Частное и публичное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Описание

Актуальность проблемы сочетания частных и публичных интересов обусловлена социальной природой феномена права, в основе которой лежит категория интересов, определяющих представления их носителей о справедливости. В этом контексте проблема сочетания частных и публичных интересов в праве для цивилистической науки приобретает особое значение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что социальные истоки права лежат в сфере деятельности людей по созданию, обмену и потреблению материальных благ для удовлетворения их разнообразных потребностей и интересов.

Содержание

Введение
Глава I. Частное и публичное право: из истории становления и развития
1.1 Становление и развитие частного и публичного права в зарубежных странах
1.2 Становление и развитие частного и публичного права в России
1.3 Критерии разграничения и взаимодействия частного и публичного права
Глава II. Частное и публичное право в системе Российской Федерации
2.1 Проблемы соотношения международного публичного и частного права
2.2 Международное публичное и частное право в правовой системе России
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

2 р.к..docx

— 50.13 Кб (Скачать документ)

- принцип справедливости  и соразмерности мер юридической  ответственности;

- баланс интересов  при установлении форм ее применения (юридической ответственности);

- принцип уважения  достоинства личности как равноправного  субъекта во взаимоотношениях  с государством;

- принцип недопустимости  придания обратной силы закону, ограничивающему права граждан,  вводящему или ограничивающему  налоги, влияющие на уголовную  наказуемость деяния;

- принцип запрета  сверхформализма;

- принцип презумпции  невиновности Малеев Ю.Н. Неизвестные,  но общепризнанные // Международное  право. 2005. N 1. С. 5-20..

Помимо этого, значительным упущением авторов действующей  Конституции РФ является существующий пробел, касающийся определения общих  целей и принципов внешней  политики государства. Основные принципы международного права конституционно были закреплены в качестве принципов  внешней политики СССР и РСФСР. В  Конституции РФ 1993 г., к сожалению, положения о целях и принципах  внешней политики отсутствуют.

Конституция России в ряде случаев напрямую предписывает руководствоваться общепризнанными  принципами и нормами международного права. Таковыми являются положения  ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч. 2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция  умалчивает о других случаях, когда  было бы уместно вспомнить о нормах международного права. Так, к совместному  ведению Федерации и ее субъектов  отнесено выполнение только международных  договоров, а не норм международного права вообще (п. "о" ст. 72). Недостаточное  внимание уделяется международному праву в нормотворческой деятельности разных уровней. В особенности важным является вопрос по поводу правомочности  субъектов Российской Федерации  в решении вопросов о правах и  свободах человека на местном уровне. Важным аспектом такого рода отношений  также является соблюдение основополагающих принципов и правил, заключенных  в международных нормах. Например, в Венской декларации и Программе  действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной  конференцией по правам человека, говорится, что региональные механизмы играют основополагающую роль в защите прав людей, они должны содействовать  укреплению универсальных (международных) стандартов в области прав человека. Там же отмечается, что каждое государство  имеет право избирать такие структуры, которые в наибольшей мере соответствуют  его конкретным потребностям на национальном уровне.

Помимо этого, в  Конституции РФ не определен и  механизм контроля за соответствием  национального права международным  обязательствам страны. Конституционный  Суд РФ решает дела лишь о соответствии Конституции "не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации" (п. 2 "г" ст. 125). При  этом статья 15 располагается в первой главе Конституции и, следовательно, входит в ряд основ конституционного строя России.

Конституция как  основа правовой системы государства  обладает высшей юридической силой  в отношении всех остальных норм. Международное право учитывает  особый статус конституции, определяющей и закрепляющей законодательно социально-политическое устройство страны, ее правовой системы. Утверждая суверенное право каждого  государства свободно выбирать и  развивать свою правовую систему, оно  требует уважения к установленному конституцией правопорядку.

Вместе с тем  свобода государства в определении  характера своей правовой системы  не является неограниченной. Принцип  суверенного равенства государств, закрепляя их право на свободный  выбор политико-правовой системы, в  то же время взаимосвязан с другим основополагающим принципом: "каждое государство обязано выполнять  полностью добросовестно свои международные  обязательства". Добросовестное выполнение обязательств по международному праву  предусматривает, что при осуществлении  своих суверенных прав, включая право  устанавливать законы и административные правила, государства "будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами  по международному праву" Лукашук  И.И. Конституции государств и международное  право. M.: Спарк, 1998. С. 11..

Конституция РФ 1993 г. затрагивает многие вопросы международного права. Это и права человека, вопросы  территории и границ, ратификация  международных договоров, дипломатические  отношения и многое другое. Одним  из важных нововведений является принципиальное решение в ней вопроса о  соотношении международного и внутригосударственного права, признании приоритета международных  договоров Российской Федерации  над ее внутренними законами.

В п. 4 ст. 15 Конституции  РФ сформулированы две связанные  между собой конституционные  нормы: о включении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров  России в правовую систему Российской Федерации и о приоритете применения правил международных договоров  РФ перед российскими законами. Федеральный  закон "О международных договорах  Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. законодательно закрепил в преамбуле  положение о том, что Российская Федерация выступает за неукоснительное  соблюдение обычных и договорных норм. Тем самым открывается возможность  прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться  прямо на нормы международного права  при разрешении споров между собой  и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Степанов И.М., Лазарев Б.М. Указ. соч., С. 116..

Конституция закрепила  свою высшую юридическую силу и, соответственно, установила, что "законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции  РФ" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного права не упомянуты, положение о  высшей юридической силе Конституции  распространяются на все нормы правовой системы страны.

Это положение широко признано как в отечественной, так  и в международно-правовой литературе. Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция  России, "признавая приоритет  международного права над внутригосударственным  законодательством, не распространяет это верховенство на Основной Закон  страны" Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном  праве. M.: Институт государства и  права РАН, 1995. С. 17.. К этой же мысли  присоединяется и О.Е. Кутафин Кутафин  О.Е. Источники конституционного права  РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.. Будучи включенными  Конституцией в правовую систему  страны, нормы международного права  обретают способность регулировать внутригосударственные отношения, в том числе и конституционные. А И.И. Лукашук вообще рассматривает  возможность изменения Конституции  на базе договора Лукашук И.И. Указ. соч. С.68..

Включение Конституцией России общепризнанных принципов и  норм международного права и международных  договоров РФ в правовую систему  нашей страны является важным историческим шагом. Оно коренным образом меняет понятие правовой системы России, структуру системы источников конституционного права, в том числе ставит по-новому вопрос о соотношении и иерархии правовых актов по их юридической  силе.

Таким образом, в  связи с тем, что обычная и  договорная нормы международного права  обладают равной юридической силой, равным правовым статусом, можно утверждать, что общепризнанные принципы и нормы  международного права обладают таким  же юридическим статусом в рамках российской правовой системы, как и  договорные нормы. Если же общепризнанная норма или принцип будут иметь  меньшую юридическую силу, чем  закон, это может привести к нарушению  Россией своих международных  обязательств, которые она, как и  другие субъекты международного права, берет на себя добровольно. То есть в случае возникновения коллизии между общепризнанной нормой и правилом, предусмотренным в законе, приоритет  в применении должен быть за общепризнанной нормой международного права. В своей  деятельности данное положение следует  применять всем государственным  и муниципальным органам, включая  и органы судебной власти.

 

Заключение

Таким образом, в  ходе исследование проблемы частного и публичного права, я пришла к  следующим выводам.

Структурирование  права по типу "частное- публичное" направлено на ограничение государственной  власти, гарантирует "область свободы" субъектов права от проявлений всевластия государства. Такое деление права  объективно по своему характеру, отражает бытие двух относительно самостоятельных  сфер - гражданского общества и государства. Для этих сфер характерны различные  меры дозволенного и запрещенного; одни задачи решаются в рамках публичного права, другие - частного. Вместе с тем  право едино в обоих своих  проявлениях - частном и публичном - и лишь в совокупности может  обеспечить сочетание интересов  общества, государства и личности.

Публичное право -- система централизованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим нормы права, институты и отрасли, определяющие область реализации публичных  интересов, регулирующие публично-правовые отношения - отношения органов публичной  власти между собой, а также отношения  между ними и частными лицами и  их объединениями, построенные на началах  субординации субъектов. Для неё  характерны особенности, обусловленные  правовым режимом публичной власти: преимущественно разрешительный способ правового регулирования, односторонние  волеизъявления властных органов как  участников соответствующих правоотношений, иерархические связи и вытекающая отсюда императивность правовых норм.

Частное право - система  децентрализованного регулирования, обеспечиваемая правовым блоком, включающим в себя нормы права, институты  и отрасли, определяющие область  реализации частных интересов, регулирующие частноправовые отношения - отношения  частных лиц и (или) их объединений  между собой, закрепляющие свободу  договорных связей, построенные на началах координации субъектов. Для неё характерен преимущественно  общедозволительный способ (гражданско-правовой метод) правового регулирования, отличающийся началами автономии, юридического равенства  субъектов, их несоподчиненностью и  обусловленной этим диспозитивностью правовых норм.

В основу разграничения  права на частное и публичное  должен быть положен формальный критерий, т.е. различие следует проводить  в зависимости от способа построения и регулирования юридических  отношений, присущего частному и  публичному праву. Наиболее приемлемым среди формальных критериев разграничения  является положение субъекта в правоотношении и признак централизации или  децентрализации правового регулирования.

 

Библиографический список

1. Конституция Российской  Федерации.-М.: Проспект, 2009.

2. Базедов Ю. Европейское  гражданское сообщество и его  право: к вопросу определения  частного права в сообществе// Вестник гражданского права. 2008. № 1. Т. 8.

3. Бержель Ж.-Л. Общая  теория права. М., 2000.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория. М., 1993.

5. Васильев А.M. О системах  советского и международного  права // Советское государство  и право. 1985. N 1.

6. Ведяхин В.М. Принципы  правового регулирования рыночных  отношений// Правоведение. 1995. № 6.

7. Вехи. Интеллигенция в  России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М., 1991.

8. Винник О.М. Системный  подход к разрешению проблемы  гармонизации публичных и частных  интересов в хозяйственной деятельности// Социальная роль права: история  и перспективы: Мат. межд. конф./ Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 2003.

9. Гамбаров Ю.С. Гражданское  право. Общая часть. М., 2003.

10. Голубцов В.Г. Правовой  статус государства как участника  имущественного оборота// Закон и  право. 2006. № 6.

11. Гражданское право.  Том I / Под ред. Е.А.Суханова. М., 2003.

12. Закатнова А. Что  имеем - храним// Рос. газ. 2008. 21 июня.

13. Интерес в публичном  и частном праве: Науч. конф. в  ГУ-ВШЭ (ноябрь 2002 г.)// Журнал российского  права. 2003. № 1.

14. Исаев И.А. История  государства и права России. М., 1993.

15. Карташкин В.А. Права  человека в международном и  внутригосударственном праве. M.: Институт  государства и права РАН, 1995.

16. Комментарий к гражданскому  кодексу Российской Федерации.  Части первой (постатейный) / Под  ред. О.Н. Садикова. М., 1998. с. 51.

17. Коркунов Н.М. Лекции  по общей теории права. СПб., 1898.

18. Котпляревский С.А. Власть  и право. Проблема правового  государства. М., 1915.

19. Кузьмин В. На весах  права// Рос. газ. 2008. 21 марта.

20. Кутафин О.Е. Источники  конституционного права РФ. M.: Юристъ, 2002.

21. Лукашук И.И. Конституции  государств и международное право. M.: Спарк, 1998.

22. Лукашук И.И. Указ. соч.

23. Малеев Ю.Н. Неизвестные,  но общепризнанные // Международное  право. 2005. N 1.

24. Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т. 3.

25. Марочкин С.Ю. Действие  норм международного права в  правовой системе Российской  Федерации. Тюмень: изд-во Тюменского  государственного университета, 1998.

26. Михайлов С.В. Категория  интереса в российском гражданском  праве. М., 2002.

27. Муромцев С.А. Определение  и основное разделение права  // Избранные труды по римскому  и гражданскому праву. М., 2004.

28. Нерсесянц В.С. Право  и закон. М., 1983.

29. Омельченко О.А. Основы  римского права. М., 1994.

30. Подопригора А.А. Основы  римского гражданского права  Киев, 1990.

Информация о работе Частное и публичное право