Древнерусское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:25, контрольная работа

Описание

В период феодальной раздробленности части расколовшейся Киевской Руси испытывали влияние с востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные этапы прошли Древнерусское государство, татаро- монгольские государства, Великое княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схоже

Работа состоит из  1 файл

В русской государственности постоянно между собой соперничали две тенденции.docx

— 49.82 Кб (Скачать документ)

ДИСКУССИЯ 1 

Вопрос 1.

В период феодальной раздробленности части расколовшейся  Киевской Руси испытывали влияние с  востока (Золотой Орды) и запада (Великого княжества Литовского и Русского). Проанализируйте, какие сходные  этапы прошли Древнерусское государство, татаро- монгольские государства, Великое  княжество Литовское и Русское? Выскажите свое мнение о схожести, отличии и взаимовлиянии в  развитии их государственности. 

Золотая Орда. 

Отличия:

  • Она была одним из крупнейших государств средневековья,  владения

    которого находились в Европе и Азии. Ее военная  мощь  постоянно  держала  в

    напряжении  всех соседей и очень долгое время  никем не оспаривалась.  Монархи

    даже отдаленных стран стремились завязать с ней  дружественные  отношения  и

    всеми силами их поддерживать. 

  • В результате монгольских завоеваний в 1243г. на юго-восточных  границах Руси образовалась огромная империя - Золотая Орда. Вассальную зависимость от правителей Золотой  Орды были вынуждены признать все  русские земли. В начале 1260 г. Золотая  Орда отделилась от монгольской державы  и стала самостоятельным государством.
 
  • В ожесточённых боях на Руси погибла лучшая часть  монголо-татарского войска, татары утратили наступательную мощь, что спасло европейскую  цивилизацию от разорения. Система  взаимоотношений Орды и подвластных  ей русских земель получила в исторической традиции наименование монголо-татарского ига.
 
  • Ханы, заинтересованные в разобщении Руси, манипулировали ярлыками, стравливали князей, использовали обман, убийства. Существовал ряд  обязательных повинностей: содержать  и обеспечивать ханских послов, отправлять русские войска для участия в  походах монголов. Ханские наместники-баскаки  осуществляли контроль над подвластными землями. Дань собирали мусульманские  купцы-откупщики - бессермены. С 1257 года, с целью учёта податного населения, проводились переписи населения.

Взаимовлияние:

  • На русские земли была наложена система податей: основная - дань, дополнительная - денежная.
  • В конечном итоге монгольское нашествие оказало значительное воздействие на ход истории России и имело следующие последствия: демографические, экономические, политические, культурные.
  • Последствия ига для Руси определялись тем, что в сложившихся отношениях развились традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения были заменены подданническими. Раздавая князьям ярлыки на княжение, хан превращал их в подданных «служебников». Князья, в свою очередь, стремились распространить подобные отношения на местную знать, на дворян, на дружинников.
  • Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру русского народа, способствовало смешению части монголов с населением Руси. Признавая это влияние, важно иметь в виду, что оно не стало определяющим и доминирующим. Великорусский этнос, его язык и культура в целом сохранили свои качественные характеристики.
  • Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия, и переход к централизации Русского государства происходил со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.
 

Великое княжество Литовское 
Зарождение литовской государственности. В IX — X вв. в Литве на базе роста производительных сил интенсивно шел процесс образования класса привилегированных крупных землевладельцев и класса феодально-зависимого крестьянства. В XI— XII вв. на территории Литвы возникает ряд небольших княжеств, представлявших собою первые феодальные политические объединения.
 

Отличия.

  •  
    Литовские князья XI—XII вв. имели укрепленные замки и дружины. Князь содержал дружину за счет дани со своих сел и городов, а также за счет добычи от набегов на чужие земли. Обычным явлением были усобицы и вооруженные конфликты между князьями. 
    Сопротивление крестьян процессу феодализации, разорительность почти непрерывных феодальных войн, а также возросшая в XIII в. внешняя угроза со стороны немецких рыцарей поставили перед литовской знатью вопрос о жизненной необходимости объединения мелких княжеств в одно, относительно единое государство.
  •  
    Первым крупным шагом по пути объединения было складывание в союзы отдельных групп князей.
  •  
    С середины XIII в. до 40-х годов XIV в. Литовское государство было относительно единым. Затем наступил период феодальной раздробленности. Местные князья были господарями в своих владениях: обладали собственным войском и крепостями, сами судили, собирали, а подчас и устанавливали подати, имели свои, только им подчиненные, органы управления, княжеский совет из крупных панов (раду) и т. д. Великому князю «господарю» они платили «подданщину» (дань), выступали по его зову в военные походы, являлись членами великокняжеского совета (Панской рады).
  •  
    В XVI в. с образованием органов сословного представительства — Великого вального сейма в центре и сеймиков в каждом повете (уезде) — Литовское государство становится разновидностью сословно-представительной монархии. Ее существенной особенностью было отсутствие в сейме и сеймиках представителей «людей простого стану» — мещан и крестьянства. Органы сословного представительства включали только князей, панов, представителей шляхты и духовенства, а также высших лиц центрального и местного управления.
  •  
    Господарь носил титул — «Великий князь литовский, русский и жмудский». Характерной особенностью литовской монархии была выборность монарха собранием крупных вассалов, а с XVI в.— сеймом. С ростом централизации устанавливается обычай избирать на престол сына умершего великого князя.
 
  • Панская рада во второй половине XV в. стала органом с довольно постоянным составом, включавшим наиболее влиятельных должностных лиц центрального и местного управления. Закон 1492 года, изданный по требованию панов Александром Казимировичем, юридически ограничил власть великого князя Панской радой, установив, что раздача должностей, расходование государственных средств, вопросы войны и мира и другие важные дела господарь обязан решать только с согласия Рады. На практике дела решались господарем по совету с небольшой группой виднейших сановников, получившей название «Передней рады». Панская рада в полном составе собиралась лишь в особо важных случаях. Такие ее съезды, на которые особыми повестками («позвами») приглашались все крупные землевладельцы, получили названия сеймов. В конце XV в. шляхта добилась участия своих представителей в сеймах, когда там решались вопросы о войне и мире, о военных налогах и новых законах. Однако решающую роль в сеймах XV в. играли паны.
  •  
    Великий вальный сейм. В XVI в. роль шляхты в сейме резко возрастает, в связи с чем увеличивается и его значение. Он становится единственным законодательным органом и получает название Великого вального сейма.
 
  • Большой вес  имело ведомство земского маршалка, осуществлявшего полицейские и  судебные функции в месте пребывания господаря, Панской рады и сейма. 
    Военный уряд возглавлялся земским гетманом. Главными чинами дворцового управления были маршалок дворный и подскарбий дворский. Ниже их стояли чашник, стольник, кухмистер, конюший, ловчий, ложничий и другие.
 
 

Сходства  с Русью:

  •  
    В XV—XVI вв. расширяется компетенция великого князя. Он был верховным главнокомандующим литовского войска, верховным судьей, законодателем и главой исполнительной власти. Постепенно росло его вмешательство в деятельность местных князей. Но свои функции он осуществлял вместе с советом крупных вассалов — Панской радой (на Руси похожая Боярская Дума).
  •  
    Центральный аппарат управления. С упрочением к середине XV в. великокняжеской власти укрепляется и получает известную стройность система центральных органов управления.
  •  
    Высшим должностным лицом был государственный канцлер — хранитель большой государственной печати и глава канцелярии при великом князе и Панской раде. Во главе финансового ведомства стоял земский подскарбий (от слова «скарб» — казна), имевший помощников — скарбников. Он находился в непосредственном подчинении господаря, а с 1492 года — и Панской рады.
  •  
    Местные органы власти и управления. До XV в. основными органами власти на местах были удельные князья.
 
 
 

Древнерусское государство

Государственный строй России ("самодержавство" во главе с "царем и великим  князем всея Руси") складывался в  результате освоения традиций Древней Руси, Византии, Золотой Орды, а также под влиянием теорий и политико-государственной практики стран Запада и Востока.

Тенденции развития европейской государственности  носили более общий характер, чем  развитие социально-экономической  сферы. Видимо, это ос меняется, с  одной стороны, тем, что формы  государственной власти развиваются  относительно самостоятельно, без "жесткой" обусловленности состоянием социально-экономических отношений, а с другой - тем, что они в большей степени, чем социально-экономические структуры, подвержены внешнему влиянию, обладают большей способностью к усвоению опыта и практики соседних более развитых государств. Однако, говоря об общности тенденций развития государственности в Европе, следует помнить и об отличиях в развитии российской государственности, обусловленных географическими, экономическими, политическими и социо-культурными особенностями страны.

Отличия:

Ведущую роль в  формировании Древнерусского государства  играл внешнеполитический фактор –  необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому. Такой «опережающий» (по отношению  к социально-экономическому развитию) характер процесса обусловил особенности  сформировавшегося к концу XV – XVI вв. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей. 
Решающие шаги в создании единого русского государства были сделаны сыном Василия Темного Иваном III. 
Уже к середине 70-х годов к Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества. Ивану III удалось подчинить себе обширную Новгородскую республику. В 1485 г. в результате военного похода к Москве было присоединено Тверское княжество. Отныне подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав великого княжества Московского. Иван III стал именоваться Государем Всея Руси. В целом единое государство было создано и окончательно утвердило свою независимость. 
Уже с 1476 г. Иван III отказался ездить в Орду и посылать дать. В 1480 г. из состава Большой Орды выделилась Ногайская Орда. В конце первой четверти XV века образовалось Крымское ханство, во второй четверти – ханства Казанское, Астраханское и Сибирское.  
В правление сына Ивана III – Василия III Российское государство продолжало быстро расти. В 1510 г. в его состав вошла Псковская земля, а в 1521 г. – Рязанское княжество. В результате войн с Литвой в конце XV – первой четверти XVI вв. были присоединены Смоленская и частично Черниговская земли. Таким образом, в первой трети XVI столетия совершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав великого княжества Литовского.

Сходства  с Литвой: 
Систему центральных и государственных органов управления образовывали: совещательная Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные, военно-административные и судебные функции, и два исполнительных органа – Государев дворец и Государева казна. Четкого распределения управленческих функций не было. В основном Дворец ведал государевыми землями.

 Казна ведала  преимущественно государственной  печатью, финансами и внешней  политикой. 

 Формированию  государственного аппарата, его  централизации способствовал Судебник  Ивана III, он был принят в  1497 г. и явился первым сводом российских законов. 
Постепенно упорядочилась и система административно – территориального деления. Иван III ограничил права удельных князей, а Василий III сократил число уделов. К концу первой трети XVI века их оставалось всего два. Вместо бывших самостоятельных княжеств появляются уезды, управлявшиеся наместниками великого князя. Затем уезды стали подразделяться на станы и волости, которые возглавляли волостели. Наместники и волостели получали территорию в «кормление», т.е. брали себе судебные пошлины и часть налогов, собираемых на данной территории. Кормление было наградой не за административную деятельность, а за прежнюю службу в войсках. Поэтому стимулов к активным административным занятиям у наместников не было. Поскольку у них не было и опыта административной работы, то они часто передавали свои полномочия тиунам – помощникам из холопов.

 
Следует подчеркнуть, что Российское государство с самого начала своего существования продемонстрировало беспрецедентное по своему масштабу и стремительности расширение границ. Со вступлением на престол Ивана III и до смерти его сына Василия III, т.е. с 1462 по 1533 гг., территория государства выросла в шесть с половиной раз – с 430 000 кв. километров до 2 800 000 кв. километров. 
Отличия.

Таким образом, при всей хронологической близости периодов образования централизованных монархий в России и Западной Европе, Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией, которая непрерывно росла, многонациональностью и некоторыми особенностями организации  власти. Эти черты Российского  государства были обусловлены не только его геополитическим положением, но и спецификой его создания. Вспомним, что единое государство сформировалось у нас благодаря, главным образом, внешнеполитическим факторам, а не новым элементам в социально-экономическом  развитии. Поэтому русские государи, в отличие от западноевропейских монархов, опирались не на города, не на противоречия между феодалами  и третьим сословием, а на военно-бюрократический  аппарат и в какой-то мере на патриотические и религиозные чувства народа. 
Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимого по своему значению с образованием на рубеже XV – XVI веков Московского государства. Эти полстолетия – стержневое время в судьбе русского народа. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и во многом всех народов Восточной Европы.

Информация о работе Древнерусское государство