Деятельность органов внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 19:20, курсовая работа

Описание

Раскрыть преступление только процессуальным путем невоз¬можно, и для успешного расследования уголовного дела необходимо четко налаженное и согласованное взаимодействие следственных ор¬ганов и органов дознания, сочетание процессуальных и оперативно-розыскных форм получения доказательств и установления истины по делу. Состояние правопорядка диктует необходимость повышения эффективности координации деятельности правоохранительных орга¬нов, в частности органов следствия и дознания.

Содержание

Введение 2
1. Понятие, сущность, значение, задачи и принципы взаимодействия следователя и органа дознания 3
2. Правовые основы и формы взаимодействия 10
3. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии возбуждения уголовного дела……………………………………………………………………….10
4. Взаимодействие следователя и органа дознания в стадии предварительного расследования………………………………………………………………………….10
Заключение 2
Список использованной литературы 2

Работа состоит из  1 файл

Гот ДВД.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      О причинах производства того или иного  следственного действия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать  в письменном рапорте на имя руководителя органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию. Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.

      Подводя итог сказанному, необходимо сделать  вывод: следователь не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания . Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах своей компетенции  

совершить диктуемые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.

      Содействие  органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания.

      В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю  может выражаться:

      1. в обеспечении условий успешного  проведения отдельных следственных  действий;

      2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия;

      3. в выделении органам дознания  специалистов для участия в  производстве отдельных следственных  действий;

      4. в предоставлении органом дознания  следователю научных и технических  средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий;

      5. в применении органом дознания  принудительных мер в целях  обеспечения следователю возможности  производства отдельных следственных действий;

      6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. 
 
 

      Рассмотрим  каждую из указанных форм:

      1. Принятие органом дознания мер  по обеспечению условий для  успешного проведения следователем  отдельных следственных действий. К этой группе форм содействия относятся:

      - оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов преступления и др. улик, имеющих значение для дела.

      - не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачастую приводит к утере или уничтожению важных доказательств;

      - оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы помешать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обыска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинтересованными лицами искомых объектов. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска;

      - сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;

      - сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.

      2. Непосредственное участие оперработника  в производстве следователем отдельного следственного действия. УПК РФ не содержит прямых указаний о праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия. Однако, каким бы ни было активным участие работников органа дознания в производстве того или иного следственного действия, соответствующий протокол всегда должен быть составлен от имени следователя.

      3. Выделение органом дознания специалистов  для участия в производстве  следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов чаще всего выступают эксперты-криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия. Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия.

      Третью  категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания.

      4. Представление органом дознания  следователю научных и технических  средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами-криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, электрощупа и т.п.). особенно часто следователем используют находящуюся в ведении органа дознания фото-, аудио -, видеоаппаратуру. Для производства того или иного следственного действия (чаще всего обыска) следователю могут понадобиться предметы и орудия хозяйственного назначения (лопаты, лом и т.п.), которые по его требованию должны быть представлены органом дознания.

      5. Применение органом дознания  принудительных мер в целях  обеспечения следователя возможностью  производства отдельных следственных действий. Наиболее распространенной формой этого вида взаимодействия является доставление приводом обвиняемого и свидетеля в случае их неявки без уважительной причины к следователю. Он вправе потребовать от работников органа дознания принудительных мер по отношению к подозреваемому, обвиняемому, свидетелю и потерпевшему в процессе производства таких следственных действий, как освидетельствование и получение образцов для сравнительного анализа. Если следователь еще до начала производства следственного действия имеет основания полагать, что ему будет оказано противодействие, то он заблаговременно обращается с требованием к органу дознания о выделении необходимых работников. Если же противодействие оказалось неожиданным, то с подобным требованием он обращается в процессе проведения следственного действия.

      6. Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий. Необходимость в оказании этого содействия возникает при проведении следственных действий, требующих предварительного изучения тех или иных объектов с помощью специальных средств и методов, чаще всего в период подготовки к обыску, задержанию и допросу подозреваемого. Так, органом дознания могут быть получены оперативно-розыскные данные об особенностях того или иного строения или помещения, где предстоит провести обыск, о расположении тайников и иных мест хранения разыскиваемых предметов и т.п. Оперативно-розыскным путем можно получить и весьма ценную информацию об особенностях характера подозреваемого (обвиняемого), его привычках, склонностях, о предполагаемой линии поведения и тех уловках, к которым он может прибегнуть на допросе. 
 

      Получив соответствующую информацию следователь должен тщательно продумать как пути и способы ее использования, так и линию собственного поведения при производстве того или иного следственного действия. В этом отношении очень полезными могут оказаться советы и консультации опытных оперативных работников.

      Уведомление следователя о результатах оперативных  мероприятий по делам, переданным ему органом дознания до установления преступника. Данная процессуальная форма взаимодействия, в отличии от ранее рассматриваемых, применяется не часто. Объясняется это тем, что абсолютное большинство уголовных дел о преступлениях своей подследственности следователи органов внутренних дел возбуждают сами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      Четко налаженное, деловое и рациональной взаимодействие органов расследования и оперативных аппаратов служит одним из основных условий, обеспечивающих успешное раскрытие и расследование преступлений. Вследствие того, что следственные, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические подразделения обладают специфическими, только им присущими средствами и методами раскрытия преступлений, чрезвычайно важно, чтобы эти возможности были использованы не разрозненно, а в комплексе.

      Одним их существенных признаков взаимодействия выступает согласованность, которая  достигается в работе посредством рационального сочетания мер, предпринимаемых субъектами взаимодействия. Однако взаимодействие предполагает также и четкое разграничение прав и обязанностей между участниками такой совместной деятельности. Каждый из них, действуя в пределах своей компетенции, используя свои средства и методы, в конечном итоге стремится к достижению единой цели - быстрому и полному раскрытию преступлений и изобличению виновных.

      Таким образом, основой взаимодействия следователя  и органа дознания должно быть установленное  законом разграничением компетенции взаимодействующих органов при наиболее целесообразном сочетании присущих им средств и методов работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

  1. Конституция РФ
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ
  4. Об органах Федеральной службы безопасности в РФ: Федеральный закон РФ
  5. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России, учебное пособие, М., 2003
  6. Мешков М. В., Предварительное следствие, учебник, М., 2008
  7. Фадеев В.П., Предварительное следствие в органах внутренних дел, М., 2005
  8. Арестова Е.Н. Артемова В.В. Батюк В.И., Предварительное следствие, М. 2000
  9. Галанов В.А., Комиссаров В.И., Взаимодействие органов следствия и дознания в процессе расследования уголовно наказуемых нарушений, Учебное пособие, Саратов, Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2003.
  10. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений, М., Юрист, 2003, № 9, с.7-9.
  11. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ, Уголовное право, М., Интел-Синтез, 2002, № 3, с.77-79

Информация о работе Деятельность органов внутренних дел