Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.
Введение 2
1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания 3
2. Правовые основы и формы взаимодействия 10
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела……………………………………………………………………….10
4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования………………………………………………………………………….10
Заключение 2
Список использованной литературы 2
Неправильно было бы думать, что осмотр и выдвижение версий при раскрытии преступлений по горячим следам отделены друг от друга во времени. В действительности очень редко бывает так, чтобы члены следственно-оперативной группы сначала собрали сведения о преступлении, а потом обсуждали их и планировали свои действия на будущее. На практике эти два рода деятельности переплетены между собой. Совместное обсуждение получаемой информации должно происходить еще при осмотре, и уже в ходе него сторонами принимаются меры по реализации собранных данных для выдвижения первых розыскных версий. Вместе с тем сразу же после осмотра, пока еще не изгладились в памяти его результаты, следует снова собраться, чтобы обстоятельно их обсудить.
Следователь получает прежде всего информацию об изменениях в материальной обстановке осматриваемого места, которые появились там в результате преступления и по которым можно разыскать лицо, его совершившее. Оперативный работник получает сведения о преступлении от потерпевших, очевидцев, свидетелей и других осведомленных о нем лиц.
Указанное разделение информации на два вида в достаточной степени условно, так как на практике оперативный работник может участвовать в осмотре места происшествия и прилегающей территории, а потому получать сведения о происшедших изменениях, а следователь до осмотра или в ходе него может устно опросить потерпевших, свидетелей.
После завершение осмотра, взаимодействие следователя и оперативного работника продолжается вплоть до момента, пока следователь, возглавивший группу не сообщит, что необходимость в этом отпала. Следователь и оперативный работник обязаны совместно обсудить и проанализировать результаты осмотра и на основе полученных данных разработать согласованные следственные и розыскные действия. При этом оперативный работник самостоятельно определяет средства и методы производства оперативно-розыскных действий, а следователь - если есть основания - немедленно возбуждает уголовное дело и начинает производство необходимых следственный действий.
Таким образом, взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела является важным этапом работы по раскрытию преступлений. Центральным элементом этой работы является совместная организованная деятельность дежурного по органу внутренних дел, следователя и следственно-оперативной группы.
В большой степени результат этой работы зависит от инициативности и активности дежурного при поступлении в дежурную часть сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, быстроты организации выезда следственно-оперативной группы на место происшествия и его квалифицированный осмотр, правильности и четкости взаимодействия членов следственно-оперативной группы и принятия всех необходимых мер для установления преступника.
Итогом
взаимодействия следователя и органа
дознания в стадии возбуждения уголовного
дела является принятие следователем
одного из следующих решений: о возбуждении
уголовного дела; об отказе в возбуждении
уголовного дела; о передаче заявления
или сообщения по посредственности или
подсудности. О каждом принятом решении
в книгах учета делается соответствующая
запись.
4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования
За возбуждением уголовного дела следует такая стадия уголовного процесса как предварительное расследование, в ходе которой тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель и предоставляет право органам, осуществляющим предварительное следствие и органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность одновременно проводить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Дополнение следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями необходимо для прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности, определение размера причиненного ущерба, выявление условий, способствовавших совершению преступления и т.д.
Процессуальными формами взаимодействия являются:
1.
поручение следователя органу
дознания о производстве
2.
содействие органа дознания
3.
уведомление следователя
о результатах оперативно-
Поручение следователя органу дознания о производстве розыскных действий является наиболее важной процессуальной формой их взаимодействия при проведении расследования преступлений. Именно в максимальном использовании оперативно-розыскных возможностей этого органа в интересах следствия и состоит прежде всего сама идея взаимодействия.
Основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» является:
1.
Наличие возбужденного
2.
Ставшие известными органам,
а) о признаках подготавливаемого, совершенного или совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершающих, когда нет данных, достаточных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях или действиях, содержащих угрозу государству, экономике или экологической безопасности РФ;
в) о лицах скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющиеся от уголовного наказания;
г) о лицах без вести пропавших и обнаружении неопознанных трупов.
Все эти основания делятся на 2 группы:
- непосредственно направленные на разрешение криминальных задач (ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности")
- косвенно (ч. 2 ст. 7 Закона)
В следственной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам. Так, взаимодействие следователя и оперативного работника может быть начато с момента передачи материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, следовательно, и продолжается до полного разоблачения преступников, противоправная деятельность которых была задокументирована оперативно-розыскным путем.
В оперативно-поисковом деле сосредотачиваются материалы по обнаружению и оперативной проверке лиц, подозреваемых в совершении данного неочевидного преступления. Для этого оперативный работник на основании собранных данных выносит согласованное со следователем, осуществляющим расследование по уголовному делу постановление о заведении дела. К нему приобщается план следственно-оперативных мероприятий по раскрытию преступления. Далее все документы согласовываются с непосредственным начальником оперработника и докладываются руководителю, имеющему право давать разрешение на заведение такого дела. Последний изучает и анализирует представленные ему материалы, после чего утверждает либо не утверждает постановление о заведении оперативно-поискового дела и план дальнейших мероприятий.
В зависимости от содержания информации, общественной опасности лиц и фактов, а также необходимого объема работы оперативный работник определяет виды оперативно-розыскных мероприятий, подлежащих проведению в этом случае.
По общему правилу оперработник, осуществляющий предварительную оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании которой начато производство по рассматриваемому деду, а также излагать в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных или проверочных мероприятий. Эти документы и иные материалы, получаемые в ходе этой работы, подлежат сосредоточению в деле предварительной оперативной проверки.
Производство по делу предварительной оперативной проверки сотрудник завершает рапортом, где указывает, достигнута ли цель проверки (предупреждено, пресечено или раскрыто преступление; задержан ли скрывавшийся преступник или обнаружено ли лицо, без вести пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив.
Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими.
Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:
1. Пределами самих поручений;
2. Кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.
Прямых
указаний о пределах поручений уголовно-
Совершенно очевидно, что для наиболее эффективного использования возможностей следователь в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций.
В случае, когда необходимо взаимодействие, выход следует искать в разумном целесообразном привлечении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывается на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изобличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам находящимся в производстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполняется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой. Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблением со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поручений оперработниками нередко относятся формально.
На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперработникам производство того или иного следственного действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработники проявляют инициативу в получении поручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при надлежащем качестве.
Под
пределами поручений
Что касается следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Удельный вес их не практике достаточно высок.