Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:11, реферат
Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Они собираются совместно исключительно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. На своих заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции, исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации.
Введение
1. Структура Федерального Собрания. Состав палат
2. Полномочия палат Федерального Собрания
3. Формирование Совета Федерации. Избрание Государственной Думы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Структура Федерального Собрания. Состав палат
2. Полномочия палат Федерального Собрания
3. Формирование Совета Федерации. Избрание Государственной Думы
Заключение
Список литературы
В Конституции определяются взаимоотношения палат Федерального Собрания: Государственной Думы и Совета Федерации. Исходя из текста Конституции, нельзя говорить о верховенстве одной палаты Федерального Собрания над другой. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума — его нижней палатой. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.
Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Они собираются совместно исключительно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. На своих заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции, исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации. Поэтому взаимодействие Федерального Собрания с представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления ограничивается принятием федеральных законов в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Эти законы обязательны для применения указанными органами. В свою очередь, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы в Государственной Думе. Реализуя это право, законодательные органы субъектов Российской Федерации оказывают влияние на процесс принятия федеральных законов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.
Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней). Это был типичный продукт буржуазно-демократических революций, приведших к власти буржуазию, опасавшуюся разбушевавшегося народа. Верхние палаты обычно комплектовались откровенно недемократическим или менее демократическим путем, имели более длительный срок легислатуры, обладали правом вето на законопроекты, принятые нижней палатой, и другие привилегии. Таким путем правящим кругам удавалось достигать известного равновесия палат и стабилизирующего воздействия парламента на общественную жизнь.
С годами, уже в XX в., произошла некоторая демократизация верхних палат, был признан принцип равноправия палат, но роль верхней палаты как органа «на всякий случай» сохранялась. В связи с этим двухпалатность стала все чаще подвергаться острой критике со стороны демократической общественности и науки конституционного права. В некоторых унитарных государствах от двухпалатное отказались.
В Российской Федерации двухпалатность парламента —относительно новое явление, возникшее только в 1990 г., когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции 1917 г., высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был однопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным. Но двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 г. оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум —руководящий орган всего парламента, подавлявший инициативу палат. Российский федерализм еще не обрел достаточной конституционно-правовой базы, а субъекты Федерации —реальной самостоятельности.
Конституция 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция. Отсюда специальная неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время — единство Российской Федерации.
Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизированный и к тому же отражающий официальное мнение субъектов РФ олицетворяет более спокойный, непартийный подход к законотворчеству, нейтрализует возможность принятия законов без учета интересов всех регионов нашей обширной страны. Конституция РФ делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельности Федерального Собрания механизм преодоления разногласий между палатами способствует предотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций.
Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к «улице», т. е. внепарламентской оппозиции. Палаты снимают остроту как политических, так и межрегиональных противоречий, содействуя устойчивости государственного корабля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно уравновешивающих друг друга и в своей совокупности уравновешивающих исполнительную и судебную власть.
Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок —четыре года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Следует помнить, что Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избирались на два года (1993—1995), что было установлено в разделе «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ. Это было вызвано необходимостью обеспечить плавный переход от старой конституционной системы к новой, с тем чтобы сначала выявить жизнеспособность нового парламента и критерии оценки депутатов. В декабре 1995 г. Совет Федерации уже не избирался, а был сформирован на новой основе (депутаты, как и предусмотрено Конституцией РФ, стали именоваться членами Совета Федерации), а депутаты Государственной Думы были избраны на срок четыре года.
Кардинальная реформа была проведена Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. (ныне действует в редакции от 25 июля 2006 г.), который отменил представительство субъектов РФ в Совете Федерации в лице глав исполнительной власти (президентов, губернаторов) и глав законодательных органов субъектов РФ и установил, что представителями субъектов РФ в Совете Федерации выступают лица, назначенные главами исполнительной власти и избранные законодательными органами. Тем самым создавались условия для превращения Совета Федерации в постоянно действующий орган.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленных Конституцией[1]:
1) полномочия, относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания. Эти полномочия палаты парламента осуществляют самостоятельно и независимо друг от друга, при этом они не вправе принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к ведению другой палаты;
2) полномочия, связанные с организацией деятельности палат. Эти полномочия палат парламента (избрание председателей палат, принятие регламентов, образование комитетов, комиссий, иных органов палат, проведение парламентских слушаний) осуществляется ими самостоятельно;
3) полномочия по принятию и одобрению федеральных законов четко разграничены в Конституции. В ней также определен порядок принятия федеральных конституционных законов. Ведущая роль в осуществлении законодательной деятельности принадлежит Государственной Думе. Функции Совета Федерации в области законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, их одобрении или неодобрении. Взаимодействие палат при отклонении Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, может осуществляться в рамках образуемых ими совместных органов — согласительных комиссий.
Полномочия Совета Федерации. К исключительным полномочиям Совета Федерации относятся:
- утверждение решения об изменении границ между субъектами Российской Федерации. В ч. 3 ст. 67 Конституции установлено, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия;
- утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении военных, миротворческих и иных акций за границей допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам. Без решения Совета Федерации использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации недопустимо;
- назначение выборов Президента Российской Федерации производится Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»;
- решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимается Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления в соответствии с порядком, установленным ст. 93 Конституции Российской Федерации. Указанное решение принимается квалифицированным большинством голосов, т. е. двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации;
- назначение на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
- назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации производится по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации составляет пять лет;
- назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Счетная палата образуется совместно Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
Как уже отмечалось, помимо исключительных полномочий в состав конституционных полномочий Совета Федерации входят организация собственной деятельности и полномочия в области законодательного процесса.
Перечень полномочий Совета Федерации, содержащийся в Конституции, не является исчерпывающим. Иные полномочия Совета Федерации могут устанавливаться федеральными законами.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, в том числе по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации.
Полномочия Государственной Думы. К исключительным полномочиям Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Это полномочие является основной позитивной формой воздействия законодательной власти на формирование исполнительной власти;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Постановка вопроса о недоверии Правительству является наиболее серьезной формой воздействия парламента на исполнительную власть;
- назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Данные процедуры конкретизированы в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Согласно Федеральному закону «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет;