Демократия и формы ее существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, реферат

Описание

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Работа состоит из  1 файл

Люди время от времени.docx

— 67.12 Кб (Скачать документ)

     Термин  «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким уровням  объединения людей:

  • ко всему обществу: общественное самоуправление;
  • к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;
  • к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования);
  • к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?

   Нельзя  ставить знак равенства между  демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

   Самоуправление  сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная  власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все  члены рода принимали участие  в управлении его делами.

   С возникновением государства на смену  самоуправлению пришло управление: государственный  аппарат сосредоточил в своих  руках власть, используя ее в целях  управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело локальный  характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни (далекие  от центра) - крестьянские общины, рабочие  артели. В средние века оно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское  право), в казацких объединениях (например, в Украине), в новое время - в  земском самоуправлении, автономии  университетов (например, в дореволюционной  России).

   Но  противопоставлять демократию и  самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

   На  ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко  входили в конфликт с недемократической  формой государства (например, Запорожская  Сечь в Украине с монархической  формой правления в России). По мере развития демократии - со времени возникновения  буржуазных государств, провозгласивших  источником власти народ, - самоуправление находит в демократии гаранта  своей эффективности.

   Рассматривая  самоуправление и демократию можно  выделить общие черты:

  • строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;
  • являются формами осуществления власти;
  • реализуются непосредственно и через выборные органы;
  • могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

     Однако  между ними есть различия:

Самоуправление Демократия
Возникает по времени раньше демократии Возникает по времени  позже самоуправления
Может существовать без демократии Предполагает  наличие систем самоуправления
Не  имеет политического характера, но может приобретать и политический характер В обществе существует только одна государственная система демократии
В обществе может быть несколько систем самоуправления Основные формы  и институты демократии закреплены в законе, что определяет их обязательность для всех
Самоуправляющиеся организации действуют в рамках закона Имеет только политический характер
 

     Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление является ядром демократии. Элементы самоуправления используются при осуществлении политической власти. В моменты участия в решении государственных дел системы самоуправления приобретают политический характер, который определяется конкретной мерой этого участия.

     Самоуправление  в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия.

     Особой  разновидностью самоуправления является местное самоуправление

 

     

5. Демократия как общечеловеческая ценность 

     Несмотря  на то что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего  мира. Но практически нет такой  окончательной стадии демократии, которая  удовлетворяла бы всех. Испытывая  ограничения, человек вступает в  конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия - благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.

     Рассмотрим  основные ценности демократии как общественно-политического  явления.

  1. Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству:
    1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;
    2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;
    3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.
  2. Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:
    1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;
    2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;
    3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;
    4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.
  3. Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности:
    1. их формального закрепления;
    2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно-социальных (юридических) гарантий;
    3. действия эффективного механизма их защиты;
    4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии

     В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего представителя. Однако еще предстоит немало сделать  для создания развитой системы демократии. Необходимым условием для этого  является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного  проживания в государстве, признание  подавляющим большинством граждан  «демократических правил игры». Важна  тенденция к гармонии общественных, групповых и индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения большинства.

     Тем народам, которые готовы к признанию  автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности  для реализации гуманистических  ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

 

     

6. Демократия и права  социальных меньшинств 

     Все демократии являются политическими  системами, в которых граждане свободно принимают политические решения  в соответствии с волей большинства, т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству  не всегда бывает демократическим. В  демократическом обществе воля большинства  должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь  служат защите прав меньшинства —  будь то этническое меньшинство, религиозное  или политическое. Права меньшинства  не зависят от доброй воли большинства  и не могут быть отменены большинством голосов.

     Уже демократии прошлого знали принцип  большинства и проводили его  в жизнь. Но только с развитием  буржуазного общества, появлением теорий естественного права и разделения властей соотношение между большинством и меньшинством в их правах приобрело  политическую принципиальность. Некоторые  мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что  решения большинства обязательны  для меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль) требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты индивида и меньшинства  назывались независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства  в парламенте и др.

Рассмотрим  право меньшинства  в парламенте.

     Основой демократии является развитый публичный  диалог (коммуникация) представителей разной политической ориентации. Такой  диалог происходит в обществе и концентрируется  в парламенте. Важным фактором в  деятельности многих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства, расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству.

     Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Пока в обществе существует разница интересов, будет  существовать и оппозиция.

     Один  из основателей США Т. Джефферсон писал, что «воля большинства  должна во всех случаях доминировать, но чтобы эта воля было правомерной, она должна быть разумной, чтобы  меньшинство имело равные права, нарушать которые было бы угнетением». Конституция США содержит формы  защиты парламентского меньшинства, которому дано право протеста против проектируемых  изменений основного закона. Эти  права меньшинства настолько  значительны, что на протяжении более  чем 200-летнего существования США  были ратифицированы только 26 поправок к Конституции, и американская Конституция  является самой устойчивой из всех существующих.

     Конституции, которые создавались в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Швейцарии и других странах в Х1Х-ХХ вв., содержали  идею защиты прав меньшинства. Меньшинство  получило возможность действительной парламентской борьбы с беззаботным  отношением большинства к законодательной  работе, которое имело место в  прошлом. В наши дни конституции  Франции, ФРГ, Испании, Японии и других стран предусматривают гарантии прав человека и меньшинства. В Англии оппозиция (меньшинство) составляет непременную  часть государственного механизма. Начиная с 1800 года, лидер оппозиции  «его величества» получает жалование, равное жалованию премьер-министра. В ФРГ право парламентских  расследований, состоящее в обеспечении  парламента информацией о работе правительства и в осуществлении  контроля над правительством, - одно из прав меньшинства. Оно впервые  было закреплено в одной из статей Веймарской Конституции (предложено Максом Вебером), и до сих пор сохранилась  эта первоначальная функция права  меньшинства.

Информация о работе Демократия и формы ее существования