- принцип справедливости
и соразмерности мер юридической
ответственности;
- баланс интересов
при установлении форм ее применения
(юридической ответственности);
- принцип уважения
достоинства личности как равноправного
субъекта во взаимоотношениях
с государством;
- принцип недопустимости
придания обратной силы закону,
ограничивающему права граждан,
вводящему или ограничивающему
налоги, влияющие на уголовную
наказуемость деяния;
- принцип запрета
сверхформализма;
- принцип презумпции
невиновности Малеев Ю.Н. Неизвестные,
но общепризнанные // Международное
право. 2005. N 1. С. 5-20..
Помимо этого, значительным
упущением авторов действующей
Конституции РФ является существующий
пробел, касающийся определения общих
целей и принципов внешней
политики государства. Основные принципы
международного права конституционно
были закреплены в качестве принципов
внешней политики СССР и РСФСР. В
Конституции РФ 1993 г., к сожалению,
положения о целях и принципах
внешней политики отсутствуют.
Конституция России
в ряде случаев напрямую предписывает
руководствоваться общепризнанными
принципами и нормами международного
права. Таковыми являются положения
ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 55, ч. 1 ст. 63, ч.
2 ст. 67, ст. 69. Вместе с тем Конституция
умалчивает о других случаях, когда
было бы уместно вспомнить о нормах
международного права. Так, к совместному
ведению Федерации и ее субъектов
отнесено выполнение только международных
договоров, а не норм международного
права вообще (п. "о" ст. 72). Недостаточное
внимание уделяется международному
праву в нормотворческой деятельности
разных уровней. В особенности важным
является вопрос по поводу правомочности
субъектов Российской Федерации
в решении вопросов о правах и
свободах человека на местном уровне.
Важным аспектом такого рода отношений
также является соблюдение основополагающих
принципов и правил, заключенных
в международных нормах. Например,
в Венской декларации и Программе
действий, принятых 25 июня 1993 года Всемирной
конференцией по правам человека, говорится,
что региональные механизмы играют
основополагающую роль в защите прав
людей, они должны содействовать
укреплению универсальных (международных)
стандартов в области прав человека.
Там же отмечается, что каждое государство
имеет право избирать такие структуры,
которые в наибольшей мере соответствуют
его конкретным потребностям на национальном
уровне.
Помимо этого, в
Конституции РФ не определен и
механизм контроля за соответствием
национального права международным
обязательствам страны. Конституционный
Суд РФ решает дела лишь о соответствии
Конституции "не вступивших в силу
международных договоров Российской
Федерации" (п. 2 "г" ст. 125). При
этом статья 15 располагается в первой
главе Конституции и, следовательно,
входит в ряд основ конституционного
строя России.
Конституция как
основа правовой системы государства
обладает высшей юридической силой
в отношении всех остальных норм.
Международное право учитывает
особый статус конституции, определяющей
и закрепляющей законодательно социально-политическое
устройство страны, ее правовой системы.
Утверждая суверенное право каждого
государства свободно выбирать и
развивать свою правовую систему, оно
требует уважения к установленному
конституцией правопорядку.
Вместе с тем
свобода государства в определении
характера своей правовой системы
не является неограниченной. Принцип
суверенного равенства государств,
закрепляя их право на свободный
выбор политико-правовой системы, в
то же время взаимосвязан с другим
основополагающим принципом: "каждое
государство обязано выполнять
полностью добросовестно свои международные
обязательства". Добросовестное выполнение
обязательств по международному праву
предусматривает, что при осуществлении
своих суверенных прав, включая право
устанавливать законы и административные
правила, государства "будут сообразовываться
со своими юридическими обязательствами
по международному праву" Лукашук
И.И. Конституции государств и международное
право. M.: Спарк, 1998. С. 11..
Конституция РФ 1993
г. затрагивает многие вопросы международного
права. Это и права человека, вопросы
территории и границ, ратификация
международных договоров, дипломатические
отношения и многое другое. Одним
из важных нововведений является принципиальное
решение в ней вопроса о
соотношении международного и внутригосударственного
права, признании приоритета международных
договоров Российской Федерации
над ее внутренними законами.
В п. 4 ст. 15 Конституции
РФ сформулированы две связанные
между собой конституционные
нормы: о включении общепризнанных
принципов и норм международного
права и международных договоров
России в правовую систему Российской
Федерации и о приоритете применения
правил международных договоров
РФ перед российскими законами. Федеральный
закон "О международных договорах
Российской Федерации" от 15 июля 1995
г. законодательно закрепил в преамбуле
положение о том, что Российская
Федерация выступает за неукоснительное
соблюдение обычных и договорных
норм. Тем самым открывается возможность
прямого действия и применения норм
международного права органами власти,
включая суды. Заинтересованные физические
и юридические лица могут ссылаться
прямо на нормы международного права
при разрешении споров между собой
и с государственными органами, предприятиями,
учреждениями и организациями Степанов
И.М., Лазарев Б.М. Указ. соч., С. 116..
Конституция закрепила
свою высшую юридическую силу и, соответственно,
установила, что "законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской Федерации,
не должны противоречить Конституции
РФ" (ч. 1 ст. 15). И хотя нормы международного
права не упомянуты, положение о
высшей юридической силе Конституции
распространяются на все нормы правовой
системы страны.
Это положение широко
признано как в отечественной, так
и в международно-правовой литературе.
Так, В.А. Карташкин пишет, что Конституция
России, "признавая приоритет
международного права над внутригосударственным
законодательством, не распространяет
это верховенство на Основной Закон
страны" Карташкин В.А. Права человека
в международном и внутригосударственном
праве. M.: Институт государства и
права РАН, 1995. С. 17.. К этой же мысли
присоединяется и О.Е. Кутафин Кутафин
О.Е. Источники конституционного права
РФ. M.: Юристъ, 2002. С. 50-67.. Будучи включенными
Конституцией в правовую систему
страны, нормы международного права
обретают способность регулировать
внутригосударственные отношения,
в том числе и конституционные.
А И.И. Лукашук вообще рассматривает
возможность изменения Конституции
на базе договора Лукашук И.И. Указ.
соч. С.68..
Включение Конституцией
России общепризнанных принципов и
норм международного права и международных
договоров РФ в правовую систему
нашей страны является важным историческим
шагом. Оно коренным образом меняет
понятие правовой системы России,
структуру системы источников конституционного
права, в том числе ставит по-новому
вопрос о соотношении и иерархии
правовых актов по их юридической
силе.
Таким образом, в
связи с тем, что обычная и
договорная нормы международного права
обладают равной юридической силой,
равным правовым статусом, можно утверждать,
что общепризнанные принципы и нормы
международного права обладают таким
же юридическим статусом в рамках
российской правовой системы, как и
договорные нормы. Если же общепризнанная
норма или принцип будут иметь
меньшую юридическую силу, чем
закон, это может привести к нарушению
Россией своих международных
обязательств, которые она, как и
другие субъекты международного права,
берет на себя добровольно. То есть
в случае возникновения коллизии
между общепризнанной нормой и правилом,
предусмотренным в законе, приоритет
в применении должен быть за общепризнанной
нормой международного права. В своей
деятельности данное положение следует
применять всем государственным
и муниципальным органам, включая
и органы судебной власти.
Заключение
Таким образом, в
ходе исследование проблемы частного
и публичного права, я пришла к
следующим выводам.
Структурирование
права по типу "частное- публичное"
направлено на ограничение государственной
власти, гарантирует "область свободы"
субъектов права от проявлений всевластия
государства. Такое деление права
объективно по своему характеру, отражает
бытие двух относительно самостоятельных
сфер - гражданского общества и государства.
Для этих сфер характерны различные
меры дозволенного и запрещенного;
одни задачи решаются в рамках публичного
права, другие - частного. Вместе с тем
право едино в обоих своих
проявлениях - частном и публичном
- и лишь в совокупности может
обеспечить сочетание интересов
общества, государства и личности.
Публичное право --
система централизованного регулирования,
обеспечиваемая правовым блоком, включающим
нормы права, институты и отрасли,
определяющие область реализации публичных
интересов, регулирующие публично-правовые
отношения - отношения органов публичной
власти между собой, а также отношения
между ними и частными лицами и
их объединениями, построенные на началах
субординации субъектов. Для неё
характерны особенности, обусловленные
правовым режимом публичной власти:
преимущественно разрешительный способ
правового регулирования, односторонние
волеизъявления властных органов как
участников соответствующих правоотношений,
иерархические связи и вытекающая
отсюда императивность правовых норм.
Частное право - система
децентрализованного регулирования,
обеспечиваемая правовым блоком, включающим
в себя нормы права, институты
и отрасли, определяющие область
реализации частных интересов, регулирующие
частноправовые отношения - отношения
частных лиц и (или) их объединений
между собой, закрепляющие свободу
договорных связей, построенные на
началах координации субъектов.
Для неё характерен преимущественно
общедозволительный способ (гражданско-правовой
метод) правового регулирования, отличающийся
началами автономии, юридического равенства
субъектов, их несоподчиненностью и
обусловленной этим диспозитивностью
правовых норм.
В основу разграничения
права на частное и публичное
должен быть положен формальный критерий,
т.е. различие следует проводить
в зависимости от способа построения
и регулирования юридических
отношений, присущего частному и
публичному праву. Наиболее приемлемым
среди формальных критериев разграничения
является положение субъекта в правоотношении
и признак централизации или
децентрализации правового регулирования.
Библиографический
список
1. Конституция Российской
Федерации.-М.: Проспект, 2009.
2. Базедов Ю. Европейское
гражданское сообщество и его
право: к вопросу определения
частного права в сообществе//
Вестник гражданского права. 2008.
№ 1. Т. 8.
3. Бержель Ж.-Л. Общая
теория права. М., 2000.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая
теория. М., 1993.
5. Васильев А.M. О системах
советского и международного
права // Советское государство
и право. 1985. N 1.
6. Ведяхин В.М. Принципы
правового регулирования рыночных
отношений// Правоведение. 1995. № 6.
7. Вехи. Интеллигенция в
России. Сборник статей. 1909-1910 гг. М.,
1991.
8. Винник О.М. Системный
подход к разрешению проблемы
гармонизации публичных и частных
интересов в хозяйственной деятельности//
Социальная роль права: история
и перспективы: Мат. межд. конф./
Под ред. Ю.И. Скуратова. М., 2003.
9. Гамбаров Ю.С. Гражданское
право. Общая часть. М., 2003.
10. Голубцов В.Г. Правовой
статус государства как участника
имущественного оборота// Закон и
право. 2006. № 6.
11. Гражданское право.
Том I / Под ред. Е.А.Суханова. М.,
2003.
12. Закатнова А. Что
имеем - храним// Рос. газ. 2008. 21 июня.
13. Интерес в публичном
и частном праве: Науч. конф. в
ГУ-ВШЭ (ноябрь 2002 г.)// Журнал российского
права. 2003. № 1.
14. Исаев И.А. История
государства и права России. М.,
1993.
15. Карташкин В.А. Права
человека в международном и
внутригосударственном праве. M.: Институт
государства и права РАН, 1995.
16. Комментарий к гражданскому
кодексу Российской Федерации.
Части первой (постатейный) / Под
ред. О.Н. Садикова. М., 1998. с. 51.
17. Коркунов Н.М. Лекции
по общей теории права. СПб.,
1898.
18. Котпляревский С.А. Власть
и право. Проблема правового
государства. М., 1915.
19. Кузьмин В. На весах
права// Рос. газ. 2008. 21 марта.
20. Кутафин О.Е. Источники
конституционного права РФ. M.: Юристъ,
2002.
21. Лукашук И.И. Конституции
государств и международное право.
M.: Спарк, 1998.
22. Лукашук И.И. Указ. соч.
23. Малеев Ю.Н. Неизвестные,
но общепризнанные // Международное
право. 2005. N 1.
24. Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 3.
25. Марочкин С.Ю. Действие
норм международного права в
правовой системе Российской
Федерации. Тюмень: изд-во Тюменского
государственного университета, 1998.
26. Михайлов С.В. Категория
интереса в российском гражданском
праве. М., 2002.
27. Муромцев С.А. Определение
и основное разделение права
// Избранные труды по римскому
и гражданскому праву. М., 2004.
28. Нерсесянц В.С. Право
и закон. М., 1983.
29. Омельченко О.А. Основы
римского права. М., 1994.
30. Подопригора А.А. Основы
римского гражданского права
Киев, 1990.