Демократия и формы ее существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, реферат

Описание

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Работа состоит из  1 файл

Люди время от времени.docx

— 67.12 Кб (Скачать документ)

     Сущность  и формы деятельности оппозиции  зависят от конкретных исторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) и легальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальная оппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов, использует методы честной конкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится к существующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение».

     Парламентское меньшинство призвано отражать реально  существующие в обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные, политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически  выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так, во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует  большое количество политических объединений, которые не определяют партийной  системы страны, и их представители  в парламенте составляют меньшинство.

     Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее  на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство  к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция  в парламенте была конструктивной, а не деструктивной. Деструктивная  оппозиция ограничивается критикой существующей власти без предложений  программы действий, тогда как  конструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться за осуществление программы, которая  отличается от официальной программы, является её альтернативой.

     Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику  и свободное выражение своих  взглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и быть услышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление  со стороны оппозиции - политического  меньшинства. Это заставляет её постоянно  подтверждать свое право управлять  обществом и государством.

     Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминирование воли большинства  при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группа имеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь  только в рамках закона.

     Высшее  право меньшинства и его представителей в парламенте состоит в том, что  оно может делать попытки стать  большинством. От этого права меньшинства  в демократическом обществе не защищено никакое большинство, ибо у него нет никаких средств надолго  подавить меньшинство. Важно не дать развиться тенденции в демократии, никогда полностью неискоренимой, - поднять большинство до значения исключительно решающего фактора, до всесилия большинства, и сохранить  нерушимые границы, которые настоящая  демократия призвана противопоставить воле большинства. Наличие активной легальной оппозиции — важнейшая  черта демократии как «полиархии» (многовластия).

     Рассмотрим  право этнических (национальных) меньшинств.

     Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества является свобода личности и свободное развитие этнических групп (национальных меньшинств).

     Национальные  меньшинства могут проживать  либо компактно, либо рассеяно (дисперсно) на территории государства, образованного  «статусной» или «титульной»  нацией. В любом случае они обладают всеми правами, какие имеет нация, давшая название государству. Исключением (в ряде случаев) является право национальных меньшинств на политическое самоопределение. Однако права национальных меньшинств нуждаются в специальном механизме  обеспечения, так как в условиях инонационального окружения приобретают  специфический характер.

     Значительное  внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В преамбуле к  Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». Согласно решениям ООН, национальные меньшинства  имеют:

  • - право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение);
  • право на неассимиляцию;
  • право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей;
  • право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства;
  • право на недискриминацию;
  • право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления.

   Итоговый  документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г. содержит слова: государства - участники СБСЕ «будут принимать все необходимые законодательные, административные, юридические и  иные меры, а также применять соответствующие  международные инструменты для  обеспечения защиты прав человека и  основных свобод лиц, принадлежащих  к национальным меньшинствам на их территории. Они будут защищать и  создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории. Они будут уважать свободное осуществление прав лицами, принадлежащими к таким меньшинствам, и обеспечивать их полное равенство с другими». Верховный Комиссар СБСЕ по делам национальных меньшинств может послать а любую страну своих наблюдателей - экспертов с миссией проверки соблюдения в ней прав национальных меньшинств.

     Придерживаясь международных обязательств в отношении  национальных меньшинств. Верховная  Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон  «О национальных меньшинствах в Украине» с целью обеспечения гарантий их прав на свободное развитие. К  национальным меньшинствам, согласно этому закону, принадлежат группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, проявляют  чувства национального самосознания и общности между собой. Обеспечивая  права лиц, которые принадлежат  к национальным меньшинствам, государство  руководствуется тем, что права  национальных меньшинств являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека.

     В демократическом государстве воля большинства и права меньшинства  защищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь.

 

     

7. Основные теории демократии 

     Поиском лучшего государственного строя  занимались мыслители разных народов  мира, которые за два с половиной  тысячелетия создали немало теорий демократии. Каждая эпоха, каждое государство  вносили новизну и своеобразие  в трактовку демократии. И сегодня  наблюдается новое видение содержания демократии.

Рассмотрим  самые основные и современные  теории демократии: пролетарскую (социалистическую), плюралистическую, партисипаторную, корпоративную, элитарную. 

Пролетарская (социалистическая) теория демократии 

     Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности.

     Согласно  пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) демократия и свобода предусматриваются  только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет  и речи. Провозглашалась диктатура  одного класса - пролетариата в отношении  другого - буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Акцентировалось внимание на руководящей  роли рабочего класса. Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус  и развивала классовую конфронтацию.

     Полное  отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой автономии  личности, подмена народа рабочим  классом в пролетарской теории была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса, руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическому самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического, идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия рассматривалась как государственная структура, а не как общественная организация. В действительности рекламируемое «социалистическое народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим в своих руках всю реальную власть. 

Теория  «плюралистической  демократии» 

     Теория  «плюралистической демократии»  была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма.

     При всей стройности теория «плюралистической  демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение  всего населения в «группы  давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение  как можно большего количества граждан  в «группы давления», большинство  из них обречено на пассивность в  политическом процессе.

     В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории «плюралистической демократии», некоторые ее прежние сторонники (Г.Парсонс, Р.Даль) перешли на позиции теории элитарной демократии. 

Теория  элитарной демократии 

     Теория  элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен).

     Ранняя  теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное), разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Её основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры.

     До  второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в Европе, США  были ее «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса стали переводить там только в 30-е гг. XX в.). После войны этот центр переместился в США. Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнить американскую и западноевропейскую теории элит, можно обнаружить, что первая более эмпирична, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зрения структуры власти и социально-политических влияний. Для второй характерна «ценностная» интерпретация элиты.

     Таким образом, теория элитарной демократии исходит из понимания демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей, как формы  правления элит, более или менее  подконтрольных народу особенно во время  выборов. Суть концепции элитарной  демократии заключается в идее плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Идея плюрализма элит противопоставляется идее власти в  руках одной элиты. 

Информация о работе Демократия и формы ее существования