Брачно-семейное аконодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:10, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании теоретических основ семейного законодательства и видов ответственности в частности, правовой регламентации данных вопросов через призму развития системы права в целом на разных этапах становления права.
В рамках заданной цели считаю необходимым решение следующих задач:
Анализ брачно-семейного законодательства по основным этапам развития права;
Исследование системы и видов наказаний за нарушение брачно-семейных норм;
Рассмотрение процесса становления и регулирования различными отраслями права наказаний за нарушение брачно-семейного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Виды ответственности за нарушение брачно-семейного законодательства в дореволюционный период……………………………………………………………………5
§ 1.1. Система ответственности за нарушение брачно-семейного законодательства доимперского периода………………………………………………………………………..5
§ 1.2. Система ответственности за правонарушения в сфере семейных отношений по законодательству имперского периода……………………………………………………...10
Глава 2. Виды ответственности за нарушение брачно-семейного законодательства в Советский период……………………………………………………………………………..17
§ 2.1. Виды ответственности, устанавливаемые Кодексом законов об актах гражданского состояния (1918 г.)…………………………………………………………………………….17
§ 2.2. Виды ответственности, устанавливаемые законодательством Советского периода за нарушение норм брачно-семейного права, устанавливаемые Кодексом о браке и семье (1926 г.)…………………………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3 
 

Глава 1. Виды ответственности  за нарушение брачно-семейного законодательства в дореволюционный период……………………………………………………………………5

§ 1.1. Система  ответственности за нарушение брачно-семейного  законодательства доимперского периода………………………………………………………………………..5

§ 1.2. Система  ответственности за правонарушения в сфере семейных отношений по законодательству имперского периода……………………………………………………...10 

Глава 2. Виды ответственности  за нарушение брачно-семейного законодательства в Советский период……………………………………………………………………………..17

§ 2.1. Виды ответственности, устанавливаемые Кодексом законов  об актах гражданского состояния (1918 г.)…………………………………………………………………………….17

§ 2.2. Виды ответственности, устанавливаемые законодательством Советского периода за нарушение норм брачно-семейного права, устанавливаемые Кодексом о браке и семье (1926 г.)…………………………………………………………………………………………21 

Заключение…………………………………………………………………………………….28 

Список литературы……………………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Изучение  истории семьи играет важную роль в духовной жизни общества. Семья  в историческом ракурсе имеет  непреходящее значение. У нее есть специфические законы существования  и развития, комплекс прав и обязанностей. Общественные процессы преломляются в семье своеобразно, но обязательно находят в ней отражение. Своеобразие проявляется в том, что экономические и политические задачи государства никогда впрямую не влияют на семейные отношения, но проходят сложный извилистый путь и часто могут принимать несколько искаженные формы. Семья и ее проблемы напрямую не ставились в качестве наиважнейших вопросов. Проблемы семейного права тесно соприкасаются с проблемами культуры, нравственности русского общества.

     Проблемы  семейного права непосредственно связаны историей русской православной церкви, интерес к которой сейчас резко возрос.

      Как представляется, семья играет первостепенное значение в становлении не только отдельного индивида, но и общества в целом. Так, в частности, первые и, что немаловажно, основополагающие представления о взаимоотношениях людей, а также их существование в столь абстрактном институте, как государство, закладываются исходя из отношений, складывающихся в семье. В этой связи, на мой взгляд, особую роль выполняют законодательно закрепленные виды ответственности за нарушение норм о браке и семье, важнейшей функцией которых является как превенция, так и уже наказание за совершенное противное нормам морали, правовым нормам поступок.

      Анализ  ныне действующего законодательства показывает, что ведущее место среди видов ответственности занимают устанавливаемые самим Семейным кодексом нормы о недействительности действий, совершаемых с нарушением ленально закрепленного порядка их осуществления. Так, в частности, отдельная глава Семейного кодекса устанавливает недействительность брака, совершенное с нарушением норм семейного законодательства, что представляет собой определенные вид ответственности. В этой связи устанавливаются определенные требования (к примеру, достижение брачного возраста по общему правилу), соблюдение коих являет собой императивные условия. Презюмируется, что в таком случае только при наличии всех обязательных условий действия лиц имеют юридическую силу. В процессе исследования данной темы мною было установлено, что такая форма регулирования действительности семейных отношений (непосредственное закрепление обязательных требований, из существа которых вытекает, что при их несоблюдении происходит недействительность акта волеизъявления граждан. Однако в большинстве случаев это прямо не прописывается) имеется в законодательных актах прошлых веков в отечественном праве.

      Объектом  исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации прав и обязанностей между супругами, родителями и детьми, в частности виды юридической ответственности за несоблюдение требований, устанавливаемых нормами о браке и семье.

      Предмет исследования составляют анализ системы права, регулирующей брачно-семейные отношения на разных этапах развития, анализ регулирования и установления системы наказаний за нарушения норм брачно-семейного законодательства, развитие и трансформации системы наказаний.

      Цель  курсовой работы заключается в комплексном  исследовании теоретических основ  семейного законодательства и видов ответственности в частности, правовой регламентации данных вопросов через призму развития системы права в целом на разных этапах становления права.

      В рамках заданной цели считаю необходимым  решение следующих задач:

  • Анализ брачно-семейного законодательства по основным этапам развития права;
  • Исследование системы и видов наказаний за нарушение брачно-семейных норм;
  • Рассмотрение процесса становления и регулирования различными отраслями права наказаний за нарушение брачно-семейного права.

      Данная  курсовая работа представляет собой комплексное исследование основ брачно-семейного права, проведенное с использованием аналитического, сравнительно-правового методов, научных трудов, теоретических основ государства и права и эмпирических. Теоретическую основу составили научные труды, юридическая литература и теоретические материалы ученых-специалистов в области истории государства и права, отдельных отраслевых юридических наук, в особенности семейного законодательства. Эмпирическую основу исследования составили положения законодательных и других нормативных правовых актов в отечественном праве. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Виды ответственности за нарушение брачно-семейного законодательства в дореволюционный период

§ 1.1. Система ответственности  за нарушение брачно-семейного  законодательства доимперского периода

     Сведения  о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что у полян уже сложилась моногамная семья, у других же славянских племен: родимичей, вятичей, кривичей — еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.

     В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака. Среди них наиболее древний — похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней. Славяне, как описывается в летописи, имели обычай похищать на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. Существуют многочисленные доказательства того, что в древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.

     Брак  заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его  родственниками. Церемония брака сопровождалась специальным обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На другой день после свадьбы ее родственники приносили приданое.1

     Личные  отношения между супругами во многом зависели от формы брака. При  похищении невесты она становилась  собственностью своего мужа, поэтому  в отношении нее возникали права скорее вещного, чем личного характера. При купле невесты и особенно при заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками, которые несколько ограничивали власть мужа. Во-вторых, появляются уже первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, хотя и не неограниченна. На Руси, по-видимому, муж никогда по закону не имел права жизни или смерти в отношении своей жены. Однако муж мог распоряжаться ее свободой. Например, в Летописи Нестора имеется свидетельство, относящееся к 1022 году, о том, что князь Мстислав и Кисожский Редедя, вступая в единоборство, условились, что тому, кто победит другого, достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.

     Развод  в тот период производился свободно, причем есть основания полагать, что  в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина. С принятием христианства происходит рецепция византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. В России начинает действовать Номоканон — собрание византийского семейного права, состоящее из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод Номоканона с этими дополнениями получил название Кормчей книги. Христианство распространялось на Руси постепенно, и вытеснение византийским законодательством обычного семейного права происходило медленно.

     Церковное венчание, введенное в XI веке, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, справедливо считавшимся пережитками язычества. Церковь постоянно боролась с этими обычаями и пыталась утвердить каноническую форму брака. Согласно установлениям Кормчей книги, венчанию предшествовало обручение — сговор, во время которого родители невесты и жених условливались о заключении брака и договаривались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной сговорной записью; на случай нарушения обещания вступить в брак устанавливалась неустойка — заряд, достигавшая иногда значительных размеров. Одновременно священник, производивший обручение, давал венечную запись, которую необходимо было предъявить при венчании. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как брак, нарушение верности жениху рассматривалось в качестве прелюбодеяния.

     Возраст вступления в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для  невесты. Верхний возрастной предел формально не был предусмотрен, но священникам предписывалось отказываться венчать престарелых лиц. Обращалось внимание на то, что, между вступающими в брак, не должно быть «великой разницы в летах». Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Нельзя было также вступить в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. В противном случае, как представляется, брак не имел юридической силы и юридические последствия для таких отношений не устанавливались.

     Взаимное  согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Однако в действительности в тот период согласие невесты практически никогда не спрашивалось. Запрещалось вступать в четвертый брак. В Своде канонического права 1551 года приводятся по этому поводу слова Григория Великого: «Первый брак — закон, второй прощение, третий — законопреступление, четвертый — нечестие, свинское есть житие». Венчание производилось только священником, обозначенным в венечной записи, в присутствии не менее двух свидетелей. Расторжение брака все более усложнялось. Православная церковь, как русская, так и византийская, в отличие от католической, в принципе признавала возможность развода. В России формально существовавшие поводы к разводу заимствовались из византийского права, но не все они реально применялись. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние, так как развод за прелюбодеяние упоминается в Евангелии. Однако законодательство того периода по-разному относится к прелюбодеянию мужа и жены. Если прелюбодеяние совершала жена, то муж по византийским законам не только имел право, но и обязан был развестись с ней под угрозой бесчестия. В России обязанность развестись с неверной женой существовала только для священнослужителей, но право развестись с ней признавалось безусловно за всеми. Муж же считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Так как в то время не признавалась ответственность за прелюбодеяние перед своей женой, оно рассматривалось только как преступление перед другим мужчиной — мужем любовницы.2

     Поводами  к разводу считались также  неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов, неизлечимая болезнь, например проказа. Наиболее часто встречался развод в связи с принятием одним из супругов монашества. Хотя церковные правила запрещали насильственное пострижение, мужья часто пользовались этим, чтобы прекратить брак. В рассматриваемый период еще возможен был развод по обоюдному согласию супругов. «Мы договорились полюбовно, чтобы нам развестись и мужу на другой жене жениться», «Как мы по своей воле сошлись, так по доброй воле разошлись», — гласят разводные грамоты того времени. Это, прежде всего, свидетельствует о том, что каноническое представление о природе брака как о таинстве, еще недостаточно укрепилось в правосознании населения. В браке и разводе по взаимному согласию еще усматривается частно-правовой договорный элемент. Похожий путь развития проходят представления о браке и в Западной Европе. В Римском праве классического периода брак и развод признавались неформальными частными соглашениями, и только с возникновением христианства и ростом его влияния взгляды на брак меняются.3

Информация о работе Брачно-семейное аконодательство