной основе при гарантии должностного места и продвижения по службе; профессионализм.1 Эти и подобные им признаки отражают сущность бюрократии.

Актуальность изучения бюрократизма как социальной проблемы обусловливается рядом факторов. Во-первых, реальной потребностью изменить форму организации всех сфер общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархизацией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. В-третьих, если говорить о нашей стране, то актуальность изучения данной проблемы предопределяется нарушениями, деформациями норм жизни гражданского общества и связанной с этим необходимостью формирования демократического общества, правового государства, углубления и расширения самоуправленческих начал, осуществления реформ во всех сферах жизни.

Цель работы – исследование бюрократии и бюрократизма в системе государственной службы.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить   основные теорий бюрократии;

- рассмотреть понятие и сущность бюрократии

- охарактеризовать принципы  бюрократии;

- выявить различия между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм»;

- исследовать  проблему бюрократии в современной России;

- определить пути преодоления бюрократии.

Нормативно-правовую базу исследования составили:

 

В курсовой работе будут использованы следующие монографические  издания:

 

Данная курсовая работа представлена введением, тремя разделами и заключением. В первом разделе работы изучены основные концепции бюрократии.  Ведь без получения представления об эволюции мысли о бюрократии затруднительно понять сущность данного явления. Второй раздел работы посвящен изучению понятия бюрократии и ее признаков. В третьем разделе рассмотрено современное состояние проблемы бюрократии в России и предложены пути решения данной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Классические теории бюрократизма

 

    1.  «Теория рациональной бюрократии» М. Вебера

 

В теории бюрократии Макса Вебера важным элементом выступает  понятие патримониальной бюрократии. Но для дальнейшего развития социологии наибольшее значение имел другой элемент  данной теории - разработанная идеально-типическая модель рациональной бюрократии.

Рациональная  бюрократия характеризуется Вебером  в ходе анализа легального господства. Отличительной чертой данного типа господства служит наличие системы  формальных правил, регулирующих деятельность управленческого персонала. Причем эти правила могут быть изменены. В этом заключается одно из важнейших отличий легального господства от традиционного: в традиционном возможность законотворчества ограничена существующими традициями, а в легальном не существует никаких ограничений, кроме соблюдения всех соответствующих формальностей. «Решающим является то, что подчинение теперь основано не на вере и преданности харизматической личности, пророку или герою,...но на лишенном личного характера объективном «служебном долге», который определен посредством установленных норм (законов, предписаний, правил)»2. Предполагается, что повиноваться следует формальным правилам, а не лицу, обладающему властью. На смену принципу личной преданности, имеющему важнейшее значение при традиционном господстве, приходит ориентация на безликие нормы. Вебер считал, что само по себе легальное господство не обладает в глазах подчиненных достаточной легитимностью. Поэтому оно должно быть дополнено традиционными, патермониальными элементами. Впрочем, в реальности легальное господство в чистом виде и не существует, оно неизменно проявляется лишь в сочетании с другим типом. Легальное господство обладает рядом отличительных черт, среди которых Вебер особо выделяет следующие:

1. должностные  обязанности выполняются на постоянной  основе и регулируются установленными правилами;

2. обязанности  разделены между функционально  различными сферами;

3. должности  образуют иерархию, в которой  определены возможности контроля  за исполнением приказаний;

4. правила, регулирующие  деятельность, подразделяются на технические инструкции и правовые нормы, однако для исполнения и тех и других необходим специально подготовленный персонал;

5. должностное  лицо не может присвоить свою  должность;

6. легальное  господство может принимать различные  формы, но при более чистом типе используется бюрократический управленческий персонал;

При легальном  господстве с бюрократическим управленческим аппаратом лишь глава организации  занимает свое положение в результате выборов. Бюрократический аппарат  состоит из чиновников, которые действуют в соответствии со следующими принципами:

1. чиновники  лично свободны и подчинены  власти только в том, что  касается их должностных обязанностей;

2. чиновники  организованы в четко установленную  иерархию должностей;

3. каждая должность  обладает определенной сферой полномочий;

4. чиновник занимает  должность на основе добровольного  договорного соглашения;

5. кандидаты  отбираются на основании их  квалификации и при этом назначаются  на должность, а не выбираются;

6. вознаграждением  служит постоянное денежное жалование;

7. должность  рассматривается как единственный  или, по крайней мере, основной  род занятий чиновника;

8. существует  система карьерного продвижения  в соответствии с заслугами;

С точки зрения Вебера, рациональная бюрократия не тождественна легальному господству. С одной стороны, легальное господство может осуществляться и небюрократическими органами управления. С другой стороны, бюрократический административный аппарат может использоваться и в тех случаях, когда руководство не следует принципу легальности.

Вебер выделил  специфические черты рациональной бюрократической администрации, проводя  сопоставления современной бюрократии с традиционными формами управления, в которых подобные черты полностью  отсутствовали либо были слабо выражены. Некоторые из этих признаков впервые проявились в системе государственного управления в странах Запада. К их числу относится прежде всего специализация чиновников и их профессиональная компетентность.

Наряду со специализацией чиновников, важным отличительным признаком современной бюрократии, не существовавшим в прошлом, выступает отделение чиновника от собственности на средства управления. Такое отделение вело к тому, что получение индивидом средств к существованию зависело от организации, тем самым подчиняя его организационной дисциплине.

Вебер особо  подчеркивает контрактно-договорный характер отношений между отдельными чиновниками  и организацией в современной  бюрократии. Он отмечает также роль образовательной подготовки чиновников, уровень которой должен проверяться экзаменами и удостоверяться соответствующим дипломом, что в значительной мере определяет рациональный характер бюрократии. С точки зрения М. Вебера, специфическую рациональность придает бюрократии то, что она действует в соответствии с четко сформулированными правилами и обладает специальными знаниями, которые применяются ею в процессе управления.

Кроме того, следует  отметить, что бюрократия представляет собой иерархию чиновников, назначенных  на их должности вышестоящими органами. Организация, состоящая из выборных чиновников, не является, согласно Веберу, бюрократической в строгом смысле слова. Таких чиновников, имеющих свой собственный источник легитимности вне организации, невозможно подчинить дисциплине, отличающей подлинную бюрократию.

Важной особенностью бюрократического управления является то, что глава организации может быть уверен, что его распоряжения будут переданы по каналам коммуникации и исполнены в соответствии с существующими правилами. Бюрократическую организацию отличает строгая дисциплина. Именно объединение специальных знаний и дисциплины образует основу бюрократической администрации.

Как полагал  Вебер, бюрократические организации, в большей или меньшей степени  приближающиеся к чистому типу, можно  обнаружить в самых различных  сферах жизни современного общества: в аппарате государственного управления и в политических партиях, в учебных заведениях, в армии и на крупном капиталистическом предприятии. Но наибольшее развитие бюрократизация получает в государстве и массовой политической партии.

Повсеместное распространения бюрократии вызвано прежде всего тем, что она оказывается более эффективной, чем любая другая форма управления. Все это делает бюрократию совершенно незаменимой в современном обществе. Развитие современных форм организации, как считает Вебер, практически совпадает с распространением бюрократического управления.

Превосходство бюрократии над иными формами  управления обусловлено главным  образом тем, что она выступает  носителем специальных знаний, которые  необходимы для нормального функционирования любой крупной организации. Как отмечает Вебер: «Бюрократизация предоставляет прежде всего оптимальную возможность проведения в жизнь принципа специализации административных функций в соответствии с чисто объективными критериями. Управление осуществляется функционерами, которые обладают специальной подготовкой и в ходе непрерывной практики развивают свои навыки».

Утверждение Вебера о наивысшей эффективности бюрократии нередко подвергалось критике. По мнению некоторых социологов, Вебер не учел возможности появления в бюрократических организациях разного рода «дисфункций». При этом имелось в виду, что следование бюрократическим нормам могло привести к снижению эффективности управленческой деятельности. Такая точка зрения высказывалась в ряде работ Р. Мертона, который не подвергал сомнению веберовский идеальный тип рациональной бюрократии, но все же указал на то, что функционирование бюрократической организации сопровождается некоторыми побочными последствиями, противоречащими целям данной организации.3

Идеальный тип  рациональной бюрократии представляет собой лишь один из элементов более  общей концепции бюрократии, содержащейся в работах Вебера. Он сознавал, что  отклонения от идеального типа являлись неизбежными и носили систематический  характер. Связано это с тем, что чиновничество представляло собой особую социальную группу со своими собственными интересами, которую отличало также и стремление к расширению своей власти.

Информация о работе Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы