Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа
Г В конце прошлого века в России произошли перемены, которые коренным образом изменили общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1 Понятие и формы государственного устройства…………………....5
1.2 Принципы федеративного устройства России………………………7
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава 3. Субъекты в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1
Понятие и формы
1.2
Принципы федеративного
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава
3. Субъекты в составе Российской
Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
В
конце прошлого века в России произошли
перемены, которые коренным образом
изменили общественное и государственное
устройство страны. Россия провозгласила
себя федеративным, правовым государством
с республиканской формой правления.
Опыт демократических преобразований
показал, что только сильное, эффективное
и демократическое государство
в состоянии разрешить общие
проблемы и обеспечить общие блага,
сохранив при этом в государстве
порядок. Федерализм как одна из форм
государственного устройства и разделения
государственной власти по вертикали
выступает как средство сплочения,
объединения и совместного
При рассмотрении вопроса о федеративном устройстве РФ необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.
Государственное
устройство является фактором, определяющим
меру централизации и
Проблем,
связанных с развитием
Дело
в том, что только в нашей стране
можно наблюдать такую
В данной курсовой работе нужно рассмотреть принципы российского федерализма, а также на проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанные с федеративными отношениями в РФ.
Становлению
и развитию теории федерализма способствовали
фундаментальные исследования прошлого
и современные концепции
Глава
1. Понятие федерации
как формы государственного
устройства. Особенности
Российской Федерации
как федеративного
государства.
Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.
Наиболее
удачное определение государств
Федерация (от лат. Federation – союз, объединение) – сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.
Основные признаки федерации:
- определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов;
-
двухуровневая система
- субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;
-
в двухпалатном парламенте
- наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
- двухканальная система налогов;
-
разграничение предметов
Федерализация – это процесс создания федеративного государства, децентрализации в федеративном государстве.
Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.
Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.
В
контексте рамочного
В теории государства и права различают симметричные и асимметричные федерации.
Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.
Среди асимметричных выделяют три основных формы:
В
зависимости от соотношения предметов
ведения и полномочий федерации
и ее субъектов различают централизо
Труднейшей
проблемой федеративного
Другая
функция государственного устройства
состоит в создании необходимых
политико-правовых условий для эффективного
экономического и социального развития
всех частей государства. Этому может
мешать как чрезмерная централизация
власти, так и ее чрезмерная децентрализация.
Цивилизованное государство заинтересовано
в максимально возможной
В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. Как указано в ст. 5 Конституции: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы федеративного устройства.1
1. Верховенство Конституции и федеральных законов
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации2.
Ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации устанавливает гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, а также законов и иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Из данного положения вытекают два практических последствия.
Во-первых,
любой акт субъекта Федерации, в
том числе и закон республики
в составе Российской Федерации,
противоречащий федеральному закону,
изданному по предметам исключительного
ведения Российской Федерации и
ее совместного ведения с