Формирование правового государства и социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является, анализ правового и социального государв в их соотношении.
Цель определила решение следующих задач:
1исследование возникновения и основных признаков правового государства;
2 рассмотрение проблем и перспектив формирования правового государства в России;
3 выявление проблем формирования социального государства в России.

Содержание

Введение......................................................….......................................................3
1 Особенности правового государства…………………………………………...5
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства……………………6
1.2 Основные признаки правового государства…………………………………8
2 Формирование правового государства и социального государства……...19
2.1 Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.................................................................................................................................21
2.2 Проблемы формирования социального государства в России................23
Заключение………………....……………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..27
Список использованных источников.....………………

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание

 

     Введение......................................................….......................................................3

     1 Особенности правового государства…………………………………………...5

     1.1 Возникновение и развитие идеи  правового государства……………………6

     1.2 Основные признаки правового государства…………………………………8

     2   Формирование правового государства  и социального государства……...19

     2.1 Проблемы и перспективы формирования  правового государства в России.................................................................................................................................21

     2.2 Проблемы формирования социального  государства в России................23

     Заключение………………....……………………………………………………25

     Глоссарий………………………………………………………………………..27 

     Список  использованных источников.....……………………………………......29

     Приложение  А Признаки правового государства……………………………...31

     Приложение  Б Общие черты правового государства….………..…………...32

     Введение

 

     В наше время теория государства и  права становится более демократичной. Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве. Знание основ теории государства и права дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.

     Идея  правового государства занимает достойное место в общецивилизационной  гуманитарной мысли потому, что она  сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол. Концепция правового государства призвана определить сферу проявления свободы человека, вмешательство государства в которую признавалось бы не только нецелесообразным, но и противозаконным.

     Целью курсовой работы является, анализ правового и социального государв в их соотношении.

     Цель  определила решение следующих задач:

     1исследование возникновения и основных признаков правового государства;

     2 рассмотрение проблем и перспектив формирования правового государства в России;

     3 выявление проблем формирования социального государства в России.

     Идеи  правового государства нашли  значительное освещение  и развитие в работах современных зарубежных юристов, политологов и социологов, а также закреплены в законодательстве и конституции. Большой вклад в совершенствовании теории правового государства вложили и отечественные ученые. Среди них известны такие как Коваленко А.И., Алексеев С.С., Хропанюк В.Н.и др.

     Основная  часть

     1  Особенности правового государства

 

     Правовое  государство-это всеохватывающая  политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, создающая  условия для наиболее полного  обеспечения прав и свобод человека и гражданина и наиболее последовательного ограничения государственного власти в целях недопустимости злоупотреблений.

     Правовое  государство включает три компонента:  собственно правовой компонент; индивидуально-правовой компонент (права и свободы граждан), организационно-правововой компонент.

     Правовой  компонент выражается в таком правосознании, для которого характерны различение права  и закона и создание на основе этого правосознания правовых законов. Отличительным признаком права является принцип формального равенства, справедливость. Поэтому правовые законы закрепляют справедливость и начала равенства, а не произвол властей и привилегии. Отличительной чертой правового государства по сравнению с так называемым «государством законности» является разработка, принятие и реализация правовых законов, а  не законов, легализующих произвол, бесправие, несправедливость.

     Индивидуально-правовой компонент состоит в утверждении правовой формы и правового характера взаимоотношений между государством и гражданами. Такой характер взаимоотношений основан на установлении взаимных прав и обязанностей государства и граждан. При этом права и свободы граждан рассматриваются не как продукт воли и усмотрения государства, а как объективно складывающиеся отношения, сохранение которых является обязанностью государства.

     Организационно-правовой компонент включает в себя факторы, призванные исключить монополизацию власти, то есть сосредоточение ее в руках одного лица или государственного органа. Такими факторами являются:

  • конституционная регламентация деятельности государственных органов;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • конституционный контроль за деятельностью всех ветвей власти;

     Отличительным признаком правового государства, которые более подробно будут  рассмотрены ниже, являются:

  • наличие гражданского общества;
  • верховенство закона;
  • реальность прав и свобод граждан;
  • разделение властей;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • высокий уровень правосознания и правовой культуры и другие.

     Но  прежде чем говорить о правовом государстве  вообще, необходимо выяснить, когда  же оно зародилось, какова его история, а в частности, как развивались  идеи такого государства. Думаю, что  с этого и стоит начать. 

       1.1 Возникновение и  развитие идеи правового государства 

     Идеи  правового государства всегда волновали  передовых мыслителей древности, средневековья  и современности. Философы, юристы, историки пытались и пытаются понять сущность и содержание правового  государства, определить его основные признаки и назначение.

     Смысл и содержание идеи правового государства  разными мыслителями определялись по-разному. Одни считали, что правовое государство основано на богатстве  определенных слоев общества, на использовании  чужого труда. Другие, как например, известный гуманист Т.Мор, считали, что при частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества. Однако все без исключения мыслители связывали существование правового государства с торжеством гуманизма, законности, добра и справедливости.

     Зачатки теории правового государства прослеживаются еще  в рассуждениях философов, писателей, юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Идеи передовых  мыслителей Древней Греции перекликались  со взглядами древнеримских философов и общественных деятелей.

     В основе современных концепций правового  государства лежат идеи немецкого  философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.) и других европейских просветителей  ХVIII и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

     Надо  отметить, что среди русских философов  идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Основное внимание они уделяют не только характерным признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования. Однако, необходимо заметить, что в доперестроечных работах концепция правового государства рассматривалась лишь в критическом плане. Доказывалось, что данная концепция призвана идеализировать власть буржуазии, представить любое западное государство  как выразителя и защитника всех без исключения слоев общества, стража справедливости, законности и правопорядка, коим оно далеко не всегда является. При этом из поля зрения упускались общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение в рассматриваемой теории, не учитывался факт ее применения против единоличной власти и произвола чрезмерного вмешательства государства в различные сферы общественной и частной жизни.1

     Также следует отметить, что в условиях плюрализма мнений и идеологий можно  по-разному воспринимать идеи правового  государства, однако необходимо признать, что ее основные положения всегда отражали общечеловеческие ценности и  интересы.2 
 

     1.2  Основные признаки правового государства 

     Характеризуя  правовое государство, следует иметь  в виду, что, несмотря на специфические  особенности, оно было и остается государством, то есть, как и любое  государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и так далее.

     Основными отличительными признаками  правового  государства (смотри Приложение А) являются:

    1. верховенство закона во всех сферах жизни общества;
    2. существование гражданского общества;
    3. разделение властей;
    4. взаимная ответственность личности и государства;
    5. реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;
    6. политический и идеологический плюрализм.

     К числу дополнительных факторов и  условий становления правового государства можно отнести следующие:

  • преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций.

          Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами (смотри Приложение Б), которые сводятся к следующему:

  • ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;
  • оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;
  • располагает специальным государственным механизмом;
  • обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;
  • существует благодаря налогам и другим сборам;
  • обладает государственным суверенитетом.

     Коротко рассмотрим основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.

     Экономической основой правового государства  являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных  формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Информация о работе Формирование правового государства и социального государства