Форма государства на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

Первыми в истории великими цивилизациями стали египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская.
Здесь имело место ни с чем не сравнимое развитие деспотизма и обоготворение его притеснительных функций. Лишь в отдельных моментах этот деспотизм может быть обнаружен у жесточайших Цезарей Рима, Людовика XI и Ивана Грозного.

Содержание

Введение 2

Глава I. МЕСОПОТАМИЯ 3
1.1. Характеристика государства 3
1.2. Государственное устройство 4
Глава II. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 6
2.1. История Древнего Египта 6
2.2. Государственное устройство 12
Глава III. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 15
3.1. Характеристика государства 15
3.2. Государственное устройство 17
Глава IV. ДРЕВНИЙ КИТАЙ 19
4.1. История страны 19
4.2. Управление империей 21

Заключение 23

Список источников

Работа состоит из  1 файл

Форма государства на Древнем Востоке Древневосточная деспотия.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

С О Д Е Р Ж  А Н И Е 
 
 
 
 
 

Введение

 
 

      Первыми в истории великими цивилизациями стали египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская.

     Здесь имело место ни с чем не сравнимое  развитие деспотизма и обоготворение его притеснительных функций. Лишь в отдельных моментах этот деспотизм может быть обнаружен у жесточайших Цезарей Рима, Людовика XI и Ивана Грозного.

     Египетская цивилизация датируется 5500-300 гг. до н.э.; она была разрушена греками.

     Индская (хараппская) цивилизация существовала с 3500 по 1500 гг. до н.э. и была разрушена ариями. Ее сменила индуистская цивилизация.

     В Китае также обнаруживают смену двух цивилизаций  – циньской (2000-400 гг. до н.э.), разрушенной гуннами, и собственно китайской (400-2000 гг.), попавшей под господство маньчжуров, европейцев и японцев.

     В указанные периоды  возникают высокоразвитые земледельческие цивилизации с использованием ирригационной техники, письменности, крупной храмовой и городской архитектуры.

     В результате интенсивного межплеменного общения здесь возникли протогосударственные и затем развитые государственные структуры с законодательными установлениями, создаваемые и поддерживаемые административным, судебным и военным аппаратом древних государств.

     Рассмотрим  в данной работе формы  государств Древнего Востока, а также особенности древневосточной деспотии.

     В работе использованы работы авторов по всеобщей истории  государства и  права – В.Г.Графского, К.И.Батыра, Н.А.Крашенинниковой и др.

     Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава I. МЕСОПОТАМИЯ

1.1. Характеристика государства

 
 

История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой культуры.

     В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовался энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военными также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период правления Уруинимгина в XXIV в. было 1600 граждан).

     Шумерский период охватывает около  полутора тысяч лет. В XXI в. до н.э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хаммурапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным историков, здесь уже в XXIV в. до н.э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства возобладали законы.

     Это было вызвано отчасти значительным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления.

     Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями содержались призывы поступать надлежащим образом.

     Так, в поучениях мудреца  Шуруппака, датируемых XXV в. до н.э., можно встретить такие слова: «Не кради – себя не губи/В дом не врывайся, на сито чужое не зарься/Вор-то – лев, а схватили – раб».

     Во  втором тысячелетии  происходит возвышение Вавилонской империи  и ее политической и духовной культуры. Вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, - стали, таким образом, народом двуязычным.

     Наивысший расцвет империи  приходится на шестого  царя вавилонской династии по имени Хаммурапи (1792-1750).

     Вавилонская материальная (техническая, измерительная, астрономическая, языковая и др.) и духовная культура имела непосредственное влияние на регион Передней Азии (хетты, греки, впоследствии турки), Кавказа и, возможно, влияние или взаимовлияние с народами хараппской культуры Индии, народами бассейна Каспийского моря, рек Урала и Средней Волги (древнее название последней – Ра, затем Атал).

     История месопотамской цивилизации  укладывается в следующие  хронологические  рамки: 6000-300 гг. до н.э. (последняя  империя в этом районе – Персидская, а разрушителями ее стали войска Александра Македонского). Месопотамская цивилизация относится английским историком А.Тойнби и его последователями к разряду самостоятельных (самобытных). В этом же районе получила развитие зависимая цивилизация, названная ассиро-вавилонской (2100-300 гг. до н.э.), вобравшая вавилонскую и ассирийскую культуры и частично древнешумерское культурное наследие. 

   1.2. Государственное устройство. 

     В те времена, когда в Шумере существовали города-государства, во главе них стоял энси ("возглавляющий род"); в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека"). Пережитки родо-племенной организации, присущие данному периоду, выражались в существовании совета старейшин и созыве общинных собраний, значительно ограничивавших власть правителя, вплоть до его свержения.

   Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть. Управление государством осуществлялось через сложный бюрократический аппарат. Источники показывают, каким образом функционировали три основные ведомства: финансовое, военное и публичных работ. Среди высших сановников государства - визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник.

   В системе государственных  органов различали  центральные и  местные органы управления. Большими городами управляли  наместники царя.

   Вместе  с тем, хотя и со значительно ограниченными  функциями, сохранялись  органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую судебную власть на местах.

   Судебные  функции выполняют  чиновники, назначаемые  царем: наместники и  правители местности. Высшей судебной инстанцией является царь. Общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II.  ЕГИПЕТ 

2.1. История древнего Египта 

Первые  следы появления  земледелия на территории Египта относятся  к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные  для цивилизации  черты появляются лишь к VI тысячелетию  до н. э. Человек начал  переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло. Чтобы обуздать Нил, сделать его управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать поперечные плотины (3300 г. до н. э.). В первой половине IV тысячелетия окончательно складывается система орошения, которая господствовала до середины XX столетия. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. «номы» — отдельные догосударственные общества, сложившиеся вокруг ирригационных систем, объединились в Верхне-Египетское и Нижне-Египетское царства. Центром Южного (Верхнего) Египта стал город Иераконполь, а Северного — Буто. Древнеегипетское письмо не передавало гласных звуков, поэтому все названия и имена традиционно даются в древнегреческой транскрипции, которая значительно видоизменяла подлинное звучание.  
 
Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV—III тысячелетие до н. э.). Среднего (до XVI в. до н. э.) и Нового царств (до конца XI в. до н. э.). Выделяют также 3050—2715 гг. до н. э., время правления I и II династий, в так называемый Ранний период, который предшествовал Древнему царству. Основателем первой египетской династии и объединителем Египта считается полулегендарный царь Менее (Мина) (2950 г. до н. э.). Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) — города на левом берегу Нила, главной опорной крепости, контролирующей Дельту. Многолетние войны на севере завершились окончательной победой при царе II династии Хасехемуи (2660 г. до н. э.), который, уничтожив до 50 тысяч северян, жестоко подавил восстание в Нижнем Египте. С прекращением династической борьбы и с победой юга фактически начинается эпоха Древнего царства (2715—2192 гг. до н. э.), эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис. Одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что дало современное название страны — Египет. Во главе сложившегося единого египетского государства стоял царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка).  
 
В период правления III—VI династий начинается строительство пирамид. Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения. Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией. С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы. С другой стороны, при царе Меренре (2255—2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона. После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246—2152 гг. до н. э.), во время правления VII—VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами. В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями. Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием. Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040—1650 гг. до н. э., XI—XIV династии).  
 
Фараоны Антеф III, Ментухотеп I и Ментухотеп II вновь объединяют Верхний и Нижний Египет, наместники лишаются какого-либо влияния. Фивы становятся культурно-политическим центром страны под покровительством верховного бога Амона. Захвативший престол Аменемхет I основывает новую столицу, Иттауи, к югу от Мемфиса (1991 г. до н. э., XII династия). В период своего правления, будучи опытным администратором, он собственноручно определил границы номов, ограничил власть номархов и строго регламентировал сферу их полномочий. Сын Аменемхета I, Сесострис I, покоряет «золотую» страну Нубию вплоть до третьих порогов Нила, затем при его наследниках были завоеваны Сирия, Куш, Палестина и ряд других территорий. Были продолжены работы по обустройству страны, например, усовершенствована ирригационная система Фаюмского оазиса, а жрецом Ахмесом были предложены способы определения площадей и исчисления дробей.  
 
В 1783 г. до н. э. начинается период Второго междувластия, продолжавшийся до 1580 г. до н. э. (XIII—XVII династии). Многочисленные претенденты на царский трон (за 200 лет сменилось почти 175 фараонов) настолько ослабили страну, что гиксосы — кочевники, пришедшие из Азии, завоевывают Египет. Их вождь, Салитис, был провозглашен фараоном, а город Аварис, на востоке дельты Нила, стал новой столицей страны. Формально подчиняясь новым царям, правители Верхнего Египта сохранили свою самостоятельность и при помощи фиванских жрецов смогли изгнать гиксосов из страны. Ахмосис (Яхмос), основатель XVIII династии, победоносно занимает Аварис и изгоняет гиксосов на территорию Палестины. Появление в Египте боевых колесниц, заимствованных у гиксосов (лошади не были ранее известны египтянам), сделало армию фараонов сильнейшей в регионе. Начался подъем в науке и искусстве. Например, папирусы сообщают о первых хирургических операциях. С воцарением Яхмоса (1580—1558 гг. до н. э.) начинается самый блестящий период египетской истории (до 1085 г. до н. э.), который называется историками Новым царством (XVIII—XX династии). Это время правления великих фараонов Аменофисов (Аменхотепов), Тутмосов, царицы Хатшепсут, Эхнатона, Тутанхамона и Рамсесидов. Расцвет страны приходится на правления Аменофиса III и Тутмоса III (он провел 17 успешных военных кампаний), когда границы страны на севере дошли до северной Сирии и Евфрата, а на юге до четвертого порога Нила. Обложение покоренных народов тяжелыми податями обогащало сам Египет, способствовало грандиозным строительным работам.  
 
К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фараонов в Фивах. Пришедший к власти Аменофис IV (1372—1354 гг. до н. э.) переносит столицу в Ахетатон (современную Эль-Амарну), вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон. Серьезные изменения в государственной жизни временно ослабили Египет, но уже преемники Эхнатона восстановили культ Амона и возвратили столицу в Фивы. Под руководством военачальника Хоремхеба Египет возвращает себе утраченные при Эхнатоне территории. Еще одним испытанием для Египта стало нашествие хеттов, которое было приостановлено лишь свирепой эпидемией. Неожиданная отсрочка позволила фараону Сети I (1312—1298 гг. до н. э.) даже отвоевать сирийский город Кадеш. Сын Сети I Рамсес II, правивший 66 лет, еще продолжал грандиозное строительство в Египте, хотя и терпел поражения в сражениях с хеттами. В восточной части Дельты он заложил новую столицу — Пер-Рамсес (около современного Кантира), чем снискал себе славу фараона-строителя. Однако последующие Рамсесиды все чаще стали сталкиваться с серьезными проблемами. В стране господствовала коррупция, жрецы приобретали все большую власть, народу не хватало даже хлеба, с севера наступали «народы моря», появившиеся в результате распада хеттского государства, с запада —ливийские племена.  
 
После кончины Рамсеса XI, в 1085 г. до н. э., в стране разразилась гражданская война, которая в 1070 г. до н. э. положила конец династии Рамсесидов. Власть фактически перешла от фараонов к жрецам бога Амона, а царский титул перестал восприниматься как божественный. Время правления XXI—XXX династий называют Поздним периодом (иногда историки разделяют время правления XXI—XXV и XXVI— XXX династий на периоды Третьего междувластия и Поздний период). Уже при последних Рамсесидах Египет потерял свое прежнее влияние в Передней Азии. Жрец храма Амона в Карнаке Херихор стал фактическим правителем Верхнего Египта, а наследственный правитель одного из городов в Дельте (Таниса) Смендес властвовал на севере страны. Несубанебджед, могущественный правитель Таниса (Пер-Рамсеса), стал основателем новой, XXI династии, цари которой около ста лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах. Через столетие на политическую арену выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в дельте целыми семьями. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, Псусеннесе II, в 950 г. до н. э. провозгласил себя царем и стал основателем новой, XXII ливийской династии.  
 
Со времени переноса столицы из Таниса в Бубастис начинается новый период в истории страны. Шешонк I укрепил свою власть в дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах. Казалось, страна вновь объединяется. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 945 г. до н. э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Затем север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время тяжелого кризиса, упадка ирригационной системы. За новое объединение страны выступило фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша). Консолидация местных эфиопских племен кушитов привела в VIII в. до н. э. к возникновению на южных границах Египта государства со столицей Напата у четвертого нильского порога. В середине VIII в. до н. э. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал упорное сопротивление. Возглавил борьбу против эфиопов правитель Саиса Тефнахт, которого поддерживали жрецы Мемфиса. Однако Мемфис был взят, и Пианхи вступил в дельту, пленив последнего царя XXIII ливийской династии — Осоркона. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом.  
 
Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту. Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте. По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен.  
 
В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет. Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане. Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647—665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663—610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609—594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э. Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II. Нехо пришлось отойти на собственную территорию. Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным. Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527—525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи. Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны. Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII—XXX династии). Особенно прославился Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом.  
 
Вторжение войск Александра Македонского в 332 г. до н. э. было воспринято египтянами как избавление от персидского владычества. Он основал город Александрию. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в 323 г. до н. э. его империя распадается. После правления в стране Филиппа Архидея и Александра IV (323— 304 гг. до н. э.), Египет попадает под власть одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага (Сотера). Он основывает династию Птолемеев, начинается эллинистический период в жизни страны (IV—I вв. до н. э.). Первоначально преемники Птолемея I проводили мудрую и гибкую политику. Они восстанавливали разрушенные персами храмы, строили новые святилища, например Филе, Карнак, КомОмбо, Дендеру. К этому времени относится строительство Александрийского маяка, ставшего одним из чудес света. Однако Птолемеи начинают затяжные военные кампании против империи Селевкидов, запрещают использование папируса в качестве писчего материала (его сменяет пергамент). В это время Александрия становится признанной столицей Египта, центром не только торговли, но и культуры. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели, художники. Здесь впервые на греческий язык переводится Библия. Здесь основывается знаменитая библиотека, делаются многие технические открытия. Кризис наступает с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221—205 гг. до н. э.), который для нрихода к власти убивает свою мать, сестру и брата. Бесконечные дворцовые интриги, убийства, войны с государством Селевкидов становятся нормой египетской жизни. В середине I в. до н. э. власть перешла к 10-летнему Птолемею XIII, который был женат на своей 17-летней сестре Клеопатре VII. Интриги вышей знати вынудили ее искать покровительства римлян. Клеопатра обратилась за помощью к Помпею, который в это время начал войну с Юлием Цезарем. Однако в битве при Фарсале (48 г. до н. э.) Помпеи потерпел поражение и бежал в Александрию, где затем был убит. Именно в это время, в 47 г. до н. э., сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь, покорив страну, не смог устоять перед чарами образованной и красивой царицы, которую он утвердил на египетском троне. Вместе с Цезарем Клеопатра торжественно въезжает в Рим, где, согласно египетским обрядам, совершается их бракосочетание. От их брака родился сын и наследник — Цезарион. После гибели Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Клеопатра возвратилась в Александрию, куда вскоре прибыл Марк Антоний, правитель восточной части римского государства, ставший новым возлюбленным Клеопатры. В 31 г. до н. э. Марк Антоний в битве при Акциуме потерпел поражение от своего соперника Октавиана Августа. В 30 г. до н. э. Антоний кончает жизнь самоубийством, а через несколько недель за ним последовала и Клеопатра, предпочтя смерть плену. Октавиан приказал умертвить Цезариона, последнего из Птолемеев, что положило конец XXXIII династии. Египет стал провинцией Римской империи и до 395 г. переживал с ней времена расцвета и упад

2.2. Государственное  устройство

 

      Свои общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до земных правителей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. Подобно богам, фараон должен был стремиться утвердить Маат (порядок) на месте беспорядка. Маат со временем воспринимается также принципом справедливости, на котором строятся правильные человеческие отношения1.

      Боги и земные правители выступают одновременно властелинами и учредителями законов. Египетские визири – главные помощники царей – начиная с Древнего царства выступают в роли жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям наряду с административными и жреческими.

      В древности страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших своих богов и управлявшихся по своим законам. В этих городах поклонялись разным богам богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и одновременно земному воплощению души Осирис быку Апису, богу воды Себеку. Богами плодородия были Исида и Осирис.

     Когда первый фараон Менес объединил Верхнее и Нижнее царства в единое государство, он провозгласил себя Гором, сыном Осириса. Его стали изображать с мотыгой в руках, главным благодетелем крестьян-земледельцев, строителем дамб вдоль нижнего течения Нила и осушителем болот.

     Приблизительно 52 века назад после продолжительного существования многих мелких и враждующих царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое стало важным элементом древнеегипетской цивилизации. Сама эта цивилизация отмечена печатью напряженной, богатой и многосторонней в своих проявлениях духовной жизни – религиозной, сказочной, поэтической, эстетической (скульптура, живопись, архитектура и др.). Ее хронологические рамки исчисляются почти тремя тысячелетиями, на протяжении которых она пережила периоды расцвета, надлома и упадка, а также периоды застоя, замедленных перемен или небольших социальных потрясений.

     Своды египетских законов до нас не дошли, о них дошли только предания: о законах Менеса, о реформах Бокхориса и некоторых других событиях. Однако на основании косвенных исторических свидетельств – мифов, поучений и хвалебных надписей – можно утверждать, что для древнеегипетского законодательства и правосудия характерными были ориентация на провозглашение и реализацию принципов соразмерности наказания тяжести совершенного преступления, принципов истины и справедливости, которые открывали новые возможности в регулировании конфликтов наряду с казуистическим изложением законодательных установлений и требований. Наличие развитой письменности позволяло осуществлять более строгий и надежный учет и контроль в делах административных, налоговых, повинностных и карательных.

Информация о работе Форма государства на Древнем Востоке