Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Г В конце прошлого века в России произошли перемены, которые коренным образом изменили общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1 Понятие и формы государственного устройства…………………....5
1.2 Принципы федеративного устройства России………………………7
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава 3. Субъекты в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ФУ РФ..docx

— 52.40 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5

      1.1 Понятие и формы государственного  устройства…………………....5

      1.2 Принципы федеративного устройства  России………………………7

Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17

Глава 3. Субъекты  в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………27

Список  литературы…………………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В конце прошлого века в России произошли  перемены, которые коренным образом  изменили общественное и государственное  устройство страны. Россия провозгласила  себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное  и демократическое государство  в состоянии разрешить общие  проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве  порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали  выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения  экономических, политических, социальных и иных проблем.

     При рассмотрении вопроса о федеративном устройстве РФ необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

      Государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации  власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных  государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает  политическую окраску.

      Проблем, связанных с развитием федеративных отношений в Российской Федерации  достаточно много, поэтому эта тема не перестает быть актуальной.

      Дело  в том, что только в нашей стране можно наблюдать такую контрастность  и противопоставления. Так, в ст. 11 Конституции РФ  написано, что  «Разграничение предметов ведения  и полномочий… осуществляется настоящей  Конституцией, Федеративным и иными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий». А в  ст. 76 указывается, что «По предметам  совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации». В характере и направленности российского федерализма нужно учитывать особенности склада ума, стиля поведения аппарата государственной власти и некоторых чиновников. Наверное, эти особенности придавали двойственный характер развитию федеративных отношений в РФ.

      В данной курсовой работе нужно рассмотреть  принципы российского федерализма, а также на проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат  попытки рассмотрения и анализа  развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все  проблемы, связанные с федеративными  отношениями в РФ.

     Становлению и развитию теории федерализма способствовали фундаментальные исследования прошлого и современные концепции государственного устройства России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие федерации  как формы государственного устройства. Особенности  Российской Федерации  как федеративного  государства. 

     
    1. Понятие и формы государственного устройства
 

     Рассматривая  вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства.

     Наиболее  удачное определение государственного устройства выглядит следующим образом: внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации.

     Федерация (от лат. Federation – союз, объединение) – сложная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации.

     Основные  признаки федерации:

     - определенная политическая и  юридическая самостоятельность  субъектов;

     - двухуровневая система законодательства  – общефедеральная и субъектов;

     - субъекты федерации не обладают государственным суверенитетом и правом выхода из состава федерации;

     - в двухпалатном парламенте одна  из палат представляет интересы  субъектов;

     - наличие двойного гражданства  (не во всех федерациях);

     - двухканальная система налогов;

     - разграничение предметов ведения  федерации и ее субъектов.

     Федерализация – это процесс создания федеративного  государства, децентрализации в  федеративном государстве.

     Субъект федерации – промежуточное политическое сообщество, которое выполняет связующую функцию между федеральным центром и образованиями (по вертикали) и является независимым центром политической воли в системе горизонтальных отношений с другими субфедеральными образованиями.

     Федеральный центр – в нем сосредоточены важнейшие органы федеральной власти: законодательные, исполнительные, финансово-бюджетные, судебные и информационные органы; взаимодействие этих органов одновременно обеспечивает интеграцию всего гражданского сообщества и компромисс власти, как по вертикали, так и по горизонтали.

     В контексте рамочного государства  федерация в целом выступает  как носитель постоянного компромисса: по горизонтали – политического  взаимодействия; по вертикали –  между отдельно взятым субъектом  и федеральным центром; между  федеральным центром и отдельными группами субъектов.

     В теории государства и права различают  симметричные и асимметричные федерации.

     Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями.

     Среди асимметричных выделяют три основных формы:

  1. Федерация, где наряду с субъектами федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, управление которыми осуществляется специально назначенным из центра должностным лицом;
  2. Федерация, где субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (например, Россия);
  3. Так называемая скрытая асимметрия, в которой однопорядковые субъекты не во всем равны.

     В зависимости от соотношения предметов  ведения и полномочий федерации  и ее субъектов различают централизованные (интеграционные) и децентрализованные федерации. В централизованной федерации федеральная власть обладает обширным кругом решаемых вопросов и соответствующими полномочиями. Централизованные федерации в основном являются конституционно-правовыми. В децентрализованной федерации федеральными органами передаются только те вопросы, которые не в состоянии эффективно решить субъекты федерации.

     Труднейшей  проблемой федеративного устройства является распределение компетенции  между федеральной властью и  властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что  субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или  даже на статус государственных образований  с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с  властями субъектов федерации определяет федеральную компетенцию, компетенцию  субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней  носит сложный характер, нередко  порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

     Другая  функция государственного устройства состоит в создании необходимых  политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может  мешать как чрезмерная централизация  власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении  экономической свободы для всех граждан независимо от национальности. Важным является и равномерное экономическое  и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. 

     
    1. Принципы  федеративного устройства России
 

     В юриспруденции под принципами понимаются основополагающие начала, пронизывающие  весь массив правовых норм. Как указано  в ст. 5 Конституции: «Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Исходя из содержания данной статьи, можно сформулировать следующие принципы федеративного устройства.1

     1. Верховенство Конституции и федеральных законов

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 4), «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

     Из  этого вытекает требование точного  соответствия Конституции и федеральным  законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов  и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного  ведения Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции  или федеральный закон. Акты, не соответствующие  им, подлежат в установленном порядке  опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует  на всей территории Российской Федерации2.

     Ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации  устанавливает гарантии и пределы  действия и применения федеральных  законов, а также законов и  иных актов субъектов Федерации, изданных по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам  совместного ведения Федерации  и ее субъектов. В данной статье указано, что «законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, принятым в  соответствии с частями первой и  второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в  Российской Федерации, действует федеральный  закон».

     Из  данного положения вытекают два  практических последствия.

     Во-первых, любой акт субъекта Федерации, в  том числе и закон республики в составе Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, изданному по предметам исключительного  ведения Российской Федерации и  ее совместного ведения с субъектами Федерации, не подлежит применению, так  как согласно Конституции в этом случае действует федеральный закон.

Информация о работе Федеративное устройство РФ