Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:59, курсовая работа
Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития.
Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности.
Введение
Основная часть.
Глава 1. Понятие функций государства:
1.1. Понятие функций государства
1.2. Виды функций государства
Глава 2. Функции государства:
2.1. Внутренние функции государства
2.2. Внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение
Во второй половине XX столетия в
самих классах произошли
Итак, по причинам (источникам) возникновения
функции государства можно подразделить
на:
а) функции, вытекающие из классовых противоречий
(подавление сопротивления эксплуатируемых
классов и др.);
б) функции, вытекающие из потребностей
общества в целом (обеспечение правопорядка,
охрана природы и окружающей среды и др.)
1. Экономическая функция выражается
в выработке и координации государством
стратегических направлений развития
экономики страны в наиболее оптимальном
режиме.
Существует два основных экономических
метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточно
2) создание наиболее благоприятных условий
хозяйствования в приоритетных отраслях
экономики, развитие которых дает наибольшую
выгоду обществу в целом.
Экономическая деятельность современного
правового государства имеет следующие
направления:
1) государственное воздействие на экономическую
жизнь общества в целом, что выражается
в формировании государством бюджета
и контроле за его расходованием; в составлении
программ экономического развития в масштабе
страны; в финансировании программ промышленных
и научных исследований;
в выдаче субсидий
производителям материальных благ для
стимулирования производства. В государственном
регулировании экономических процессов
участвуют высшие и местные органы государственной
власти, а также специализированные учреждения.
Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное
бюро, Совет экономических консультантов,
Национальное управление трудовых отношений,
Федеральная резервная система и другие.
Они входят в аппарат президента страны.
Экономическая функция государства в
основном заключается в регулятивных,
стимулирующих, консультационных действиях,
но ни в коем случае не в создании распределительных
или запретительных механизмов. В современном
гражданском обществе только хозяйственные
единицы и трудовые коллективы (производители)
могут решать, какие органы государственного
и хозяйственного управления им нужны,
в чем должны состоять функции этих органов,
сколько им платить и за какие услуги.
2) Экономическая деятельность государства
выражается также в непосредственном
хозяйственном руководстве государственным
сектором экономики (на государственных
предприятиях, в учреждениях, заведениях).
Здесь государство само выступает собственником
средств производства, производителем
материальных благ и услуг. Методы его
влияния на экономические отношения, складывающиеся
в этом секторе экономики, принципиально
не отличаются от общих методов государственного
регулирования экономических процессов
в стране.
2. Социальная функция государства призвана
обеспечить социальную защищенность личности,
нормальные условия жизни для всех членов
общества вне зависимости от их непосредственного
участия в производстве благ.
В правовом государстве распределение
материальных благ осуществляется и помимо
свободного эквивалентного обмена между
производителями и потребителями. Его
социальная политика предполагает, во-первых,
распределение социальных благ независимо
от трудового вклада в цепях обеспечения
достойного уровня жизни для тех, кто в
силу различных объективных причин не
может полноценно трудиться (больным,
инвалидам, пожилым людям, студентам, детям).
Во-вторых, государство выделяет необходимые
средства на здравоохранение, культурный
отдых, просвещение, строительство жилья,
четкую работу транспорта и связи. Тем
самым обеспечивается надлежащая реализация
прав граждан на охрану здоровья, на отдых,
на жилище, на образование, на пользование
достижениями культуры, то есть тех социальных
прав, которыми должны в максимальном
объеме пользоваться все граждане государства.
Становление социального правового государства
проходит сложный и болезненный путь.
Первоначально развитие и обогащение
общества ведет к расслоению его на бедных
и богатых. Формально провозглашенное
равенство воспроизводит неравенство
материальное, порождающее кризис и острые
социальные конфликты в обществе. И лишь
постепенно правовое государство приобретает
черты государства социального, дополняет
формальные гарантии свободного развития
личности материальными гарантиями социальной
защищенности. В целом же современное
правовое государство гарантирует реальную
социальную защищенность всем, кто находится
в экономически невыгодном положении,
и постоянно увеличивает ассигнования
на социальные нужды всего населения страны.
Только в условиях свободы и экономической
самостоятельности производителей материальных
и духовных благ государство в состоянии
проводить справедливую социальную политику
в отношении населения страны.
3. Функция финансового контроля выражается
в выявлении и учете государством доходов
производителей. По закону часть этих
доходов в виде налогов направляется в
государственный бюджет для удовлетворения
социальных и других общегосударственных
нужд. Государство осуществляет контроль
над правильностью расходования налогов.
Высший финансовый контроль над доходами
и расходами является, как отмечалось,
прерогативой парламента. На местах эти
функции выполняют местные органы государственной
власти. Во всех государствах широкими
правами такого контроля обладают министерства
финансов. В Англии, например, контроль
над распределением между ведомствами
средств государственного бюджета и их
использованием осуществляет Ведомство
контролера и главного аудитора совместно
с министерством финансов. В качестве
специального органа финансового контроля
в США функционирует Генеральное управление
отчетности, возглавляемое главным контролером,
который назначается президентом и может
быть смещен только по решению обеих палат
Конгресса. Во Франции соблюдение всеми
государственными органами финансовой
дисциплины в центре и на местах контролирует
Счетная палата. Отчеты Счетной палаты
направляются президенту Франции, решение
ее можно обжаловать только в Государственный
совет. Министерство финансов через финансовых
инспекторов непосредственно контролирует
государственные органы и учреждения
по вопросам бюджета и сметы. Во Франции
имеются также инспекции социального
обеспечения, просвещения, мостов и дорог,
лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют
доходы и расходы денежных средств государственным
и частным секторами.
Специфические функции финансового контроля
осуществляют государственные таможни,
которые контролируют провоз материальных
ценностей через государственную границу
и взимают таможенные сборы и пошлины.
Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых
через границу под контролем таможенных
ведомств, идет в доход государства.
Эффективный финансовый контроль позволяет
государству накапливать определенные
средства с целью их дальнейшего использования
в интересах общества.
4. Функция охраны правопорядка (правоохранительная)
- это деятельность государства, направленная
на обеспечение точного и полного осуществления
его законодательных предписаний всеми
участниками общественных отношений.
В правовом государстве, где общественная
и государственная жизнь строится на основе
справедливых законов, интересы общества,
государства, личности охраняются от любых
незаконных посягательств. В центре правоохранительных
действий государства находится в первую
очередь личность, личность как гражданин,
как член общества, как свободный индивид,
а также само государство и его различные
структуры. Поэтому, охраняя законные
права и интересы личности, государство
одновременно охраняет свои интересы,
интересы всего общества.
Борьба с правонарушениями - важная, но
не главная сторона правоохранительной
деятельности государства. Государство
призвано реально обеспечить правопорядок,
в том числе с помощью специальных органов
(суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок
в общественной жизни, который бы полностью
отвечал требованиям правовых норм, заложенным
в них началам свободы и справедливости.
Поддержание стабильного правопорядка
в стране - задача всего государства, всей
системы его органов. Принудительная сторона
государственной деятельности постепенно
утрачивает свою силу при гармоничных,
объективно обусловленных экономических,
политических, социальных и нравственных
отношениях граждан и государства. Она
преобразуется в правовой порядок цивилизованного
общества.
5. Природоохранительная (экологическая)
функция - жизненно важная деятельность
любого современного государства, мирового
сообщества в целом. Земля как объект совместного
проживания требует к себе наиболее рационального
и нравственно чуткого отношения. В современных
государствах разработано обширное природоохранительное
законодательство, которое четко регулирует
деятельность людей и различных организаций
в области использования природной среды
(приняты законы об охране животного мира,
атмосферного воздуха, природных ресурсов,
вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны
и действуют национальные программы по
охране окружающей среды, предусматривающие
применение активных мер воздействия
к нарушителям ее целостности, вплоть
до полного устранения источников загрязнения
или вредных отходов производства. В США,
например, действует Закон о национальной
политике в области охраны окружающей
среды, разработаны долгосрочные программы
по предупреждению загрязнения атмосферы,
водоемов и почвы производственными и
бытовыми отходами. Предусмотрены конкретные
предупредительные меры по ограждению
окружающей среды от отрицательного влияния
деятельности людей. При президенте США
функционирует консультативный орган
- Совет по качеству окружающей среды,
действует также Федеральное агентство
по охране природного мира, наделенное
широкими полномочиями по контролю за
выполнением природоохранительного законодательства.
В Великобритании, Казахстане, России,
на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции и других
странах существуют специализированные
министерства и ведомства по контролю
и регулированию деятельности в области
окружающей среды, функционирует целая
система законодательных актов, которые
предусматривают жесткие меры юридической
ответственности за нарушения их требований.
Наряду с высшими и местными органами
государственной власти контроль за точным
и строгим соблюдением природоохранительного
законодательства осуществляют и органы
прокурорского надзора.
6. Гуманитарная функция государства налагает
на него особую ответственность за развитие
науки, культуры, образования.
К основным функциям государства относятся:
управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества) и охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния) функции
2.2.Внешние функции государства
ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.
Важное место в
Экономическое сотрудничество эффективно
осуществляется в рамках сообщества
тех государств, которые территориально
связаны друг с другом. В качестве
примера можно привести Европейское
сообщество, целью которого является
достижение всестороннего сотрудничества
в экономической, политической и
военной областях; постоянное и равномерное
развитие; скорейшее повышение уровня
жизни; более тесные связи народов,
входящих в данное содружество государств.
Эти государства договорились устранить
все ограничения в торговле между
ними, ввести общий таможенный тариф
в торговле с третьими странами,
устранить препятствия для
Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.
В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.
Европейское сообщество имеет общие
межгосударственные законодательные,
исполнительные и судебные органы,
компетенция которых ограничена
взаимными интересами объединившихся
государств. Подобные межгосударственные
образования обладают конфедеративными
и отчасти федеративными
Возникшее в 1991 году Содружество Независимых
Государств (СНГ) строится в основном
на принципах экономического сотрудничества,
вне которого существование бывших
субъектов Союза Советских
Основным международным
Содействуют поддержанию политической
стабильности и безопасности в мире
и региональные международные организации:
Лига арабских государств, Организация
африканского единства, Организация
американских государств и другие.
Многие вопросы политического
Культурное и научно-
Сотрудничество в области
Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
К внешним функциям государства относятся:
1) оборона страны;
2) взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
3) межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
4) культурное и
научно-техническое
2.3. Формы осуществления функций государства
Принято различать
правовые и организационные формы
осуществления функций
Правовые формы деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации, другими нормоустанавливающими актами. К правовым формам относятся:
1)правотворческая - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;
2) правоприменительная - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;
3) правоохранительная
- деятельность по защите прав
и свобод человека и
Формы осуществления
функций государства - это однородная
деятельность органов государства,
посредством которой
Процесс функционирования
Исполнение своих функций
Исследователи государственно-правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:
по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
а) по значению: на основные и неосновные,
б) по видимости: на явные и латентные,
в) по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
Информация о работе Функции государства и формы их осуществления