Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.

Содержание

Введение 3

1. Форма государства, происхождение и сущность 7

2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19

3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38

4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Форма государства.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)
  • реализован принцип всеобщего избирательного права;
  • отменены привилегии депутатов и введено право их отзыва;
  • осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц;
  • полностью разрушен старый государственный аппарат, и сформирован новый (вместо армии и полиции - национальная гвардия; новый суд; высший орган - Совет коммуны, избиравших десять комиссий);
  • полностью отвергнут парламентаризм и связанный с ним принцип разделения властей (Коммуна - законодательный, исполнительный и одновременно судебный орган);
  • церковь отделена от государства;
  • принят ряд мер по улучшению материального положения широких слоев населения.

Выводы, сделанные на основе опыта Парижской коммуны Марксом и Энгельсом, были восприняты, развиты и реализованы на практике путем революций последователями марксистско-ленинского учения.

«Республика Советов - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России».19

Разработавший теоретические основы советской республики В.И.Ленин видит  однотипную с Парижской коммуной организацию власти и выделяет следующие  ее признаки:

  • слом старого государственного аппарата и образование таких органов власти, которые обеспечивали бы защиту себя как завоеваний революции при помощи вооруженной силы рабочих и крестьян;
  • совмещение  в Советах как в политической основе государственного строя функций законодательного и исполнительного органа;
  • формирование Советов по принципу открытого классового представительства как Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов;
  • обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, где руководящая роль принадлежит партии рабочего класса.

В ходе исторического  развития Республика Советов, представляющая собой по сравнению с буржуазным парламентаризмом шаг вперед всемирно-исторического  значения (В.И.Ленин), провозгласила  себя в Конституции СССР 1977г. обществом «развитого социализма», а советское государство «общенародным», юридически наделила Советы более широкими полномочиями, но последние, как и раньше, продолжали быть декоративным придатком всемогущественной «партии рабочего класса». Таким образом, Республика Советов превращается в тоталитарное государство, построенное на принципах антидемократического управления обществом и где вся власть принадлежит партийному аппарату, т.е. его немногочисленным руководителям.

«Народно-демократическая республика - разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в исторических условиях Второй мировой войны и после нее в ряде стран Европы и Азии при решающем участии СССР и Советской Армии».20

Как говорится, чем богаты - тем и рады. Именно по такому принципу осуществляется послевоенное преобразование государств, подпавших под влияние СССР (Польша, Венгрия, Болгария, Чехословакия и др.), на основе соответствующих принципов слома..., совмещения..., классовой борьбы и, естественно,  руководящей и направляющей... Поэтому см. п. «Республика Советов».

Российская  Федерация - Россия есть демократическое государство. Это проявляется в том, что в современном российской государстве закрепляется народовластие, поскольку единственным источником власти Конституция признает российский многонациональный народ. Свою власть он реализует в двух формах демократии - представительной и непосредственной. Суть представительной демократии в том, что народ управляет государственными делами через выбранных им Президента, депутатов Государственной Думы, депутатов представительных органов субъектов Федерации и глав администрации, через органы местного самоуправления. Непосредственная демократия проявляется в непосредственном решении каждым гражданином государственных, общественных, производственных, организационных и иных вопросов путем референдумов, обсуждения законопроектов, собраний учредителей и др.

Необходимыми условиями  демократии в нашей стране являются народовластие, разделение властей, плюрализм мнений и многопартийность, нормативное закрепление прав и свобод граждан.

 Россия является  федеративным государством. В основе  федеративного государственного  строя России лежат глубокие  исторические, социально-экономические,  геополитические и этнические  корни.

Сущность российского  федерализма составляют государственная  целостность, единство системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами власти субъектов Российской Федерации, равноправие и самоопределение народов.

Россия есть правовое государство. В основе правового  государства лежат следующие  принципы:

1) верховенство закона, примат права над государством;

2) разделение властей  на законодательную, исполнительную и судебную;

3) ответственность государства  перед своими гражданами;

4) равенство граждан  перед законом, их правовая защищенность.

Россия стала на путь формирования правового государства, но таковым еще не стала. Правовое государство для нашей страны - цель, но пока еще не реальность.

Российское государство  по форме правления представляет собой республику. Это значит, что  высшие органы власти (Президент, Федеральное Собрание) избираются населением страны и ответственны перед ним.

Современные республики, как уже отмечалось выше, делятся  на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом  порядком формирования правительства  и его правовым положением, а также полномочиями главы государства (президента). В парламентарных республиках правительство формируется парламентским большинством, т.е. из членов партии (или коалиции партий), победившей на выборах в парламент. Здесь правительство целиком зависит от парламента: подотчетно ему и в случае выражения ему парламентом недоверия уходит в отставку. Президент в такой республике, если он есть (Италия, Германия), не обладает большими полномочиями и выполняет в основном представительские функции. В президентской республике президент формирует правительство и зачастую возглавляет его. Правительство ответственно перед президентом и парламент не может отправить его в отставку. Президент в такой республике наделен значительными законодательными функциями и является верховным главнокомандующим вооруженными силами.

Изложенное дает основание  считать Россию президентской республикой  с элементами парламентаризма (своего рода смешанная форма правления). Правительство в нашей стране формируется Президентом, но не возглавляется им (есть Председатель Правительства). Государственная Дума может выразить правительству недоверие или отказать в доверии, но решение об отставке правительства принимает в конечном счете президент. Если он не согласится с решением Государственной Думы, а та повторно в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, Президент имеет право распустить Государственную Думу. Он в течение семи дней может принять решение о роспуске Государственной Думы, если она откажет в доверии Правительству, после постановки такого вопроса Председателем Правительства перед Государственной Думой. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, наделен значительными законодательными функциями. Его указы по своей юридической силе значительно выше иных подзаконных актов российского государства и весьма близки к закону.

3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

*из каких частей состоит внутренняя структура государства;

*каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

*как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

*в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме  государственного устройства все государства  можно подразделить на три основные группы:

*унитарное;

*федеративное;

*конфедеративное.

3.1. Унитарное Государство

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

*унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

*на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

*составные части унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

*унитарное государство, на территории которого  проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

*все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

*имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Различия в  степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления.

К унитарным  государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

3.2. Федеративное Государство

Федерация  -  представляет собой добровольное объединение  ранее самостоятельных государственных  образований  в одно союзное государство.

Федеративное  государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием  быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

Федеративное  государство (федерация) - (от позднелат. foederatio - союз, объединение) форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.21

Данная форма государственного устройства является также следствием добровольного объединения нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.22

Основываясь на этом определении  федеративного государственного устройства и учитывая всю его неоднородность в различных странах, можно, тем  не менее, выделить наиболее общие черты, характерные для большинства из них:

  • территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.;
  • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
  • существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • основная общегосударственная деятельность осуществляется союзными государственными органами, которые официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

В зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

  • территориальные (союзное государство);
  • национальные (союз государств);
  • территориально-национальные.

Основное различие между  территориальными и национальными  федерациями состоит в различной  степени суверенности их субъектов.

Территориальная федерация

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов  федерации:

  • центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.23
  • субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;
  • конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;
  • управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Информация о работе Форма государства