Федеральное собрание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:11, реферат

Описание

Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Они собираются совместно исключительно для заслушивания по­сланий Президента, посланий Конституционного Суда Рос­сийской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. На своих заседаниях палаты Федерального Собра­ния осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полно­мочий палат разграничена в Конституции, исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования па­лат, и их функционального назначения.
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства сис­темы представительных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Структура Федерального Собрания. Состав палат
2. Полномочия палат Федерального Собрания
3. Формирование Совета Федерации. Избрание Государственной Думы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конст право.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Феде­ральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Фе­дерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе;

- объявление амнистии. В соответствии с Уголовным ко­дексом Российской Федерации амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенно­го круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступ­ления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом на­казания, либо такие лица могут быть освобождены от допол­нительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, ак­том об амнистии может быть снята судимость;

- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума выдвигает указанное обвинение в порядке, предусмот­ренном ст. 93 Конституции.

Государственная Дума принимает постановления по вопро­сам, отнесенным к ее ведению Конституцией. Это вышеназван­ные исключительные полномочия Государственной Думы, ука­занные в ч. 1 ст. 103 Конституции. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции Государственная Дума принимает поста­новления о запросе в Конституционный Суд Российской Феде­рации и о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. По­становления Государственной Думы также могут приниматься по вопросам организации ее работы и в иных случаях, преду­смотренных федеральными законами.

Наряду с постановлениями Государственная Дума в соот­ветствии с Регламентом принимает заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.

Отдельные полномочия Государственной Думы могут со­держаться в федеральных законах.

3. Формирование Совета Федерации. Избрание Государственной Думы

Формирование Совета Федерации. Если применительно к Государственной Думе в Конституции Российской Федерации четко определено, что она избирается, то в отношении Совета Федерации действует иной принцип. Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два предста­вителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государст­венной власти. Таким образом, в Конституции заложена идея не прямого представительства от избирателей, а делегирования членов Совета Федерации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отметим, что разделом вто­рым Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» было предусмотрено избрание Совета Федерации первого созыва, т. е. проведение выборов его чле­нов непосредственно избирателями.

Конкретная процедура формирования Совета Федерации установлена Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Феде­рации» 2000 г. Согласно этому Федеральному закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации правом из­бирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (предста­вительным) органом государственной власти субъекта Россий­ской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации — путем ротации (т. е. путем периодического обновления части депутатов) на срок полно­мочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от ка­ждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительно­го органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Рос­сийской Федерации на срок его полномочий. Таким образом, Конституцией не установлен общий срок полномочий члена Совета Федера­ции. Он является производным от срока полномочий избрав­шего (назначившего) его органа.

Кандидатура для избрания представителя в Совете Федера­ции от однопалатного законодательного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации вносится на рас­смотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Федеральным законом также предусматривается, что помимо председателя группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа го­сударственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандида­туру (альтернативные кандидатуры) для избрания представите­ля в Совете Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении пол­номочий данного члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации. По­рядок принятия Советом Федерации решений о подтвержде­нии полномочий вновь избранных (назначенных) членов Со­вета Федерации и решений о прекращении полномочий чле­нов Совета Федерации устанавливается Регламентом Совета Федерации.

Избрание Государственной Думы. Выборы депутатов Госу­дарственной Думы осуществляются в соответствии с Консти­туцией Российской Федерации, Федеральным законом «О вы­борах депутатов Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации» 2005 г., Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.

Конституцией Российской Федерации определяется срок полномочий Государственной Думы, который составляет четыре года. По истечении этого срока Президентом Российской Феде­рации назначаются очередные выборы депутатов Государствен­ной Думы. В случае роспуска Государственной Думы Президен­том Российской Федерации назначаются досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. В Конституции также определены условия осуществления пассивного избира­тельного права при выборах депутатов Государственной Думы, а также требования несовместимости статуса депутата Государст­венной Думы с занятием иной должности, осуществлением иной деятельности.

В Федеральном законе «О выборах депутатов Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» конкретизирован установленный Конституцией порядок назна­чения выборов депутатов Государственной Думы. В частности, установлено, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума преды­дущего созыва. В случае если Президент Российской Федера­ции в установленные сроки не назначит выборы, выборы на­значаются Центральной избирательной комиссией.

Кандидаты в депутаты выдвигаются только в составе феде­ральных списков кандидатов, выдвигаемых партиями, имею­щими право в соответствии с Федеральным законом «О поли­тических партиях» принимать участие в выборах. Предусмат­ривается, что политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидата граждан Российской Федера­ции, не являющихся членами данной политической партии; однако их общее количество не может превышать 50 процен­тов от общего числа кандидатов в списке.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соот­ветствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Законом установлены критерии образования региональных групп в зависимости от численности избирателей, проживающих на соответствующих территориях. При этом число избирателей, соответствующее региональной группе кандидатов, не может превышать 3 миллионов, а число избирателей на части территории, соответствующее региональной группе, не может быть менее 650 тысяч. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее 100. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. В общефедеральную часть списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Все эти правила на­правлены на то, чтобы в дальнейшем при пропорциональном распределении депутатских мандатов между региональными группами был максимально точно учтен уровень поддержки этих региональных групп избирателями.

«Порог явки» избирателей для признания выборов состояв­шимися установлен на уровне 25 процентов избирателей, вклю­ченных в списки избирателей. К пропорциональному распреде­лению депутатских мандатов между политическими партиями допускаются только федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании, при обязательном усло­вии, что таких списков было менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании. Если последнее условие не соблюдено, к распределению депутатских мандатов допуска­ются федеральные списки кандидатов, каждый из которых по­лучил менее семи процентов голосов избирателей. Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, пере­ходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов по методике, установленной Федеральным законом. Естественно, что чем больше голосов избирателей подано за региональную группу кандидатов, тем больше шансов у кандидата, входящего в эту группу, стать депутатом Государственной Думы.

Заключение

Федеральное Собрание наряду с Президентом РФ, Правитель­ством РФ и судами РФ осуществляет государственную власть в Рос­сийской Федерации.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Российской Фе­дерации.

Представительным органом Федеральное Собрание является по­тому, что оно представляет интересы и волю всего многонациональ­ного народа РФ. Народное представительство обеспечивается демо­кратической избирательной системой, используемой при проведе­нии выборов в этот орган и предоставляющей возможность избрания в парламент каждому гражданину в соответствии с требо­ваниями законов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федера­ции и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). Двухпа­латные парламенты достаточно широко распространены в зарубеж­ных государствах. При этом в федеративных государствах создание второй палаты обусловлено необходимостью представления инте­ресов субъектов Федерации. Таким образом, двухпалатная структу­ра Федерального Собрания продиктована прежде всего решением задач развития федеративного устройства.

Государственная Дума представляет все население России, а Со­вет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ независимо от их места проживания. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов РФ, поэтому его деятельность обеспечивает выработку решений, учитывающих позиции данных органов государственной власти.

Федеральное Собрание организует свою деятельность на демократической, коллегиальной основе. Построение российского парламента основано на принципах гласности.

Список литературы

 

1.      Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2007. – 784 с.

2.      Братановский, С.Н. Конституционное право России: учеб. / С.Н. Братановский. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2011. – 375 с.

3.      Карпов, А.В. Конституционное право России: учеб. пособие / А.В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2010. – 205 с.

4.      Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.

5.      Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М.: Норма, 2008. – 544 с.

6.      Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Е. Постникова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 504 с.

 

7

 



[1] Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Е. Постникова. – М., 2008. – С. 332.


Информация о работе Федеральное собрание