Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2011 в 23:56, реферат
Правовые мысли Древней Греции
Введение 3
Правовые мысли Древней Греции 4
Правовая мысль в Древнем Риме 5
Появление теории естественного права 7
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
« РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ ПРИ ПРИЗЕДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА
Теории
и истории государства и права
РЕФЕРАТ
студента 3 курса 920 группы
Феоктистова
Александра Дмитриевича
Естественное
право: исторические предпосылки, концепции,
течения, школы
Научный руководитель
Доцент
Н.В.
Дунаева
Санкт-Петербург
2011г.
Содержание
Введение
Правовые мысли
Древней Греции
Правовая мысль
в Древнем Риме
Появление
теории естественного права
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Естественное
право - учение об идеальном, независимом
от государства праве, вытекающем будто
бы из разума и «природы» человека. Идеи
Е. п. были выдвинуты еще в античную эпоху
(Сократ, Платон Я др.), в средние вв. Е. п.
считалось разновидностью божественного
закона (Фома Аквинский). Наибольшее распространение
идеи Е. п. получили в период буржуазных
революций на Западе (17-18 вв.). Сторонники
учения о Е. п. - Граций, Спиноза, Локк, Руссо,
Монтескье, Гольбах, Кант, Радищев и др.
- использовали его для критики феодализма,
обоснования «естественности» и «разумности»
буржуазного об-ва. В период империализма
идеи Е. п. зачастую используются для защиты
капитализма.
Правовые мысли Древней Греции
В историческом анализе развития учений о естественном праве необходимо начать с правовой мысли Древней Греции. Эти взгляды ещё очень далеки от тех классических концепций которые сложились в 16-17 веке; они носят порой сугубо политический подтекст и имеют отношение к естественно правовой теории, лишь поддерживая её основной постулат о противопоставлении естественного закона иному действующему порядку. Первые мысли о естественном праве скорее явились результатом открытых дискуссии о первостепенности морали или закона, которые были вполне обыденны для древнегреческих философов.
Софисты. Целое направление древнегреческих мыслителей распространённое в 5 - 4м веке до нашей эры. В центре внимания софистов находились вопросы права и политики, морали, приемы доказательств и ораторского искусства. К видным представителям софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт.
В сохранившихся источниках показано, что в учениях софистов использовали противопоставление законов и природы для критики существующих полисных порядков.
Из диалогов
Сократа известно высказывания Гиппия,
обращавшегося к своим
Антифонт рассуждал, что законы искусственны и произвольны, тогда как в природе все происходит само собой, по необходимости. "По природе мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары, и эллины. Уместно обратить внимание на то, что у всех людей нужды от природы одинаковы". Один из младших софистов Алкидамант заявлял, что "бог сделал всех свободными, природа никого не сделала рабом".
Приведенные высказывания Антифонта и Алкидаманта представляют собой не что иное, как простейшую форму моральной критики привилегий аристократии и свободных граждан. Было бы ошибкой усматривать здесь нечто большее — осуждение рабства, признание естественных прав человека, равенства всех людей и т.п.
Старшие софисты развивая учение о законе, утверждали что закон есть выражение согласованной, "взаимной справедливости" (Протагор), нечто вроде суммы индивидуальных добродетелей, тем самым уже тогда задумываясь о договорной сущности закона, что легло в основу первых естественно правых теорий эпохи возрождения.
О дуализме происхождения законов так же говорили Сократа, Платона и Аристотель.
Сократ, как и софисты, различает естественное право и право писаное. Но это отличие не превращает их в противоположность, как это имело место в трактовке софистов. И неписаные божьи законы, и писаные человеческие законы имеют целью, согласно Сократу, одну и ту же справедливость, которая не просто является критерием законности, но, по сути, тождественна с ней. Эту же линию продолжает и Платон различая полисное и естественное право, но опять же как противопоставляя их а раскрывая объективную (в конечном счете — божественных, разумных, идеальных) сущность корней полисных законов.
У
Аристотеля же появляется понятие политического
права в которое и входит естественное
наряду с условным (установленным). "Естественное
право — то, которое везде имеет одинаковое
значение и не зависит от признания или
непризнания его. Условное право то, которое
первоначально могло быть без существенного
различия таким или иным, но раз оно определено
[это безразличие прекращается]". Предписания
естественного права Аристотель нигде
специально не перечисляет. По смыслу
его концепции "от природы" существуют
и соответствуют этим предписаниям семья,
рабство, частная собственность, война
греков с варварами и др. Под условным
правом он понимает законы, установленные
в государстве, включая сюда как писаные
законы, так и неписаное обычное право.
Естественное право стоит выше закона;
среди законов важнее неписаные, основанные
на обычае.
Правовая
мысль в Древнем Риме
Правовая мысль в Древнем Риме. Римские юристы не отличались особой персональностью и их взгляд на естественное право можно рассмотреть в комплексе не разделяя на отдельных представителей.
Главной чертой древнеримской юриспруденции на естественное право было его явное противопоставление позитивному праву и разделение парва как такового на три части: естественное(jus naturale, характеризующегося самой природой всего живого), общенародное (jus gentium, служили для разрешения споров между римскими граждананми и иностранцами, было присуще всем народам) и исконно римское (jus civile, исконно древнеримское право, регулировавшее отношения исключительно между римскими гражданами). Соответственно последние два относились к позитивному праву.
Понятие о естественном праве у римских юристов было довольно сбивчивым и шатким: они то отличали естественное право(jus naturale) от общенародного (jus gentium), то отождествляли то и другое: они то рассматривали jus naturale как идеал, к которому должно стремится положительное, действующее право, то видели в первом часть последнего. Некоторые юристы представляли себе естественное право, как совокупность вечных норм правды: положительное право далеко не соответствует этим нормам. С точки зрения естественного права не должно быть ни рабов, ни господ; между тем, у всех народов существуют различия классов, существует и рабство. В этом ряд римских юристов видели основное отличие jus naturale от jus gentium, т. е. от права общенародного: с точки зрения jus naturale все вообще должны быть свободны, между тем как jus gentium закрепляет свободу только за некоторыми классами. Воззрение это разделялось, однако, далеко не всеми юристами: некоторые из них рассматривали естественное право, как совокупность норм права всюду принятых, всюду действующих, без различия рода и племени, места и времени,- словом отождествляли jus naturale и jus gentium. Определяя понятие естественного права то шире, то уже, римские юристы сходились, однако, в том, что нормы естественного права коренятся в самой природе человеческого разума, а потому - столь же вечны и неизменны, как и законы логики.
Камнем преткновения, помимо его отношения к jus gentium, в определении естественного права так же являлось его природа происхождения. В одних случаях она воспринимается как природа самого человека. В других - как природа вещей, служащих объектом его прав. В третьих же случаях она трактуется как природа возникающих в обществе правовых отношений.
Таким образом, видно, что понятие естественного права у римлян было крайне размыто, но в тоже время можно заметить, что jus naturale существовало не только в качестве некоего идеализированного права, пребывающего лишь в умах людей, как допустим понятие справедливости(aequitas), но и в качестве института, действующего "совместно и одинаково с положительным правом". Его действию придавалось такое же реальное значение, как и положительному праву.
Средние века не дали значительного развития естественно правовой мысли. Данный вопрос в силу исторических обстоятельств находился в ведении католической церкви, имеющей в те времена очень сильные политическую позицию, или являлся уделом иных богословов неоднозначно относившихся к официальной линии Папы Римского.
Понятие естественно права в те времена в Европе приобретает исключительно божественный происхождение; оно так же как и раньше обусловлено вечностью и неизменностью природы человека. Фома Аквинский взяв у Аристотеля деление законов на естественные и положительные, дополнил их ещё градацией на человеческие и божественные, тем самым, получив четыре разновидности: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный). Марсилий Падуанский, критически относившийся к католической церкви, различал божественные законы и человеческие, но определяя их иначе.
Относительно
независимой линии касаемо
Средневековая
правовая мысль строила свои, на
первый взгляд, качественно иные выводы
относительно естественного права
на противоречии светской и церковной
власти, но они не являлись абсолютными,
а лишь удовлетворяли одну из сторон возникшего
конфликта: светского правителя и церкви.
Естественное право имело божественную
природу из которой вытекали требования
разума и его вечность относительно человеческих
законов.
Появление теории
Идеи
или высказывания относящиеся к
естественному праву можно
Начальные ростки классической естественно правовой мысли связаны с имеем голландского мыслителя Гуго Гроция. Его учение было самой первой и весьма робкой попыткой осуждения абсолютизма с позиций естественного права и пользовалось скорее основой для заложения науки международного права, но всё же основы для тех выводов которые сделали последующие мыслители были заложены им.
Исходный пункт учения Гроция — природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.
Источником естественного права является человеческий разум, в котором заложено стремление к спокойному общению человека с другими людьми. На этой основе Гроций определяет предписания естественного права (требования разума), к которым относит "как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания".
Информация о работе Естественное право: исторические предпосылки, концепции, течения, школы