Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 17:11, реферат
Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Они собираются совместно исключительно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. На своих заседаниях палаты Федерального Собрания осуществляют полномочия, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации. Большая часть полномочий палат разграничена в Конституции, исходя из характера представительства, заложенного в способе формирования палат, и их функционального назначения.
Федеральное Собрание не является вышестоящим органом для иных представительных органов Российской Федерации, так как в Конституции не установлен принцип единства системы представительных органов Российской Федерации.
Введение
1. Структура Федерального Собрания. Состав палат
2. Полномочия палат Федерального Собрания
3. Формирование Совета Федерации. Избрание Государственной Думы
Заключение
Список литературы
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе;
- объявление амнистии. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации амнистия объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально не определенного круга лиц. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума выдвигает указанное обвинение в порядке, предусмотренном ст. 93 Конституции.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией. Это вышеназванные исключительные полномочия Государственной Думы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции. Кроме того, в соответствии со ст. 125 Конституции Государственная Дума принимает постановления о запросе в Конституционный Суд Российской Федерации и о внесении предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Постановления Государственной Думы также могут приниматься по вопросам организации ее работы и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Наряду с постановлениями Государственная Дума в соответствии с Регламентом принимает заявления и обращения, которые оформляются постановлением палаты.
Отдельные полномочия Государственной Думы могут содержаться в федеральных законах.
Формирование Совета Федерации. Если применительно к Государственной Думе в Конституции Российской Федерации четко определено, что она избирается, то в отношении Совета Федерации действует иной принцип. Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Таким образом, в Конституции заложена идея не прямого представительства от избирателей, а делегирования членов Совета Федерации от органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Отметим, что разделом вторым Конституции Российской Федерации «Заключительные и переходные положения» было предусмотрено избрание Совета Федерации первого созыва, т. е. проведение выборов его членов непосредственно избирателями.
Конкретная процедура формирования Совета Федерации установлена Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» 2000 г. Согласно этому Федеральному закону членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации — путем ротации (т. е. путем периодического обновления части депутатов) на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Таким образом, Конституцией не установлен общий срок полномочий члена Совета Федерации. Он является производным от срока полномочий избравшего (назначившего) его органа.
Кандидатура для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносится на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат. Федеральным законом также предусматривается, что помимо председателя группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации.
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации — представителя от того же органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок принятия Советом Федерации решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов Совета Федерации и решений о прекращении полномочий членов Совета Федерации устанавливается Регламентом Совета Федерации.
Избрание Государственной Думы. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 2005 г., Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами.
Конституцией Российской Федерации определяется срок полномочий Государственной Думы, который составляет четыре года. По истечении этого срока Президентом Российской Федерации назначаются очередные выборы депутатов Государственной Думы. В случае роспуска Государственной Думы Президентом Российской Федерации назначаются досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. В Конституции также определены условия осуществления пассивного избирательного права при выборах депутатов Государственной Думы, а также требования несовместимости статуса депутата Государственной Думы с занятием иной должности, осуществлением иной деятельности.
В Федеральном законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» конкретизирован установленный Конституцией порядок назначения выборов депутатов Государственной Думы. В частности, установлено, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. В случае если Президент Российской Федерации в установленные сроки не назначит выборы, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией.
Кандидаты в депутаты выдвигаются только в составе федеральных списков кандидатов, выдвигаемых партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах. Предусматривается, что политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидата граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии; однако их общее количество не может превышать 50 процентов от общего числа кандидатов в списке.
Федеральный список кандидатов должен быть разбит на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации. Законом установлены критерии образования региональных групп в зависимости от численности избирателей, проживающих на соответствующих территориях. При этом число избирателей, соответствующее региональной группе кандидатов, не может превышать 3 миллионов, а число избирателей на части территории, соответствующее региональной группе, не может быть менее 650 тысяч. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее 100. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации. В общефедеральную часть списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Все эти правила направлены на то, чтобы в дальнейшем при пропорциональном распределении депутатских мандатов между региональными группами был максимально точно учтен уровень поддержки этих региональных групп избирателями.
«Порог явки» избирателей для признания выборов состоявшимися установлен на уровне 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей. К пропорциональному распределению депутатских мандатов между политическими партиями допускаются только федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при обязательном условии, что таких списков было менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если последнее условие не соблюдено, к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил менее семи процентов голосов избирателей. Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов по методике, установленной Федеральным законом. Естественно, что чем больше голосов избирателей подано за региональную группу кандидатов, тем больше шансов у кандидата, входящего в эту группу, стать депутатом Государственной Думы.
Федеральное Собрание наряду с Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ осуществляет государственную власть в Российской Федерации.
Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Представительным органом Федеральное Собрание является потому, что оно представляет интересы и волю всего многонационального народа РФ. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, используемой при проведении выборов в этот орган и предоставляющей возможность избрания в парламент каждому гражданину в соответствии с требованиями законов.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). Двухпалатные парламенты достаточно широко распространены в зарубежных государствах. При этом в федеративных государствах создание второй палаты обусловлено необходимостью представления интересов субъектов Федерации. Таким образом, двухпалатная структура Федерального Собрания продиктована прежде всего решением задач развития федеративного устройства.
Государственная Дума представляет все население России, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане РФ независимо от их места проживания. Совет Федерации формируется из представителей органов государственной власти субъектов РФ, поэтому его деятельность обеспечивает выработку решений, учитывающих позиции данных органов государственной власти.
Федеральное Собрание организует свою деятельность на демократической, коллегиальной основе. Построение российского парламента основано на принципах гласности.
1. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. / М.В. Баглай. – М.: Норма, 2007. – 784 с.
2. Братановский, С.Н. Конституционное право России: учеб. / С.Н. Братановский. – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2011. – 375 с.
3. Карпов, А.В. Конституционное право России: учеб. пособие / А.В. Карпов. – М.: Омега-Л, 2010. – 205 с.
4. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учеб. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
5. Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина. – М.: Норма, 2008. – 544 с.
6. Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Е. Постникова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 504 с.
7
[1] Конституционное право России: учеб. / под ред. А.Е. Постникова. – М., 2008. – С. 332.