ДИСКУССИЯ 1
Вопрос 1.
В период феодальной
раздробленности части расколовшейся
Киевской Руси испытывали влияние с
востока (Золотой Орды) и запада (Великого
княжества Литовского и Русского).
Проанализируйте, какие сходные
этапы прошли Древнерусское государство,
татаро- монгольские государства, Великое
княжество Литовское и Русское?
Выскажите свое мнение о схожести,
отличии и взаимовлиянии в
развитии их государственности.
Золотая
Орда.
Отличия:
- Она была
одним из крупнейших государств средневековья,
владения
- В результате
монгольских завоеваний в 1243г. на юго-восточных
границах Руси образовалась огромная
империя - Золотая Орда. Вассальную
зависимость от правителей Золотой
Орды были вынуждены признать все
русские земли. В начале 1260 г. Золотая
Орда отделилась от монгольской державы
и стала самостоятельным государством.
- В ожесточённых
боях на Руси погибла лучшая часть
монголо-татарского войска, татары утратили
наступательную мощь, что спасло европейскую
цивилизацию от разорения. Система
взаимоотношений Орды и подвластных
ей русских земель получила в исторической
традиции наименование монголо-татарского
ига.
- Ханы, заинтересованные
в разобщении Руси, манипулировали
ярлыками, стравливали князей, использовали
обман, убийства. Существовал ряд
обязательных повинностей: содержать
и обеспечивать ханских послов, отправлять
русские войска для участия в
походах монголов. Ханские наместники-баскаки
осуществляли контроль над подвластными
землями. Дань собирали мусульманские
купцы-откупщики - бессермены. С 1257 года,
с целью учёта податного населения,
проводились переписи населения.
Взаимовлияние:
- На русские
земли была наложена система податей:
основная - дань, дополнительная - денежная.
- В конечном
итоге монгольское нашествие оказало
значительное воздействие на ход истории
России и имело следующие последствия:
демографические, экономические, политические,
культурные.
- Последствия
ига для Руси определялись тем, что в сложившихся
отношениях развились традиции восточного
деспотизма. Вассально-дружинные отношения
были заменены подданническими. Раздавая
князьям ярлыки на княжение, хан превращал
их в подданных «служебников». Князья,
в свою очередь, стремились распространить
подобные отношения на местную знать,
на дворян, на дружинников.
- Ордынское
иго оказало мощное воздействие на культуру
русского народа, способствовало смешению
части монголов с населением Руси. Признавая
это влияние, важно иметь в виду, что оно
не стало определяющим и доминирующим.
Великорусский этнос, его язык и культура
в целом сохранили свои качественные характеристики.
- Иго законсервировало
этап феодальной раздробленности на два
столетия, и переход к централизации Русского
государства происходил со значительным
опозданием по сравнению с западноевропейскими
странами.
Великое
княжество Литовское
Зарождение литовской государственности.
В IX — X вв. в Литве на базе роста производительных
сил интенсивно шел процесс образования
класса привилегированных крупных землевладельцев
и класса феодально-зависимого крестьянства.
В XI— XII вв. на территории Литвы возникает
ряд небольших княжеств, представлявших
собою первые феодальные политические
объединения.
Отличия.
-
Литовские князья XI—XII вв. имели укрепленные
замки и дружины. Князь содержал дружину
за счет дани со своих сел и городов, а
также за счет добычи от набегов на чужие
земли. Обычным явлением были усобицы
и вооруженные конфликты между князьями.
Сопротивление крестьян процессу феодализации,
разорительность почти непрерывных феодальных
войн, а также возросшая в XIII в. внешняя
угроза со стороны немецких рыцарей поставили
перед литовской знатью вопрос о жизненной
необходимости объединения мелких княжеств
в одно, относительно единое государство.
-
Первым крупным шагом по пути объединения
было складывание в союзы отдельных групп
князей.
-
С середины XIII в. до 40-х годов XIV в. Литовское
государство было относительно единым.
Затем наступил период феодальной раздробленности.
Местные князья были господарями в своих
владениях: обладали собственным войском
и крепостями, сами судили, собирали, а
подчас и устанавливали подати, имели
свои, только им подчиненные, органы управления,
княжеский совет из крупных панов (раду)
и т. д. Великому князю «господарю» они
платили «подданщину» (дань), выступали
по его зову в военные походы, являлись
членами великокняжеского совета (Панской
рады).
-
В XVI в. с образованием органов сословного
представительства — Великого вального
сейма в центре и сеймиков в каждом повете
(уезде) — Литовское государство становится
разновидностью сословно-представительной
монархии. Ее существенной особенностью
было отсутствие в сейме и сеймиках представителей
«людей простого стану» — мещан и крестьянства.
Органы сословного представительства
включали только князей, панов, представителей
шляхты и духовенства, а также высших лиц
центрального и местного управления.
-
Господарь носил титул — «Великий князь
литовский, русский и жмудский». Характерной
особенностью литовской монархии была
выборность монарха собранием крупных
вассалов, а с XVI в.— сеймом. С ростом централизации
устанавливается обычай избирать на престол
сына умершего великого князя.
- Панская рада
во второй половине XV в. стала органом
с довольно постоянным составом, включавшим
наиболее влиятельных должностных лиц
центрального и местного управления. Закон
1492 года, изданный по требованию панов
Александром Казимировичем, юридически
ограничил власть великого князя Панской
радой, установив, что раздача должностей,
расходование государственных средств,
вопросы войны и мира и другие важные дела
господарь обязан решать только с согласия
Рады. На практике дела решались господарем
по совету с небольшой группой виднейших
сановников, получившей название «Передней
рады». Панская рада в полном составе собиралась
лишь в особо важных случаях. Такие ее
съезды, на которые особыми повестками
(«позвами») приглашались все крупные
землевладельцы, получили названия сеймов.
В конце XV в. шляхта добилась участия своих
представителей в сеймах, когда там решались
вопросы о войне и мире, о военных налогах
и новых законах. Однако решающую роль
в сеймах XV в. играли паны.
-
Великий вальный сейм. В XVI в. роль шляхты
в сейме резко возрастает, в связи с чем
увеличивается и его значение. Он становится
единственным законодательным органом
и получает название Великого вального
сейма.
- Большой вес
имело ведомство земского маршалка,
осуществлявшего полицейские и
судебные функции в месте пребывания
господаря, Панской рады и сейма.
Военный уряд возглавлялся земским гетманом.
Главными чинами дворцового управления
были маршалок дворный и подскарбий дворский.
Ниже их стояли чашник, стольник, кухмистер,
конюший, ловчий, ложничий и другие.
Сходства
с Русью:
-
В XV—XVI вв. расширяется компетенция великого
князя. Он был верховным главнокомандующим
литовского войска, верховным судьей,
законодателем и главой исполнительной
власти. Постепенно росло его вмешательство
в деятельность местных князей. Но свои
функции он осуществлял вместе с советом
крупных вассалов — Панской
радой (на Руси похожая Боярская
Дума).
-
Центральный аппарат управления. С упрочением
к середине XV в. великокняжеской власти
укрепляется и получает известную стройность
система центральных органов управления.
-
Высшим должностным лицом был государственный
канцлер — хранитель большой государственной
печати и глава канцелярии при великом
князе и Панской раде. Во главе финансового
ведомства стоял земский подскарбий (от
слова «скарб» — казна), имевший помощников
— скарбников. Он находился в непосредственном
подчинении господаря, а с 1492 года — и
Панской рады.
-
Местные органы власти и управления. До
XV в. основными органами власти на местах
были удельные князья.
Древнерусское
государство
Государственный
строй России ("самодержавство"
во главе с "царем и великим
князем всея Руси") складывался в
результате освоения традиций Древней
Руси, Византии, Золотой Орды, а также под
влиянием теорий и политико-государственной
практики стран Запада и Востока.
Тенденции развития
европейской государственности
носили более общий характер, чем
развитие социально-экономической
сферы. Видимо, это ос меняется, с
одной стороны, тем, что формы
государственной власти развиваются
относительно самостоятельно, без "жесткой"
обусловленности состоянием социально-экономических
отношений, а с другой - тем, что они в большей
степени, чем социально-экономические
структуры, подвержены внешнему влиянию,
обладают большей способностью к усвоению
опыта и практики соседних более развитых
государств. Однако, говоря об общности
тенденций развития государственности
в Европе, следует помнить и об отличиях
в развитии российской государственности,
обусловленных географическими, экономическими,
политическими и социо-культурными особенностями
страны.
Отличия:
Ведущую роль в
формировании Древнерусского государства
играл внешнеполитический фактор –
необходимость противостояния Орде
и Великому княжеству Литовскому.
Такой «опережающий» (по отношению
к социально-экономическому развитию)
характер процесса обусловил особенности
сформировавшегося к концу XV – XVI вв.
государства: сильную монархическую власть,
жесткую зависимость от нее господствующего
класса, высокую степень эксплуатации
непосредственных производителей.
Решающие шаги в создании единого русского
государства были сделаны сыном Василия
Темного Иваном III.
Уже к середине 70-х годов к Москве были
окончательно присоединены Ярославское
и Ростовское княжества. Ивану III удалось
подчинить себе обширную Новгородскую
республику. В 1485 г. в результате военного
похода к Москве было присоединено Тверское
княжество. Отныне подавляющая часть северо-восточных
русских земель входила в состав великого
княжества Московского. Иван III стал именоваться
Государем Всея Руси. В целом единое государство
было создано и окончательно утвердило
свою независимость.
Уже с 1476 г. Иван III отказался ездить в Орду
и посылать дать. В 1480 г. из состава Большой
Орды выделилась Ногайская Орда. В конце
первой четверти XV века образовалось Крымское
ханство, во второй четверти – ханства
Казанское, Астраханское и Сибирское.
В правление сына Ивана III – Василия III
Российское государство продолжало быстро
расти. В 1510 г. в его состав вошла Псковская
земля, а в 1521 г. – Рязанское княжество.
В результате войн с Литвой в конце XV –
первой четверти XVI вв. были присоединены
Смоленская и частично Черниговская земли.
Таким образом, в первой трети XVI столетия
совершилось присоединение к Москве русских
земель, не входивших в состав великого
княжества Литовского.
Сходства
с Литвой:
Систему центральных и государственных
органов управления образовывали: совещательная
Боярская дума, совмещавшая высшие законодательные,
военно-административные и судебные функции,
и два исполнительных органа – Государев
дворец и Государева казна. Четкого распределения
управленческих функций не было. В основном
Дворец ведал государевыми землями.
Казна ведала
преимущественно государственной
печатью, финансами и внешней
политикой.
Формированию
государственного аппарата, его
централизации способствовал Судебник
Ивана III, он был принят в
1497 г. и явился первым сводом российских
законов.
Постепенно упорядочилась и система административно
– территориального деления. Иван III ограничил
права удельных князей, а Василий III сократил
число уделов. К концу первой трети XVI века
их оставалось всего два. Вместо бывших
самостоятельных княжеств появляются
уезды, управлявшиеся наместниками великого
князя. Затем уезды стали подразделяться
на станы и волости, которые возглавляли
волостели. Наместники и волостели получали
территорию в «кормление», т.е. брали себе
судебные пошлины и часть налогов, собираемых
на данной территории. Кормление было
наградой не за административную деятельность,
а за прежнюю службу в войсках. Поэтому
стимулов к активным административным
занятиям у наместников не было. Поскольку
у них не было и опыта административной
работы, то они часто передавали свои полномочия
тиунам – помощникам из холопов.
Следует подчеркнуть, что Российское
государство с самого начала своего
существования продемонстрировало
беспрецедентное по своему масштабу
и стремительности расширение границ.
Со вступлением на престол Ивана
III и до смерти его сына Василия III,
т.е. с 1462 по 1533 гг., территория государства
выросла в шесть с половиной раз – с 430
000 кв. километров до 2 800 000 кв. километров.
Отличия.
Таким образом,
при всей хронологической близости
периодов образования централизованных
монархий в России и Западной Европе,
Российское государство отличалось
от западных своей колоссальной территорией,
которая непрерывно росла, многонациональностью
и некоторыми особенностями организации
власти. Эти черты Российского
государства были обусловлены не
только его геополитическим положением,
но и спецификой его создания. Вспомним,
что единое государство сформировалось
у нас благодаря, главным образом,
внешнеполитическим факторам, а не
новым элементам в социально-экономическом
развитии. Поэтому русские государи,
в отличие от западноевропейских
монархов, опирались не на города, не
на противоречия между феодалами
и третьим сословием, а на военно-бюрократический
аппарат и в какой-то мере на патриотические
и религиозные чувства народа.
Во всей русской истории нет события или
процесса, сравнимого по своему значению
с образованием на рубеже XV – XVI веков
Московского государства. Эти полстолетия
– стержневое время в судьбе русского
народа. То, в каких условиях и как шло
становление Московского государства,
на пять веков предопределило социальную,
политическую и культурную историю не
только русского, но и во многом всех народов
Восточной Европы.