Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, реферат
Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.
Сущность и формы деятельности оппозиции зависят от конкретных исторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) и легальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальная оппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов, использует методы честной конкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится к существующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение».
Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие в обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные, политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так, во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует большое количество политических объединений, которые не определяют партийной системы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство.
Следует
учесть, что меньшинство, твердо стоящее
на своих позициях, более влиятельно,
чем меньшинство колеблющееся. Ощущение
сильной и непоколебимой
Таким
образом, демократия - это не только
проявление воли большинства, но и гарантия
права меньшинства на критику
и свободное выражение своих
взглядов - конструктивных, а не разрушительных.
Право говорить и быть услышанным.
Право быть оспоренным, но не угнетенным.
Власть может стоять прочно только
тогда, когда она ощущает
Парламент
Украины стремится
Высшее
право меньшинства и его
Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств.
Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества является свобода личности и свободное развитие этнических групп (национальных меньшинств).
Национальные
меньшинства могут проживать
либо компактно, либо рассеяно (дисперсно)
на территории государства, образованного
«статусной» или «титульной»
нацией. В любом случае они обладают
всеми правами, какие имеет нация,
давшая название государству. Исключением
(в ряде случаев) является право национальных
меньшинств на политическое самоопределение.
Однако права национальных меньшинств
нуждаются в специальном
Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». Согласно решениям ООН, национальные меньшинства имеют:
Итоговый
документ Венской встречи представителей
государств - участников Совещания
по безопасности и сотрудничеству в
Европе (СБСЕ) от 15.01.1989 г. содержит слова:
государства - участники СБСЕ «будут
принимать все необходимые
Придерживаясь
международных обязательств в отношении
национальных меньшинств. Верховная
Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон
«О национальных меньшинствах в Украине»
с целью обеспечения гарантий
их прав на свободное развитие. К
национальным меньшинствам, согласно
этому закону, принадлежат группы
граждан Украины, которые не являются
украинцами по национальности, проявляют
чувства национального
В
демократическом государстве
7.
Основные теории демократии
Поиском
лучшего государственного строя
занимались мыслители разных народов
мира, которые за два с половиной
тысячелетия создали немало теорий
демократии. Каждая эпоха, каждое государство
вносили новизну и своеобразие
в трактовку демократии. И сегодня
наблюдается новое видение
Рассмотрим
самые основные и современные
теории демократии: пролетарскую (социалистическую),
плюралистическую, партисипаторную,
корпоративную, элитарную.
Пролетарская
(социалистическая)
теория демократии
Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности.
Согласно
пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс,
В.И.Ленин) демократия и свобода предусматриваются
только для «трудящихся масс», прежде
всего для пролетариата. В центре
внимания поставлена политическая свобода,
а о гражданской свободе нет
и речи. Провозглашалась диктатура
одного класса - пролетариата в отношении
другого - буржуазии, союз рабочего класса
и крестьянства, направленный против
свергнутых эксплуататорских классов.
Акцентировалось внимание на руководящей
роли рабочего класса. Пролетарская теория
игнорировала общегражданский консенсус
и развивала классовую
Полное
отрицание частной
Теория
«плюралистической
демократии»
Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма.
При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе.
В
конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением
популярности теории «плюралистической
демократии», некоторые ее прежние сторонники
(Г.Парсонс, Р.Даль) перешли на позиции
теории элитарной демократии.
Теория
элитарной демократии
Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» (С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен).
Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное), разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Её основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. Исключение составляет допущение Г.Моска об обновлении элиты за счет наиболее способных к управлению из числа активных низших слоев общества. Но это отнюдь не свидетельствует о демократической позиции теории раннего элитаризма. Её идеологи были убеждены в том, что правящий класс концентрирует руководство политической жизнью страны в своих руках, а вмешательство непросвещенного народа в политику может только дестабилизировать или разрушить сложившиеся общественно-политические структуры.
До второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в Европе, США были ее «периферией» (труды Моска, Парето, Михельса стали переводить там только в 30-е гг. XX в.). После войны этот центр переместился в США. Образовалось несколько элитарных школ. Если сравнить американскую и западноевропейскую теории элит, можно обнаружить, что первая более эмпирична, в ней преобладают интерпретации элиты с точки зрения структуры власти и социально-политических влияний. Для второй характерна «ценностная» интерпретация элиты.
Таким
образом, теория элитарной демократии
исходит из понимания демократии
как свободного соперничества претендентов
за голоса избирателей, как формы
правления элит, более или менее
подконтрольных народу особенно во время
выборов. Суть концепции элитарной
демократии заключается в идее плюрализма
элит, «вырастающих» на основе взаимодействия
общественных групп. Идея плюрализма элит
противопоставляется идее власти в
руках одной элиты.