Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
• Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников
"Регламентарная
модель" отличается, прежде всего,
статусом регламентирующего
Отличительной особенностью
"традиционного федерализма" является
порядок образования
3. Российская Федерация
Россия - государство с федеративным устройством. В состав Российской Федерации входит 83 равноправных субъекта, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Федеративному устройству РФ посвящена третья глава Конституции. Там же определено, что федеративное устройство РФ основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти её субъектов, а также на равноправии субъектов РФ.
Система органов
государственной власти субъектов
Федерации определяется общими принципами,
устанавливаемыми Федерацией в Конституции.
В каждом регионе имеется
Россия также
подразделяются на 8 федеральных округов,
в каждом из них работает полномочный
представитель президента. Субъекты
Федерации имеют своё административно-
По всем признакам Россия является федеративным государством, но на сегодняшний день многие эксперты беспокоятся, как об обеспечении единства федеративного устройства, так и о "выживания" самого федерализма нашего государства.
3.1 Истоки
федеративной
Для глубокого и всестороннего исследования и понимания современных проблем и тенденций развития Российской Федерации нельзя обойтись без знания её прошлого, процесса её возникновения и развития.
В настоящее время
ведутся споры об исторических корнях
российского федерализма. Часто, исследователи
усматривают федералистские тенденции
в период образования государства
в процессе объединения княжеств,
земель царств. Эта точка зрения
заслуживает внимания, но отличается
высокой степенью гипотетичности и
требует дополнительных историко-правовых
изысканий. Бурбина Ю. В. Истоки федеративной
государственности России // История
государства и права. 2009. №4. С. 7. Процесс
образования государства на Руси
шёл разными путями: добровольные
союзы, спасительные присоединения, не
были исключены и завоевательные
походы. Так постепенно Россия превратилась
в сильное унитарное
Россия была унитарным
государством 1055 лет, т.е. с момента
образования государства в 862 году
и до провозглашения её федерацией
в 1917. Там же. С. 7. За это время был
накоплен богатейший опыт построения
унитарного государства, собрана практика
построения децентрализованного
Идеи российского
федерализма начали формироваться
с XIX века, в обстановке самодержавной
целостности. Появилось множество
публикаций по проблемам автономии
и федерации. Стоит отметить, что
значительная часть большевиков
были сторонниками унитарного государства.
В.И. Ленин первоначально негативно
высказывался о федеративной форме
государственного устройства. Россия
располагала всеми объективными
условиями для децентрализации
в форме федеративного
1917 - январь 1918 года
- переломный период, революция позволяет
проявиться федеративным
Так большевикам удалось создать уникальную государственную, правовую конструкцию, не имевшую аналогов в истории. Специфические черты "федеративной системы" созданной в РСФСР, заключаются в следующем: провозглашение фактически унитарного государства федерацией; субъекты федерации выделялись на территории государства по решению партийного руководства; многообразие форм автономий, фактический статус которых различался лишь в их наименовании; неоднородное федеративное устройство государства. Существовали территории, не входившие в автономии, соответственно не являвшиеся субъектами федерации. Эта часть государства была основана на принципах обычного унитарного государства.
Следующий этап становления государственности связан с созданием нового союзного государства. Параллельно с возникновением РСФСР в 1918 году, на территории бывшей Российской империи возникли формально независимые государственные образования советского типа на Украине, в Белоруссии, Азербайджане и др. Большевикам тогда удалось собрать большую часть территорий Российской империи в единое государство.30 декабря 1922 года на съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Были приняты соответствующие декларации и Договор об образовании союзного государства. Противоречивая конструкция "федерализма" созданная в государстве, требовала теоретического осмысления. Была пересмотрена теоретическая база федерализма. Тогда были заложены основные теоретические расхождения, которые проявляются и сейчас. Многие термины и определения расходятся с западными представлениями о данных явлениях. Советская наука находилась под идеологическим контролем, поэтому адекватного представления о существующем государственном устройстве быть и не могло. В принципе, всем конституциям советского типа был присущ фиктивный характер. Они провозглашали принципы, которых фактически не существовало. В Советском государстве был деспотический принцип власти, говорить о существовании федеративных отношений не приходится. Но государство становилось слишком сложным по своей территориальной структуре, и поэтому жёсткая централизация в управлении тормозила развитие общества.
Кризис государственности
подтолкнул руководство страны к
активным действиям. В середине 80-х
годов по инициативе партийно-государственного
руководства началось обновление экономических
основ и политического
Далее последовала
немедленная реконструкция
3.2 Конституционная модель российского федерализма
Важнейшее значение имело принятие 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации. Вопреки всем скептическим высказываниям она выжила, и вот уже 17 лет Россия живёт по её нормам, постепенно реализую заложенные в ней идеи. Россия определена там, как "федеративное государство" (ч.1 ст.1 КРФ). Сегодня уже можно утверждать, что именно оформление конституционной федерации оказалось в 1990-1993 годах единственным спасением от исчезновения государства.
Рассмотрев выше,
политические и исторические условия,
в которых зарождалась
Конституция 1993 года
фактически установила, что Россия
- это конституционная
3.3 Проблемы Российского федерализма
Россия получила
свой федерализм "сверху" как продукт
договорённости политических элит страны.
Солодухин Ю. Конституционные основы
российского федерализма: неразрешимые
проблемы //Свободная мысль. 2006. № 6.
С. 38. Но всё же, в обозримом будущем
именно федеративное устройство российской
государственности, его совершенствование
должны стать приоритетом
Территориальный фактор можно определить как зависимость управляемого государства от размера его территории. Чем больше территория государства, тем сложнее оно управляется из единого центра.
О.Е. Кутафин указывает на то, что при федерализме "открывается больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву других. В результате образуются многочисленные центры интересов, характеризующиеся своими особенностями, и вместо единообразия создаётся единство в многообразии, что и составляет высшую цель общественного развития". Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 115. Но нельзя не заметить, что на практике образование "многочисленных центров" приводит к конкурентной борьбе между ними, в частности посредством реализации прав, связанных с разным статусом субъектов федерации. Равноправие субъектов Российской Федерации - принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции Российской Федерации. Она специально подчеркивает его важное проявление - равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие, прежде всего, проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации. Нынешняя Конституция Российской Федерации, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре 1992 г. и в тексте прежнего Основного закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено. В то же время имеются различия в государственной организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие, например, своих конституций, высших органов государства, что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д. Кетов Ю.М. Проблемы федеративного устройства государства // Конституционное муниципальное право. 2005. № 9. С. 21 - 23.
Информация о работе Форма территориального-государственного устройства