Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:35, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены основные формы территориального устройства государства - унитарные и федеративные. Особое внимание будет уделяться федерации. Это выделение обусловлено, прежде всего, тем что в России именно эта форма государственного устройства. И на примере Российской Федерации, мы проследим становление федерализма, его основные плюсы и минусы. Рассмотрим, в каких условиях он зарождался.
• Введение
1. Территориальное устройство государства
1.1 Унитарное государственное устройство
1.2 Сложное государственное устройство
2. Федерация
2.1 Модели федерализма
3. Российская Федерация
3.1 Истоки федеративной государственности России
3.2 Конституционная модель российского федерализма
3.3 Проблемы Российского федерализма
3.4 Четыре этапа российского федерализма
3.5 Россия - унитарная Федерация
4. Конфедерация
Заключение
Список использованных источников
Безусловно, нельзя
игнорировать и национальные моменты.
Уникальность и своеобразие Российской
Федерации состоят в сочетании
в себе национального и
Почему одна нация
находится под особой защитой
и гарантией со стороны государства,
а другие нации попадают под общие
условия защиты и реализации своих
прав? Принцип защиты национальных
меньшинств нельзя противопоставлять
другим конституционным принципам
государственного устройства РФ, его
нельзя отрицать, но нельзя и абсолютизировать.
Политика страны не должна идти по пути
национальной обособленности и размежевания,
усиливая эту тенденцию
Складывающееся
национально-государственное
Проблема определения
компетенции федеральных
Федерализм в
его современном прогрессивном
прочтении не противостоит ни идеям
самоопределения народов и
Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 г. сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С од-
ной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Кетов Ю. М. Указ. соч. С. 25 - 26.
3.4 Четыре этапа российского федерализма
За 17 лет конституционного развития России с федерализмом произошли довольно серьёзные метаморфозы. Можно выделить четыре этапа этой трансформации.
Первый этап (1993
- 1995 гг.), можно назвать "стихийным".
Это выражалось, прежде всего, в том,
что "развитие федеративных отношений
в основном зависело от сиюминутных
политических интересов президента".
Саква Р. Российский регионализм, выработка
политического курса и
Второй этап (1996 - 1999 гг.) - федерализм "направляемый". Центр по-прежнему слаб, но уже обретает какой-то контроль над ситуацией. Преимущественно это происходит за счёт уступок требованиям региональных властей и перераспределения полномочий в пользу регионов. В этот период становится очевидным, что как минимум 50 конституций и уставов противоречит федеральной Конституции. Начинается ревизия нормативной базы, в том числе с участием Конституционного Суда РФ.
Третий этап (2000 - 2003 гг.) - так называемая федеративная революция В.В. Путина. В рамках его программы были предприняты такие основные меры, как:
создание федеральных
округов и института
изменение порядка формирования Совета Федерации;
отказ от договоров между федеральным центром и субъектами;
приведение конституций и законодательства субъектов в полное соответствие с федеральной Конституцией и законами.
Стоит отметить, что регионы в целом не противились против путинского курса, понимая необходимость и неизбежность централизации.
Четвёртый этап. В
2004 году фактически начался переход
к административному
3.5 Россия - унитарная Федерация
Для истории европейского
федерализма такой вопрос не стоит.
Ещё в 1962 году немецким правоведом Конрадом
Хессе ФРГ была охарактеризована,
как "унитарная федерация". Такой
вывод связывался с возрастанием
инициативы и влияния Федерации
в сфере законодательной, исполнительной
и судебной властей. Немецкие субъекты
регулировали лишь вопросы культуры,
местной полиции и право общин.
Российская Федерация в отдельных
аспектах ещё более унитарна, чем
ФРГ. В России отношения между
центром и субъектами продолжают
строиться на жёсткой, централизованной
основе. В первую очередь, унитаризация
проявляется в сфере
4. Конфедерация
Традиционно конфедерацию
рассматривают в рамках государственного
устройства с оговоркой, что в
этих случаях речь идет не об устройстве
государства, а о территориальной
организации союза государств. Однако
в последнее время появилась
тенденция к выделению из формы
государственного устройства форм международных
объединений государств. Необходимо
подчеркнуть, что когда речь идет
о форме государственного устройства,
всегда рассматривается организация
власти по территории именного государства,
а не иного образования. Традиционный
взгляд на конфедерацию и иные формы
объединений государств как на формы
государственного устройства основан
на том, что в теории государства
четко не определено место подобным
образованиям, поэтому их рассматривают
в рамках сходного с ними института.
Существуют сторонники точки зрения,
согласно которой форму государственного
устройства следует рассматривать
в широком смысле, тогда можно
полноправно включать в это понятие
и территориальное устройство союзов
государств. Представляется, что такой
подход содержит в себе внутреннее
противоречие. Если в рамках формы
государственного устройства рассматривать
устройство объединений государств,
то мы должны будем прийти к выводу,
что государство и объединение
государств - это практически идентичные
понятия, и это сходство позволяет
нам рассматривать
Однако на международной арене выступают не только государства, но и иные субъекты - различные государственные объедения. В теории международного права они получили название - международные организации. В доктрине международного права резюмируется наличие определенного понятия "международная организация" или по меньшей мере наличие определенных признаков, достаточно адекватно ее характеризующих. И в доктрине международного права, и в международно-правовых договорах, выделяются признаки международной организации. Во-первых, это должна быть постоянно действующая межгосударственная организация. Причем должны быть соблюдены три основных требования для ее учреждения: а) учреждение организации в соответствии с международным соглашением; б) наличие у нее как минимум одного органа управления; в) учреждение организации в соответствии с нормами международного права. Во-вторых, должно существовать разграничение законных полномочий и целей между организацией и ее государствами-членами. В-третьих, международная организация должна обладать законными полномочиями, осуществляемыми на международном уровне. В-четвертых, она основана на принципе суверенного равенства государств-членов, при этом членство в организации подчинено определенным правилам, характеризующим участие государств в деятельности ее органов и представительство государств при организации. В-пятых, международной организации принадлежат привилегии и иммунитеты, обеспечивающие ее нормальную деятельность.
Корме международных
организаций существуют объединения
государств, которые имеют иную правовую
природу и которые ранее
В современной
теории государства и права нет
определения понятия "объединение
государств". В науке достаточно
подробно исследуются проблемы происхождения
государств, его формы, функции, механизм,
которые со своих позиций затрагивают
вопросы межгосударственного
Используя метод сравнительного анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно дать определение понятию "объединение государств" как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.
Таким образом, при характеристике формы государственного устройства, необходимо различать виды форм именно государственного устройства, не смешивая их с формами межгосударственных объединений, поскольку, как было показано, государства и объединения государств имеют разные признаки и правовую природу. В теории государства и права вопрос о формах объединений государств никогда не рассматривался как самостоятельный институт. О нем говорилось как о территориальной организации государств, образующих союз при определении формы государственного устройства. В настоящее время в литературе некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства, обозначив, таким образом, место объединений государств в теории государства и права. Представляется, что рассматривать вопрос о формах межгосударственных объединений необходимо отдельно от института формы государственного устройства. Лоханская О. С. Указ. соч.
Конфедерация - это
союз (сообщество) суверенных государств,
добровольно объединившихся для
удовлетворения определенных общих
интересов и целей
Для осуществления совместных дел в конфедерациях формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения. При этом члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство.
Заключение
Подводя итоги
можно сказать - исторически сложились
две "классические" формы государственного
устройства: унитарное государство
и федеративное государство (федерация).
Конфедерация не является самостоятельным
государством, а всего лишь содружеством,
союзом абсолютно независимых
Информация о работе Форма территориального-государственного устройства