Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:20, курсовая работа
Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.
Введение 2
1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания 3
2. Правовые основы и формы взаимодействия 10
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела……………………………………………………………………….10
4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования………………………………………………………………………….10
Заключение 2
Список использованной литературы 2
О причинах производства того или иного следственного действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию. Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.
Подводя
итог сказанному, необходимо сделать
вывод: следователь не может поручить
органам дознания производство следственных
действий, относящихся к его исключительной
компетенции. Производство иных следственных
действий следователь вправе поручить
органу дознания . Работник органа дознания
- непосредственный исполнитель поручения
- вправе в пределах своей компетенции
совершить диктуемые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.
Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.
В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться:
1.
в обеспечении условий
2.
в непосредственном участии
3.
в выделении органам дознания
специалистов для участия в
производстве отдельных
4.
в предоставлении органом
5.
в применении органом дознания
принудительных мер в целях
обеспечения следователю
6.
в проведении оперативно-
Рассмотрим каждую из указанных форм:
1.
Принятие органом дознания мер
по обеспечению условий для
успешного проведения
- оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов преступления и др. улик, имеющих значение для дела.
- не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачастую приводит к утере или уничтожению важных доказательств;
- оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы помешать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обыска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинтересованными лицами искомых объектов. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска;
- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;
- сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.
2.
Непосредственное участие
3.
Выделение органом дознания
Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания.
4.
Представление органом
5.
Применение органом дознания
принудительных мер в целях
обеспечения следователя
6.
Проведение оперативно-
Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных работников.
Уведомление
следователя о результатах
Заключение
Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.
Одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.
Таким
образом, основой взаимодействия следователя
и органа дознания должно быть установленное
законом разграничением компетенции
взаимодействующих органов при наиболее
целесообразном сочетании присущих им
средств и методов работы.
Список
использованной литературы