Федеративное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание

Г В конце прошлого века в России произошли перемены, которые коренным образом изменили общественное и государственное устройство страны. Россия провозгласила себя федеративным, правовым государством с республиканской формой правления. Опыт демократических преобразований показал, что только сильное, эффективное и демократическое государство в состоянии разрешить общие проблемы и обеспечить общие блага, сохранив при этом в государстве порядок. Федерализм как одна из форм государственного устройства и разделения государственной власти по вертикали выступает как средство сплочения, объединения и совместного решения экономических, политических, социальных и иных проблем.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие федерации как формы государственного устройства. Особенности Российской Федерации как федеративного государства……....5
1.1 Понятие и формы государственного устройства…………………....5
1.2 Принципы федеративного устройства России………………………7
Глава 2. Государственно-правовой статус Российской Федерации…………17
Глава 3. Субъекты в составе Российской Федерации: их правовой статус и компетенция……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………….29

Работа состоит из  1 файл

ФУ РФ..docx

— 52.40 Кб (Скачать документ)

     Во-вторых, приоритет федерального закона относится  также и ко всем иным нормативным  правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов  – Правительства, федеральных министерств, государственных комитетов и  иных ведомств, поскольку они также  изданы в Российской Федерации.

     Несмотря  на то, что в Конституции Российской Федерации определены основные принципы верховенства Конституции и федеральных  законов, «данный основополагающий государственный принцип нарушается». Так, во многих республиках Российской Федерации закреплено юридическое  верховенство их конституций по отношению  к федеральной Конституции (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Кабардино-Балкарская Республика).

     Некоторые субъекты установили в одностороннем  порядке приоритет республиканского законодательства над федеральным, закрепили право приостановления  на территории республики действия законов  и иных нормативных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции  или законам субъектов Российской Федерации (Саха, Коми, Тыва, Татарстан, Башкортостан).

     2. Равноправие субъектов федерации

     Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 5 закрепляет, что «Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

     Это равноправие также состоит в  предоставлении всем субъектам Российской Федерации прав принятия законов (ст. 76 К. РФ).

     Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения  и полномочий должен быть достаточным  для защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут  быть защищены, если Федерация не обеспечит  единого правового регулирования  в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут  гарантированы права и свободы  человека и гражданина в рамках всего  исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений3.

     Равноправие субъектов Российской Федерации  состоит также в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации: «В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти» (ч. 2 ст. 95 К. РФ).

     3. Государственная целостность

     Российская  Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и  национально-государственных образований, созданных для достижения общих  целей с помощью федеральной  власти. Это предполагает стремление субъектов Российской Федерации  к государственному, политическому  и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной  целостности Российской Федерации4.

     Государственная целостность Российской Федерации  обеспечивается целостностью и неприкосновенностью  ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает  установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий  для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст. 8 К. РФ); верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 К. РФ); единым гражданством Российской Федерации (ст. 6 К. РФ); отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

     Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение  – одной из важнейших его функций.

     Безопасность  Российской Федерации достигается  единой государственной политикой  в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными  федеральными программами, системой мер  экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства.

     4. Единство системы  государственной  власти

     Закрепляя принцип разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция Российской Федерации в то же время подчеркивает, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы  государственной власти5.

     Указание  на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация  берет на себя обязательство руководствоваться  основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на им принадлежащие  и за ними закрепленные предметы ведения  и полномочия.

     Единство  системы государственной власти выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть. Юридические признаки единства системы государственной власти состоят в том, что совокупная компетенция государственных органов  охватывает все полномочия, необходимые  для осуществления функций государства, а те или иные органы этой системы  не могут предписывать одновременно одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

     В Российской Федерации государственная  власть реализуется системой, в которую  входят федеральные государственные  органы – Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации (ст. 11 Конституции  РФ).

     Следует также сказать, что государственная  власть субъектов Российской Федерации  является неотъемлемой составной частью единой системы государственной  власти в Российской Федерации и  распространяется на территорию субъектов  Российской Федерации. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов Российской Федерации.

     Органы  государственной власти субъектов  Российской Федерации несут ответственность  за соблюдение Конституции и законов  Российской Федерации, за действия, нарушающие единство системы государственной  власти в Российской Федерации.

     Местные органы государственной власти несут  конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации6.

     5. Разграничение предметов  ведения и полномочий  между органами  государственной  власти РФ и  органами государственной  власти субъектов  РФ

     Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ гласит, что  «разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий».

     Характерная черта всякой федерации – разграничение  предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Конституция  Российской Федерации указывает  на три способа разграничения  предметов ведения и полномочий – собственно конституционный, договорный (ч. 3 ст. 11) и законодательный (ст. 76).

     Основной  закон России определяет предметы ведения  Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также  полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

     Конституционные требования организации публичной  власти в России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции  Российской Федерации, устанавливающей  предметы исключительного ведения  Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение  субъектов Российской Федерации  или в сферу их совместного  с Российской Федерацией ведения  иначе, чем через внесение изменений  в Конституцию Российской Федерации.

     «Вне  пределов ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной  власти» (ст. 73 К. РФ).

     Эта статья важна для определения  предметов ведения, принадлежащих  исключительно субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам7.

     «Исключительность»  предметов ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие  прямое действие на всей территории Российской Федерации.

     Поэтому органы государственной власти субъектов  Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях  и пределах, установленных Федерацией.

     По  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

     Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).

     Во  всех частях ст. 76 Конституции РФ речь идет о порядке разрешения противоречий между федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами. Это, однако, не означает, что законам  могут противоречить ненормативные  акты, в частности акты о назначении либо смещении должностных лиц, изданные с нарушением федерального закона, имеющего приоритет по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации.

     Совершенно  очевидно, что конституционное разграничение  предметов ведения не имеет под  собой серьезной научной проработки. Наиболее важные направления общественной деятельности, бесспорно, отнесены к ведению Федерации. Ст. 72 Конституции РФ также определены и предметы совместного ведения. Предметы же ведения субъектов Федерации оказались неопределенными: трудно назвать какие-нибудь более или менее значимые предметы исключительного ведения субъектов Российской Федерации, поскольку им практически ничего не осталось. В этом видится одна из причин несоответствия законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству.

     Итак, в действительности, несмотря на данный принцип федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, не вступая в открытую конфронтацию с федеральной властью, идут на установление такой системы  государственного управления, в рамках которой принимаются нормативные  акты, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

     6. Равноправие и  самоопределение  народов

     Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения  народов в Российской Федерации. Этот принцип является также одним  из принципов в Международном  публичном праве: народ, нация является первоосновой, с которой связывают  суверенитет государства и сам  факт его существования. Не случайно Устав ООН первоначально апеллирует к воле народов. Содержание данного  принципа раскрывается в Уставе ООН, ст. 1 Пакта о правах человека 1966 г.: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное, культурное развитие. Ни один народ не может быть лишен принадлежащих ему средств на существование. Они имеют право требовать, чтобы их права осуществлялись мирно, без незаконного противодействия, в соответствии с международным правом, по воле большинства народа, без фальсификации его позиций».

Информация о работе Федеративное устройство РФ