Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа
Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.
Введение 3
1. Форма государства, происхождение и сущность 7
2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19
3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38
4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47
Заключение 48
Список использованной литературы 50
Дуалистическая монархия, характеризуясь двойственностью государственной власти, имеет следующие признаки:
Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент - интересы буржуазии и других слоев населения.
Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии с 1871 по 1918 гг.
«Республика - (от лат. res publica, буквально - общественное дело) это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок».14
Общими признаками республиканской формы правления являются:
Выделяются следующие разновидности республиканской формы государственного правления:
Основными органами Афинского государства являлись:
Народное собрание - верховный орган Афин, компетенция которого была обширной:
Совет пятисот представлял собой контрольно-исполнительный орган, в функции которого входило:
Гелиэя была высшим судебным органом, к компетенции которого, помимо дел о преступлениях и злоупотреблениях, относились:
Таким образом, властные
полномочия народного собрания направлялись
Советом пятисот и
Спарта в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранившую некоторые черты родоплеменной организации власти и вклюлчавшую в себя следующие основные органы:
Во главе государства стояли два царя, обладавшие ограниченной и непрочной, хотя и считавшейся пожизненной властью:
Народное собрание в силу существовавшей в нем процедуры играло меньшую, чем в Афинах, роль, но все же преуменьшать ее не следует. Оно занималось:
Совет старейшин обладал следующими полномочиями:
Важнейшими государственными органами Римской республики являлись:
В компетенцию народных собраний в основном входило:
Избираемые народными собраниями цензоры составляли списки членов сената, который обладал, не смотря на свой формально совещательный характер, обширными полномочиями:
Магистратурами в Риме именовались государственные должности, в компетенцию которых входило:
Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном «аристократизме» было бы, видимо, не справедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия, а ее государственная жизнь в основном обеспечивала:
Феодальные республики, складывающиеся в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, возникают в средние века наряду с феодальными монархиями. Эта форма государственного правления является следствием перерастания городского самоуправления в суверенитет. Структура власти в таких городах в основном включала:
Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя, Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не землевладельцы, а купцы и ремесленники.
Поскольку в современном
цивилизованном обществе принципиальных
различий между парламентарной и
президентской формами
Признак |
Парламентская республика |
Президентская республика |
Определение тер |
«Разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту»15 |
«Одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду минас парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства»16 |
Какая ветвь власти сильнее |
Законодательная |
Исполнительная |
Основные функции парламента |
Законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью |
Законодательная деятельность |
Метод избрания главы государства |
Глава государства избирается парламентом или парламентской коллегией. Реже - всем населением страны (Австрия) |
Глава государства избирается всем население страны непосредственно (Франция, Россия) или косвенно, т.е. через коллегию выборщиков (США) |
Полномочия главы государства |
Имеет право роспуска парламента Назначает главу правительства | |
Обнародует законы |
Утверждает законы, подписывая их | |
Издает декреты |
- | |
Является главнокомандующим вооруженными силами | ||
- |
Объявляет чрезвычайное положение | |
- |
Председательствует в правительстве | |
- |
Назначает глав судебной власти | |
Принцип формирования правительства |
Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, входящих в те партии, которые располагают большинством голосов в парламенте |
Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, входящих в его партию |
Ответственность правительства |
Правительство ответственно перед парламентом |
Правительство ответственно перед президентом |
Неотъемлемые особенности |
Правительство правомочно исполнять свои полномочия, только пользуясь доверием парламента |
Президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства (Франция, Индия) |
Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных цивилизованных государствах, способствует возможности гармоничного функционирования всех ветвей власти, основанного на принципе разделения их полномочий, что позволяет избежать произвола какой-либо одной из них.
«Социалистическая республика - особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией».17
Особенности социалистической республики:
Изначально выступая как государственная форма диктатуры пролетариата, социалистическая республика, не приемля ни одной буржуазной формы правления, в корне отличается от республики буржуазной, которая для такой диктатуры не пригодна.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления:
«Парижская коммуна (18 марта - 28 мая 1871г.) - первая пролетарская революция и первое правительство рабочего класса...»18
Считаясь примером новой формы государственного правления, прообразом будущего социалистического государства, она отличилась следующим: