Формирование правового государства и социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является, анализ правового и социального государв в их соотношении.
Цель определила решение следующих задач:
1исследование возникновения и основных признаков правового государства;
2 рассмотрение проблем и перспектив формирования правового государства в России;
3 выявление проблем формирования социального государства в России.

Содержание

Введение......................................................….......................................................3
1 Особенности правового государства…………………………………………...5
1.1 Возникновение и развитие идеи правового государства……………………6
1.2 Основные признаки правового государства…………………………………8
2 Формирование правового государства и социального государства……...19
2.1 Проблемы и перспективы формирования правового государства в России.................................................................................................................................21
2.2 Проблемы формирования социального государства в России................23
Заключение………………....……………………………………………………25
Глоссарий………………………………………………………………………..27
Список использованных источников.....………………

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

     Современные государства рассматривают права  и свободы в качестве одной  из основных ценностей, но отнюдь не высших, как сказано в статье 2, Конституции РФ. Ни одна Конституция государств Европейского союза не содержит статьи, аналогичной этой статье. Есть, оказывается, ценности высшего порядка (нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность), нежели права и свободы индивида.8

     Каждому гарантируется судебная защита его  прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции  общего положения (ст.46), но и специальным  закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.

     Правовое  государство предполагает не только признание и закрепление в  законах основ прав человека, но и правовую безопасность личности, ее жизни, здоровья, свободы, защищенность ее прав не только от иных лиц, но и от самого государства, незаконно посягающего на достоинство и права личности.9

     В Российской Федерации гарантируется  государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

     В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире). Это выражается в: нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в  жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.

  1. Политический и идеологический плюрализм

     Отличительный признак правового государства, так как правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции.

Политический  и идеологический плюрализм предполагает наличие неограниченного количества партий и политических движений в  обществе, отсутствие единой господствующей, официальной идеологии, допущение  различных идеологий, связанных  с определенным мировоззрением. Тот и другой плюрализм вытекает из того, что в обществе существуют разные классы и социальные группы. Наряду с общими интересами каждая социальная группа имеет свои специфические интересы. Плюрализм интересов порождает плюрализм политический и идеологический. Каждый социальный слой, класс, группа для выражения и защиты своих интересов создают свои организации. С их помощью пытаются воздействовать на государство в целях принятия последними решений в свою пользу. Политический плюрализм- это определенная форма самоорганизации гражданского общества и средство его воздействия на государственное непременное условие демократии и один из важных принципов правового государства. Это закреплено в статье 13 Конституции РФ.

 

      2 Формирование правового государства

 

     Обычно, касаясь проблем и факторов, определяющих построение правового государства, в числе приоритетных задач указывают  на те из них, которые имеют материальный, осязаемый характер, например институт независимой судебной власти, разделение властей и т.п. Все это верно и не подлежит большому сомнению. И все-таки нужно в какой-то степени сместить акценты и в первую очередь говорить о явлениях идеального свойства. Рассмотрим несколько принципов, без которых существование правового государства невозможно.

     Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. В качестве примера можно привести тот факт, что западный феодализм в весьма ранний период породил из нерегулярно созываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, конкретнее из права вассала на публичный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.

     Материализации  идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут индивидуальными ценностями – ни о каком правовом государстве не стоит и думать.

     Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Если не будет прогрессировать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость.

     Построение  правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным.

     Правовое  государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представляют собой наибольшую общественную значимость. Большие проблемы возникают в том обществе, где в праве и нравственности видят только преграды.

     Одной из главных предпосылок формирования правового государства справедливо  называют наличие институтов гражданского общества.  Более подробно эту  тему я отразила выше, в главе «Основные признаки правового государства». Остается добавить, что рассматриваемый признак отражается в афоризме: «Не человек существует для государства, а государство для человека».

     Формирование  правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики. Опыт всех, без исключения, социалистических стран свидетельствует, что экономический монополизм порождает монополизм политический, то есть  доминирование одной партии, одной идеологии, одной системы ценностей. Современное гражданское общество – это общество с развитой системой рыночных отношений и надежными социальными гарантиями. Право в гражданском обществе уже более не является волей тех, кто обладает экономической и политической монополией, а служит мерой свободы, нормативами равенства и справедливости, компромиссом социальных слоев.

     Формирование  правового государства требует  сбалансированных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, скажем, от политической. Все необходимо увязывать и добиваться параллелизма. 
 
 
 
 

     2.1 Проблемы и перспективы  формирования правового  государства в  России 

     В Конституции Российской Федерации  Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание  высшей ценностью человека, его права и свободы.10

     Вместе  с тем следует признать, что  такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремления к созданию такого государства.11

     Сложившиеся экономические и социальные условия  в нашей стране, рост цен и инфляция, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

     Успешное  формирование правового государства  невозможно без создания реальных условий  для данного процесса. К таким  условиям относятся12:

  1. Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей.

     Предпосылками создания правового государства  в нашей стране являются:

     -  выработка у широких слоев  населения навыков и потребности  для сознательного участия в  управлении государством;

     -  утверждение принципа плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства;

     -  развитие системы самоуправления;

     -  установления прочного правопорядка, законности и конституционности;

     -  утверждение принципов реальной  демократии в сфере экономики, культуры, науки и т.д.

  1. Создание единого, внутренне не противоречивого законодательства.

     В настоящее время многие законы еще  не приведены в соответствии  с Конституцией. Время от времени  возникает конкуренция федеральных  законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам.

     Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных актах. Необходимо только, чтобы подзаконные акты не доминировали в общей системе нормативных правовых актов и не искажали сути и содержание самих законов

  1. Ограничение вмешательства государства в сферу экономики.

     Развитие  частного предпринимательства в  России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства  в экономику посягает на экономическую  свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создании социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономики, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводиться только к налоговому и кредитно-финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

  1. Разработка продуманной национальной политики и эффективных  средств ее реализации.

     В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности  страны. С межнациональными отношениями  связаны вопросы суверенитета, способа  организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Крайние формы национализма и сепаратизма, стремление безответственных националистических сил толкнуть свои народы на путь самоизоляции и выхода из состава федерации порождают почву для межнациональных конфликтов и их разрушительных последствий.

     Таким образом, правовое государство в Российской Федерации может стать реальность в той мере, в какой гражданское общество и органы государства смогут покончить с остатком правового нигилизма, неуважением действующих законов, грубейшим нарушением прав и свобод человека, а также создать эффективно действующее законодательство и систему органов исполнительной власти, способную обеспечить реальное действие законов.

     На  мой взгляд, очевидно, для России путь к правовому государству  не был и не будет никогда простым  и быстрым. Причин тому, как уже можно убедиться, достаточно много. 

     2.2 Проблемы формирования  социального государства  в России 

     Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России:

Информация о работе Формирование правового государства и социального государства