Частное и публичное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов обусловлена социальной природой феномена права, в основе которой лежит категория интересов, определяющих представления их носителей о справедливости. В этом контексте проблема сочетания частных и публичных интересов в праве для цивилистической науки приобретает особое значение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что социальные истоки права лежат в сфере деятельности людей по созданию, обмену и потреблению материальных благ для удовлетворения их разнообразных потребностей и интересов.

Содержание

Введение
Глава I. Частное и публичное право: из истории становления и развития
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в зарубежных странах
1.2 Становление и развитие частного и публичного права в России
1.3 Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права
Глава II. Частное и публичное право в системе Российской Федерации
2.1 Проблемы соотношения международного публичного и частного права
2.2 Международное публичное и частное право в правовой системе России
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

2 р.к..docx

— 50.13 Кб (Скачать документ)

Сохраняется и общее деление  права на частное и публичное. Их различие покоится на принципиальном различии частных и публичных  интересов, легших в основу их первоначальной дифференциации, проведенной еще  в Юстиниановых Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное право относится к  положению римского государства, частное  относится к пользе отдельных  лиц.

Соотношение и разграничение  частного и публичного права всегда представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность  и инициативу участников регулируемых отношений. Например, в гражданском  законодательстве устанавливается  обязанность государственной регистрации  всех юридических лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой  влечет и отсутствие соответствующего юридического результата (возникновения  юридического лица или появления, прекращения  или изменения прав на недвижимость). С другой стороны, в сфере публичного права иногда может применяться  судебный порядок защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что  свойственно частноправовому регулированию.

Однако наличие таких  правил не устраняет необходимости  установления четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить критерии разграничения этих сфер предпринимались  как отечественными, так и зарубежными  учеными-юристами на протяжении не одного века. Критерий интереса (как исторически  первый, выработанный юридической наукой) в принципе был объектом критики, в том числе обоснованной. Однако критика критерия интереса относилась, как правило, к такой его трактовке, согласно которой «публичное право  служит общему благу, гражданское -- частным  интересам» Муромцев С. А. Определение  и основное разделение права // Избранные  труды по римскому и гражданскому праву. М., 2004. С. 685. При такой трактовке  критерий интереса действительно уязвим, ибо право в целом и все  его элементы призваны служить достижению баланса частных и публичных  интересов, что отмечается и теоретиками  права Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 66-77, и правоприменительными органами, включая Европейский Суд  по правам человека. Между тем отмеченная уязвимость критерия интереса исчезает, если интерес рассматривать в  качестве критерия разграничения не подсистем права, а регулируемых им областей общественных отношений. В  конце концов стало очевидным, что  это различие заключается в характере  и способах воздействия права  на регулируемые отношения, обусловленного самой природой последних. Ясно, например, что отношения в области государственного управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности участников, ибо по самому своему характеру требуют централизованного воздействия и иерархической подчиненности участников. Но ясно и то, что многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения товарообмена (т.е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы, стимулирующей их инициативу и предприимчивость Гражданское право. Том I / Под ред. Е.А.Суханова. М., 2003. С. 57..

Следует подчеркнуть, что  и по существу необходимое в ряде случаев взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет  к смешению этих двух принципиально  различных подходов. Так, гражданское  процессуальное право, относящееся  к публично-правовой сфере, под воздействием частноправовых начал резко усиливает  состязательный характер процесса в  спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также применение третейской (негосударственной) формы  разбирательства. Однако в целом  процессуальный порядок, безусловно, сохраняет  присущий ему публично-правовой характер. Частное и публичное право  во всех развитых правопорядках продолжают существовать как две самостоятельные, независимые ветви правового  регулирования, как два различных  типа правового воздействия на общественные отношения.

 

Глава II. Частное и публичное  право в системе Российской Федерации

2.1 Проблемы  соотношения международного публичного  и частного права

Глобализация и  интеграция в правовой и экономической  областях деятельности современных  государств являются главными тенденциями  в современном мире и приводят к формированию иного взгляда  на роль международно-правовых норм в  функционировании национальных правовых систем, к пересмотру содержания принципа государственного суверенитета, его  объема. Самым важным элементом этого  процесса для каждого отдельного государства является решение вопроса  о соотношении норм международного права и внутреннего (национального) права.

С другой стороны, в  мире существует масса проблем, связанных  с вопросами соблюдения прав и  свобод человека. Принципы построения взаимоотношений человека и государства  в различных государствах отличаются - вплоть до диаметрально противоположных. В связи с этим возрастает значение общечеловеческих ценностей, лежащих  в основе общего международного права - комплекса общепризнанных принципов  и норм международного права. Современное  международное публичное право  содержит в своих источниках основные общечеловеческие ценности и способно достаточно эффективно влиять на развитие внутригосударственного права в  тех или иных формах.

2.2 Международное  публичное и частное право  в правовой системе России

На мой взгляд, эффективно урегулировать вопрос соотношения  норм права - элементов различных  нормативных систем на государственном  уровне способно конституционное право. Именно оно выражает общезначимые публичные  интересы, будь то обеспечение безопасности и обороны или экономические  интересы государства, его целостность, закрепляет главные публичные институты, основы правовой системы, вводит спектр методов правового регулирования. Конституционное право является базовой отраслью нормативно-целостной  ориентации, состоящей из идей, принципов  и норм Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство  и право. 1998. N 7. С. 6..

До принятия Конституции  РФ в 1993 году как в теории, так  и в практике вопрос о соотношении  норм международного права, общепризнанных принципов и норм международного права в частности и внутреннего  права в целом решался в  пользу последнего. "Национальная правовая система, - отмечал A.M. Васильев, - так  же суверенна, как и государство, поэтому на территории страны без  санкции (в той или иной форме) национальной государственной власти не могут действовать нормы, созданные  помимо ее правотворческих органов" Васильев А.M. О системах советского и международного права // Советское  государство и право. 1985. N 1. С.69.. На протяжении значительного периода  времени отечественная общая  теория права не уделяла должного внимания международной правовой системе, целиком сосредотачиваясь на вопросах национальной (внутригосударственной) правовой системы. Достаточно обратиться к определениям правовой системы, даваемым советскими, а затем российскими  учеными Тихомиров Ю.А. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1979. N 7. С.ЗЗ.. Существование международного права не принималось в расчет, либо оно трактовалось как отрасль  национального права наряду с  другими отраслями (например, гражданским, уголовным правом), теоретические  разработки проводились без учета  особенностей международного права  и его норм Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень: изд-во Тюменского государственного университета, 1998. С. 10-11..

Приоритет международных  норм определяется общими принципами правового государства. Это мнение подтверждается и Постановлением Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г., в котором  говорится: "В соответствии с принципами правового государства, закрепленными  в Конституции РФ, органы власти в своей деятельности связаны  как внутренним, так и международным  правом. Общепризнанные принципы и  нормы международного права и  международные договоры должны добросовестно  соблюдаться, в том числе путем  их учета внутренним законодательством" СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424..

Проблема соотношения  норм общего международного права, общепризнанных принципов и норм международного права в частности и национального  законодательства, носит многоплановый  характер. В теории права имеют  место многочисленные споры о  научной терминологии, о справедливости постановки вопроса вообще, ведь нормы  международного публичного права и  нормы национального законодательства суверенного государства являются элементами различных правовых систем, с присущими им не тождественными объектами, субъектами, целями, правовой сущностью и пр. В значительной степени такое несоответствие взглядов вызвано известной неопределенностью  в существующей терминологии.

Так, лаконичность конституционной формулировки не может  не вызвать ряд вопросов в связи  с практическим применением ее положений. Не ясно, что собой представляют общепризнанные принципы и нормы  международного права, что является их источниками.

Тем не менее, в конституционном  праве и судебной практике различных  государств и Российской Федерации  в том числе, под "общепризнанными  принципами и нормами международного права" понимаются принципы и нормы  общего международного права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Несмотря на их численное  меньшинство, состоящее из них общее  международное право является фундаментом  всей системы современного международного права с его отраслями, подотраслями и институтами. Термин "общепризнанные принципы и нормы международного права", употребленный в Конституции  России - это укоренившийся международно-правовой термин, который получил широкое  распространение как в международных  нормативных актах, так и во внутригосударственных  актах.

Будучи влитыми  в национальные правовые системы, общепризнанные принципы и нормы международного права становятся специфическим  регулятором внутригосударственных  отношений. Объявляя общепризнанные принципы и нормы международного права  составной частью российской правовой системы, Конституция не проводит различия между принципами и нормами международного права. Общепризнанные принципы и нормы  международного права могут иметь  обычно-правовую форму, форму международного договора (иного международного нормативного акта) или смешанную форму.

Однако, являясь  международно-правовыми нормами, общепризнанные нормы и принципы международного права занимают обособленное положение  в нормативном массиве правовой системы России, функционируя при  этом наряду с российским правом. Толковаться  и применяться они должны в  соответствии с целями и принципами международного права и конкретного  международного договора, с установленными в нем временными, пространственными  и субъективными пределами действия, в контексте значения используемых в нем терминов.

Общепризнанные  нормы международного права устанавливают  общеприемлемые правила и не порождают  каких-либо критических коллизий в  национальных правовых системах.

Конституционное право  России, являясь ядром национальной правовой системы, тесно взаимодействует  с международным общим публичным  правом. С одной стороны, Конституция  РФ включает в себя общеправовые принципы, присущие значительному числу правовых систем суверенных государств и воспринятых  общепризнанными принципами и нормами  международного права, с другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы, то есть, таким образом, становятся нормами прямого действия на всей территории Российской Федерации.

Общепризнанные  принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договоры занимают прочные  позиции среди федеральных источников конституционного права, уступая в  юридической силе лишь положениям Конституции  России, федеральных конституционных  законов о поправках к Конституции  РФ и иным федеральным конституционным  законам. А согласно ч. 2 ст. 17, в области  защиты прав человека и гражданина занимают приоритетное положение наряду с конституционными нормами.

Правило ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ о приоритете международных договоров  над нормами национального законодательства обязательно для правотворческих  и правоприменительных органов  как Российской Федерации, так и  субъектов РФ.

Поэтому важным фактором укрепления российской государственности  должно стать проникновение в  сознание законодателя и должностных  лиц всех уровней идеи о важности норм общего международного права и  необходимости имплементации его  общих принципов и норм в национальном законодательстве.

Из анализа научной  литературы и судебной практики можно  сделать вывод о том, что существует определенная сложность применения общепризнанных принципов и норм международного права, связанная с  тем, что они не зафиксированы  в каком-либо едином международно-правовом акте, а "распылены" во всем массиве  обычаев и договоров общего международного права.

Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в  различных международных актах  не идентичны. Поэтому общее международное  право, а также внутреннее право  многих государств находят выход  из затруднительных ситуаций в толковании международно-правовых норм судом.

Таким образом, по моему  мнению, является целесообразным наделение  Конституционного Суда РФ полномочиями по установлению содержания и источников закрепления общепризнанных принципов  и норм международного права. К числу  таковых, например, можно отнести  следующие принципы и нормы:

- недопустимость  произвола при толковании закона  правоприменителем;

- определенность, ясность,  недвусмысленность правовой нормы;

- принцип поддержки  доверия гражданина к закону  и действиям государства;

- принцип правового  государства;

- принцип равенства  граждан перед законом;

- принцип разделения  властей;

- принцип соразмерности  ограничения прав и свобод  конституционно значимым целям;

Информация о работе Частное и публичное право