Форма государства на Древнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 06:32, курсовая работа

Описание

Первыми в истории великими цивилизациями стали египетская, ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек, Двуречье), индийская и китайская.
Здесь имело место ни с чем не сравнимое развитие деспотизма и обоготворение его притеснительных функций. Лишь в отдельных моментах этот деспотизм может быть обнаружен у жесточайших Цезарей Рима, Людовика XI и Ивана Грозного.

Содержание

Введение 2

Глава I. МЕСОПОТАМИЯ 3
1.1. Характеристика государства 3
1.2. Государственное устройство 4
Глава II. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ 6
2.1. История Древнего Египта 6
2.2. Государственное устройство 12
Глава III. ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 15
3.1. Характеристика государства 15
3.2. Государственное устройство 17
Глава IV. ДРЕВНИЙ КИТАЙ 19
4.1. История страны 19
4.2. Управление империей 21

Заключение 23

Список источников

Работа состоит из  1 файл

Форма государства на Древнем Востоке Древневосточная деспотия.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

     Характерной особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между фараонами, жрецами и крупными вельможами. Фараон чаще всего воспринимался как сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререкаемым авторитетом, но в то же время послушный его воле и символическим указаниям. При этом напоминать ему о божественных велениях были вправе только люди определенного сословия и религиозно-культового ранга, то есть верховные жрецы храмов.

     Статусная власть фараона обреталась в сложной борьбе между представителями различных фракций и слоев господствующего класса, и прежде всего представителей жреческого и бюрократического сословий (сановники, наместники, советники, писцы и др.).

     Во внешних атрибутах фараон отчасти повторял титулатуру божества (как сын бога) – он тоже был владыкой Верхнего и Нижнего Египта, но вдобавок еще носителем многих необыкновенных и полезных способностей: он «владыка познания человеческого», олицетворение истины и справедливости. В одном из обращений к фараону его приравнивают к весам – характерному символу справедливого правосудия, уже существовавшему в юридической мифологии страны. «Ты весы... Твой язык – стрелка весов, твое сердце – гири, твои уста – коромысло»2.

     Большое внимание уделялось  воспитанию послушных и умелых чиновных администраторов. В «Поучениях Птахотепа» (в редакции Среднего царства, XXI-XVII вв. до н.э.) говорилось по этому поводу следующее: «Если ты начальник, отдающий распоряжения многим людям, стремись ко всякому добру, чтобы в распоряжениях твоих не было зла. Велика справедливость, устойчиво все отличное».

     В другом месте этого  же обращения говорилось: «Если ты приближенный царя, заседающий в  совете господина  владыки своего, будь осмотрительным и молчи – это полезнее, чем... Говори лишь после того, как ты осознал, что ты понимаешь суть дела. Это умелец, говорящий в совете. Труднее умная речь, чем любая из работ...».

     Египтяне, как и многие другие древние народы, были солнцепоклонниками. В эпоху Среднего царства верховным божеством становится фиванский бог Амон, который отождествляется с более древним богом солнца Ра и начинает именоваться Амоном-Ра, а фараон объявляется сыном этого бога. Амон-Ра был царем богов и одновременно царем Верхнего и Нижнего Египта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III ИНДИЯ 

     3.2. Характеристика государства 

Первые государства на территории Индии возникли во 11-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада.

   Первое  время большую  роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.

   Органы  племенной администрации  постепенно превращаются в государственные  органы. Занятие высших должностей в государственной  администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя.

   Племенная дружина постепенно перерастала в  постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).

   Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

   Особое  место в истории  Индии занимает магадско-маурийский период (IV-111 вв. до н.э.), отмеченный созданием (впервые в истории Индии) объединенного государства.

   Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий - варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми. Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации.

   Индийские источники, в частности  Законы Ману, дают описание индийских варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения "второго рождения", на которое имели право только свободные

члены общины, называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись "единожды рожденными".

   С окончательным оформлением  рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

   Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.

   Сельская  община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общине объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины.

   Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату.

   Община  еще сохраняла  черты единого  коллектива и старые общеобщинные традиции. Община была в определенном отношении самостоятельна в своих внутренних делах. Свободные жители собирались на собрания и решали различные вопросы управления, хотя все большее значение приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на собрании общинников, затем утверждался государственной властью, превращаясь постепенно в ее представителя. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, хотя постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

   Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, так как именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.

   Рабский труд в решающих отраслях экономики Древней  Индии значительной роли не играл

   Существенной  особенностью древнеиндийского рабства было наличие  государственного законодательства, направленного на ограничение произвола  хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.

   В отличие от Греции и Рима, индийские  рабы могли иметь  семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

   Особенностью   древнеиндийского   рабства   является   его неразвитость, наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

   Несмотря  на особенности рабства  в Древней Индии, по своим основным признакам оно  было похоже на рабство  в Греции и Риме. Наиболее характерная - общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых - отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античных странах, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба. 

   3.2. Государственное  устройство 

   К эпохе Маурьев  уже оформилась концепция "чакравартина" - единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял  во главе государственного аппарата и обладал  законодательной  властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фиксальной администрации, верховным судьей.

   Поскольку при дворе часто  устраивались заговоры, особое внимание уделялось  охране царя. Большое  значение придавалось службе надзора. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень.

   Большую роль при дворе  играл царский  жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

   Большую роль в управлении государством играл  совет царских сановников - паришад. Он существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел могли вместе собираться члены обоих советов.

   Подобную  эволюцию претерпела и сабха - в прошлом широкое по составу собрание знати и представителей народа, выполнявшее очень важные политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом - раджа-сабха была более представительным органом. В нее могли входить и некоторые представители городского и сельского населения В ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе.

   Источники показывают, что даже в периоды особенного усиления монархической  власти сохранялись  институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивают власть царя.

   Территория  государства в  эпоху Маурьев  делилась на провинции, из которых четыре главные провинции  обладали особым статусом. Во главе этих провинций  находились царевичи. Главные провинции  обладали немалой автономией.

     Наряду  с делением на главные  провинции существовало деление на обычные  провинции (джанапады), области (падеши), округа (ахале). Во главе джанапад стояли крупные государственные  чиновники - раджуки. Высокое положение  занимали специальные  чиновники по охране границ 
 
 
 
 

Глава IV. КИТАЙ 

4.1. История страны 

  Китая обычно делится  на ряд периодов, обозначаемых в  исторической литературе  по имени царствующих  династий: период  Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.), период  Чжоу (XI — III вв. до  н.э.). В период Чжоу выделяются особые периоды: Чуньцю (VIII —V вв. до н.э.) и Чжаньго — "борющихся царств" (V—III вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).

Первые  очаги цивилизации  городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп инь-ских племен. В иньском Китае вследствие разложения родопле-менных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники, племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники, превращаемые, как правило, в рабов.

Создание  первоначального  примитивного государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего значительной властью, во-вторых, в образовании административного аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников, жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому способствовали представления о ване как о земном божестве.

Информация о работе Форма государства на Древнем Востоке