ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 10:56, курсовая работа

Описание

Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгому соблюдению юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ право реализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие реализации права……………………………………………...6
Глава 2. Формы реализации права……………………………………………….7
Глава 3. Применение права, как особая форма его реализации….……….......16
3.1. Понятие применения права и его признаки…….……………………..16
3.2. Стадии правоприменительного процесса..………….……………..... 20
3.3. Акты применения права, их виды. Отличие от нормативно-правовых актов………………………………………………………………………………24
3.4 Требования к правоприменительной деятельности………………..….28
Глава 4. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права…..…………...32
Заключение …………………………………………………………………...… 35
Библиография ……………………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

формы реализации права.docx

— 69.87 Кб (Скачать документ)

  Цель  применения права – удовлетворение не личных потребностей правоприменителей  и не только потребностей лиц, реализующих  права и обязанности, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому  правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью  по сравнению с другими формами  реализации права.

  Во-вторых, применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в  подобных правоотношениях различно. 
Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового отношения в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации. «Оказать содействие, принудить к реализации правовых норм, возложить ответственность в случае нарушения правовых норм и т. п. – такова задача субъектов правоприменения».

  Субъект правоприменения – это наделённый государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных  отношений, которому принадлежит ведущая  роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при  помощи акта применения права.

  В-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных  процессуальным законом формах. Это  способствует укреплению законности и  правопорядка в обществе, обеспечению  защиты интересов личности.

  В-четвёртых, применение права как самостоятельная  форма реализации – сложная, поскольку  её осуществление проявляется в  сочетании с иными формами  реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении  друг в друга.

  В-пятых, применение права – это не одноактное действие, а определённый процесс, имеющий  начало и окончание и состоящий  из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств  дела, юридической основы дела и  т. д.).

  В-шестых, применение права сопровождается всегда вынесением индивидуального акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.

  Необходимость применения права в определённых сферах общественных отношений диктуется  природой и характером этих отношений. В частности: а) когда правоотношение не может появиться без властного  веления государственного органа или  должностного лица (призыв граждан  на действительную военную службу, назначение пенсии и т. д.) б) когда  возникает спор о праве и стороны  сами не могут прийти к согласованному решению (раздел судом имущества) или существует препятствие для реализации субъективных прав и юридических обязанностей; в) когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми. Только в судебном порядке, например, можно признать гражданина умершим или безвестно отсутствующим; г) когда общественное отношение в силу его особой социальной или личной значимости должно пройти контроль со стороны соответствующих органов государства с целью проверки его правильности и законности (регистрация избирательной комиссии кандидата в депутаты, регистрация автотранспорта в органах ГИБДТ, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения и т. д.); д) когда совершено правонарушение и лицо привлекается к юридической ответственности.

  Всё изложенное позволяет сделать вывод, что применение права 
– важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности. Под применением права следует понимать осуществляемую в специально установленных законом формах государственно-властную, организующую деятельность компетентных органов по реализации норм права в конкретном случае и вынесении индивидуально-правовых актов (актов применения права).
 
 

  3.2. Стадии правоприменительного процесса.

  Применение  норм права – сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела. Вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Третья стадия – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

  1. Круг фактических обстоятельств,  с установления которых начинается  применение права, очень широк.  При совершении преступления  – это лицо, совершившее преступление, наступившие вредные последствия,  характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при  возникновении гражданско-правового  спора – обстоятельства заключения  сделки, её содержание, действия, совершённые  для её исполнения, взаимные претензии  сторон и т. д.

  Фактические обстоятельства, как правило, относятся  к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными  следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетеля, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и  т. д.). Эти документы и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

  Сбор  доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к  представлению заинтересованным лицом  необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной платы и др.

  К доказательствам, с помощью которых  устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

  Требование  относимости означает принятие и  анализ только тех доказательств, которые  имеют значение для дела, т. е. способствуют установлению именно тех фактических  обстоятельств, с которыми применяемая  норма права связывает наступление  юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный  суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к  рассматриваемому делу.

  Требование  допустимости гласит, что должны использоваться лишь определённые процессуальными  законами средства показывания. 
Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомлённости (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п.1 ст.79 УПК).

  Требование  полноты фиксирует необходимость  установления всех обстоятельств, имеющих  значение для дела. Их неполное выяснение  является основанием к отмене или  изменению решения ссуда (п.1 ст.306 ГПК), приговора (п.1 ст.342, 343 УПК).

  2. Сущность юридической оценки  фактических обстоятельств, то  есть их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти,  выбрать именно ту норму, которая  по замыслу законодателя должна  регулировать рассматриваемую фактическую  ситуацию. Этот поиск происходит  путём сравнения фактических  обстоятельств реальной жизни  и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чём тут трудности?

  Основная  трудность заключается в том, что деяние не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, пространстве и по кругу лиц.   Например,  определяя  действие   закона   во

времени, надо соблюдать следующие правила: ''Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.'' (ч.1 ст.54 Конституции РФ); ''законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.(ст.57 Конституции РФ.); ''Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1 ст.4 ГК РФ) и т. д. Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации, – когда начинают ''подгонять ''факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

  Анализ, толкование избранной нормы права  предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативно- правового акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его  первоначальной редакции, а также  с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы.

  3. Содержание решения по юридическому  делу определяется главным образом  его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении  решения правоприменитель руководствуется  требованиями диспозиции (санкции)  применяемой нормы. Вынесение  решения по делу нужно рассматривать  в двух аспектах.

  Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся  в оценке собранных доказательств  и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной  юридической квалификации в определении  для сторон или виновного юридических  последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

  Во-вторых, решение по делу представляет собой  документ – акт применения права, в котором закрепляется результат  умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются  юридические последствия для  конкретных лиц.

  Правоприменительное решение играет особую роль в механизме  правового регулирования. Ранее, уже  отмечалось, что юридические нормы  и возникающие на их основе субъективные права и юридические обязанности  обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется  именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения  могут быть исполнены в принудительном порядке.

  Возможность принудительного исполнения актов  применения права обуславливает  их особенности и предъявляемые  к ним требования обоснованности и законности. 
 
 
 

  3.3.  Акты применения права: понятие и виды

  Официальной формой и итогом выражения правоприменительной  деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта  разновидность правовых актов характеризуется  определёнными специфическими чертами, из которых основными, можно назвать  следующие:

  Во-первых, акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Содержащиеся в  нём конкретные предписания имеют  обязательное значение для всех, к  кому они относятся, и в необходимых  случаях могут быть реализованы  принудительным путём (решение суда о возвращении гражданином взятое во временное пользование вещи обязательно  для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несёт ответственность  как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.)

  Во-вторых, акт применения – это индивидуальный правовой акт. 
Он относится к строго определённым лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. 
Нормы права реализуют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере её действия. Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-правовые акты не содержат правовые нормы. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или органами имеют разовое значение. В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства не включаются.

  В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строго соответствии с законом, опираться на определённые нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменён.

  В-четвёртых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме  и имеют точное наименование. Закон  предусматривает строго определённый порядок издания и оформления индивидуально-правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными  органами, должны иметь следующие  обязательные элементы: 
1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат. 
2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела. 
3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения. 
4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения. 
Каждый правоприменительный акт имеет строго определённое наименование: приговор, приказ, постановление, распоряжение. 
Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. 
1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на: а) акты государственных актов и общественных организаций; б) акты главы государства – Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления; г) акты органов власти и управления субъектов РФ; д) акты органов правосудия; е) акты органов прокуратуры; и) акты органов надзора и контроля; ж) акты коллегиальные и единоличные. 
2. По предмету правового регулирования, т. е. По отраслям применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты применения материального и процессуального права. 
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить: а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения; б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершённое правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению. 
4. По функциональному признаку, то есть по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида: а) акты- регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объём их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения; б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение.

Информация о работе ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА