Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:06, курсовая работа
Цель работы – исследование бюрократии и бюрократизма в системе государственной службы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные теорий бюрократии;
- рассмотреть понятие и сущность бюрократии
- охарактеризовать принципы бюрократии;
- выявить различия между понятиями «бюрократия» и «бюрократизм»;
- исследовать проблему бюрократии в современной России;
- определить пути преодоления бюрократии.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Классические теории бюрократизма…
«Теория рациональной бюрократии» М. Вебера………….
Теория бюрократии К. Маркса……………………………….
Глава 2. Бюрократизм: сущность и формы проявления. ……………
2.1. Понятие, основные черты и принципы бюрократической системы…………………………………………………………
2.2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»….
Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………..
Список источников и литературы………………………………………..
• Документальное оформление команды, что дает возможность ее передачи безошибочно, просто, без лишних слов и четко.
• Осуществление найма на работу и продвижения в должностной иерархии в соответствии с квалификационными требованиями, обеспечение зарплаты и статуса в зависимости от категории, квалификации и стажа. Это обеспечивает работникам защищенность от произвольных снижений ранга и увольнений, что укрепляет в них преданность организации, формирует солидарность и коллективный дух.
• Формальная обезличенность исполнения обязанностей с, повышающая производительность за счет устранения личностных и эмоциональных факторов; поддерживающая справедливость отношений между людьми внутри и вне организации, а также предотвращающая конфликты.
Бюрократическая система управления позволяет решать проблему ежедневного усложнения выполняемых задач по качеству и количеству. Техническое превосходство бюрократической администрации характеризуется точностью, быстротой, четкостью, документальным оформлением, длительным постоянством, осторожностью, унифицированностью, строгостью отношений подчинения, предотвращением конфликтов, экономией затрат на людские и материальные ресурсы.
Условием возникновения сознательного подчинения, дающим подчиненному возможность признавать справедливость господства руководителя, является авторитет последнего. Выделяются следующие формы авторитета: авторитет выдающейся личности, традиционный авторитет и авторитет в соответствии с правомочностью руководителя. Сознательное подчинение авторитету позволяет избежать конфликтов, порождаемых тем, что современные работники не выносят произвольного обращения, а требую справедливости. Бюрократическая система управления обеспечивает правомочность господства на основе соблюдения рациональных правил.
Однако, по мнению многих исследователей бюрократия душит организации. Отрицательными чертами бюрократии являются:
• Превращение средства в самоцель, преувеличение значимости правил.
• Упорство в сохранении секретности, недопущение других к своим обязанностям. Как писал Макс Вебер: "Бюрократия не просто является послушной машиной управления для господствующих лиц, а, осуществляя администрацию, сохраняющую полную конфиденциальность своих задач, и тем получая свое превосходство по экспертным знаниям, она может приобретать силы, которые делают бессильными не только парламент, но и даже абсолютного самодержавца".
• Стремление действовать "безупречно" (без ошибок, обезличенное отношение к делу). Это приводит к тому, что фактически решаются только такие задачи, которые можно выполнить "безупречно". Для остальных задач возникает ситуация, характеризуемая следующим:
— для безупречного выполнения задач, которые невозможно выполнить безупречно, начинают ссылаться на различные проблемы и безгранично требовать ресурсы, а в конце концов ничего не делают;
— категорически отказываются от выполнения задач, для которых остается вероятность неудачи;
— все дела начинают безгранично раздуваться;
— нормой поведения становится перестраховка;
— наблюдение "со стороны " за теми, кто выполняет трудное дело.
Иными словами бюрократическая система, при ее применение в отрыве от культурных ситуационных характеристик, оказывается неспособной выполнять новые задачи.
В бюрократии многие видят угрозу демократической политической структуре. Ей свойственно превращаться в привилегированный слой, далекий от интересов основной массы населения. Наиболее ярко это проявляется в условиях тоталитарного режима.
В то же время, рациональная бюрократия — это одно из важных социальных изобретений цивилизации. Ни одно современное государство не может обходиться без развитой системы управления. Без нее общественная жизнь просто остановится. Независимая и сильная бюрократия необходима для предотвращения коррупции в политике, для сохранения многих демократических процедур. В системе управленческих отношений место бюрократии можно определить как промежуточное между населением и политической элитой. Она в своей деятельности связывает эти два слоя и способствует реализации руководящих установок. В этом состоит ее необходимая роль в обществе и государстве.
2.2. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм»
Б.П. Курашвили полагает, что бюрократизм - это неприемлемый, извращенный стиль (или форма) управления, а "бюрократия - это совокупность бюрократов, образующих некоторый слой, клан или группу в аппарате управления и в обществе". Думается, все-таки, что бюрократия - это не совокупность бюрократов (так же, как демократия - это не совокупность демократов), а определенный способ организации власти в официальных общественных образованиях, а бюрократизм (так же, как и демократизм) - это совокупность свойств, качеств, признаков, характеризующих бюрократически (в случае с демократией - демократически) организованную властно-управленческую систему. По существу, бюрократия и бюрократизм - это одно и то же явление, но рассматриваемое в разных плоскостях, в разных отношениях.
Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, т.е. во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократизмом возможна и необходима. И здесь нужно обратить внимание на следующее обстоятельство.
Ранее было замечено,
что радикальным средством
Соответственно
они в разной степени
Особенно опасна бюрократизация юрисдикционных органов государства (их называют еще правоохранительными): ведь они в своей деятельности используют наиболее острые приемы государственного властвования и в случае ориентации на интересы своей системы и формальные показатели ее деятельности могут существенно ущемить жизненно важные интересы людей. Известны факты, когда обнаруживалась невиновность людей, которым органы, призванные осуществлять правосудие, вынесли в свое время смертные приговоры именно по той причине, что в своей деятельности принимали в расчет прежде всего бюрократические интересы своей системы (а в конечном счете интересы лиц, функционирующих в этой системе).
Итак, бюрократизм можно охарактеризовать как социальную аномалию, патологию, присущую профессиональным (отделенным от объекта управления) властно-управленческим системам (как государственных, так и негосударственных организаций). Его суть заключается в том, что властный субъект начинает постепенно утрачивать качества элемента в целостной системе властеотношения "субъект - объект" (т.е. перестает в своей профессиональной деятельности ориентироваться на ту цель, для которой он создан) и начинает работать на себя, на сохранение и упрочение своего статуса, учитывая в первую очередь свои собственные интересы, а в дальнейшем переходит к разрушительной экспансии внутри социальной системы. В конечном счете это приводит к гибели и самой властно-управленческой системы. Последнее происходит в силу той общесистемной закономерности, что бесцельное развитие системы (т.е. развитие системы, не являющейся или переставшей быть элементом другой системы) представляет собой, по существу, процесс самоуничтожения, непременно приводящий систему к внутреннему взрыву. Точно так же бессмысленно и невозможно существование властно-управленческой системы, полностью отошедшей от объекта своего управления, "забывшей" свои функции. Субъект власти, противопоставивший себя объекту управления, просто нежизнеспособен вне социально полезных связей, тем более, что зачастую объект власти в таких случаях становится субъектом, устраняющим дисфункцию пораженного бюрократизмом властеотношения. С учетом всего сказанного можно выделить черты бюрократизма как явления, характеризующего определенный способ организации власти.
1. Это явление общественное, присущее только социуму (обществу).
2. Бюрократизм неразрывно связан с таким социальным явлением, как власть.
3. Он может касаться любой власти (как государственной, так и негосударственной), организованной по принципу разделения субъекта и объекта власти (именно так организована государственная власть).
4. Проблема бюрократизма
характерна для официально
По существу она является частным проявлением общей закономерности взаимоотношений центра управления и его объекта в условиях их разделенности.
5. Объективной
основой бюрократизма является
разделение субъекта власти и
ее объекта, их отчуждение
6. Бюрократизмом
может быть поражен любой
7. Бюрократизм
представляет собой явление
8. Различные
системы государственных
9. Бюрократия -
это способ организации власти,
а бюрократизм - совокупность
качеств, свойств, признаков,
10. Бюрократия
и демократия - антиподы: они представляют
собой противоположные по
11. Радикальным
средством борьбы с
Глава 3. Проблема бюрократии в современной России и пути преодоления бюрократизма
Социальная и правовая незащищенность
граждан усиливает роль государства и
его институтов для значительной части
общества. Более 60% населения России
утверждает, что «без помощи и поддержки
государства им не выжить».7 Отсюда – поддержка большинством
населения различных вариантов национализации
крупных «олигархических» бизнес-структур,
их фактический переход под контроль отдельных
бюрократических групп и кланов. Консенсусной
С одной стороны, в основе данного противоречия лежат патерналистские представления общества о «должном» государстве, способном защитить своих граждан и реализовать их интересы, а с другой – сложившаяся практика подчинения интересов государственной бюрократии частным и корпоративным интересам, ее неспособность к реализации общественных запросов, общая неэффективность. Причем недовольство общества конкретными проявлениями государственной бюрократии растет параллельно росту ожиданий улучшения эффективности деятельности «должного» государства.
В последнее время в российском обществе как никогда сильны антибюрократические умонастроения. Слово «чиновник» стало нарицательным. Любое соприкосновение обычного россиянина с государственным служащим разного уровня превращается в своеобразное испытание, сопровождаемое унижением, нарушением прав, волокитой, вымогательством. Зажатые с двух сторон бюрократией и работодателями, граждане, при решении каких-либо вопросов, находятся в крайне затруднительном положении, поскольку различные институты по защите гражданских прав либо не существуют, либо малоэффективны.
Подобная картина
характерна для большинства обществ
переходного типа, в которых проводится
авторитарно-бюрократическая
Успех борьбы с бюрократизмом в России определяется тем, по какому пути социально-экономического и политического развития пойдет страна, насколько быстро и в каких масштабах будут реализованы идеи демократии, свободы и социальной справедливости, как будут осуществлены принципы демократической самоуправляемости.
Информация о работе Бюрократия и бюрократизм в системе государственной службы