Функции государства и формы их осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития.
Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности.

Содержание

Введение
Основная часть.
Глава 1. Понятие функций государства:
1.1. Понятие функций государства
1.2. Виды функций государства
Глава 2. Функции государства:
2.1. Внутренние функции государства
2.2. Внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.43 Кб (Скачать документ)

 
Во второй половине XX столетия в  самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс - стабилизирующий фактор общества. Это отразилось на функциональной деятельности государства: функции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления изменились. 
 
Итак, по причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:  
 
а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);  
 
б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.)

 
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. 
 
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

 
1) определенная и достаточно жесткая  налоговая политика, которая позволяет  государству успешно решать его  социальные задачи, а также перераспределять  часть национального дохода в  целях более сбалансированного  развития производительных сил  общества; 
 
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом. 
 
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления: 
 
1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований;

в выдаче субсидий производителям материальных благ для  стимулирования производства. В государственном  регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны. 
Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги. 
 
2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране. 
 
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. 
 
В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в цепях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. 
 
Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны. 
 
Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны. 
 
3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходования налогов. 
 
Высший финансовый контроль над доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль над распределением между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственным и частным секторами. 
 
Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства. 
 
Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества. 
 
4. Функция охраны правопорядка (правоохранительная) - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества. 
 
Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить правопорядок, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества. 
 
5. Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США функционирует консультативный орган - Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства. 
 
В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора. 
 
6. Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.   

 К основным функциям государства относятся:

управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для  поддержания нормальной жизни и  развития общества) и охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния) функции   

2.2.Внешние функции государства 

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ государства представляют собой основные направления его  деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние  задачи государства: установление и  поддержание нормальных отношений  с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с  другими государствами — это  разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства  с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень  развития общества объективно требует  интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих  усилий для более эффективного решения  внутренних проблем каждого государства  в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам  не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен  новейшими технологиями, координация  товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций  и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе  имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сферой международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское  сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и  военной областях; постоянное и равномерное  развитие; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранить  все ограничения в торговле между  ними, ввести общий таможенный тариф  в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области  транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции  и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций  со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее  время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономическом  неполитическом союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились к 1 января 1999 года перейти  к общей валюте и единой системе  обороны. В рамках сообщества функционирует  ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий  общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и  другие).

Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров  между государствами. Однако такое  сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие  межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные  и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых  Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних  органически неразрывных экономических  взаимосвязей. Переход к более  организованному государственному сотрудничеству между ними в области  политической, социальной, культурной и других — дело времени, разумного  использования опыта мировой  цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности —  постоянный орган ООН. В его компетенцию  входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и  безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация  африканского единства, Организация  американских государств и другие. Многие вопросы политического характера  государства решают непосредственно  дипломатическим путем, на основе дву  или многосторонних переговоров.

Культурное и научно-техническое  сотрудничество осуществляется в различных  формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной  энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между  государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной  организацией демократической молодежи, Международным советом научных  союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В  рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляются обмен  научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной  и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам  науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями  культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию  нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет  всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических  условий, которые необходимы для  существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как  по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области  космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Внешняя деятельность государств современности  базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности  всех народов, входящих в мировое  сообщество. 

К внешним функциям государства  относятся:     

1) оборона страны;

2) взаимовыгодное  сотрудничество с зарубежными  странами;

3) межгосударственное  экономическое и политическое  сотрудничество государств; 

4) культурное и  научно-техническое сотрудничество.

   

2.3. Формы осуществления  функций государства       

Принято различать  правовые и организационные формы  осуществления функций государства, которые реализуются его органами, должностными лицами.

Правовые формы  деятельности государства определены Конституцией РФ, федеральным законодательством  и законодательством субъектов  Федерации, другими нормоустанавливающими  актами. К правовым формам относятся:

1)правотворческая  - деятельность по подготовке и изданию нормативных актов, способствующих осуществлению той или иной функции государства;

2) правоприменительная  - деятельность по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права; это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

3) правоохранительная - деятельность по защите прав  и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений  и привлечению к юридической  ответственности виновных лиц  и т.п.

Формы осуществления  функций государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

 Процесс функционирования государства  предполагает определенное воздействие  его на отдельные институты  и элементы, общественные отношения  и человека. Посредством этого  воздействия государство исполняет  свои функции.

Исполнение своих функций государством, предполагает определенные изменения  в общественных отношениях и институтах. Может происходить стабилизация общества, либерализация экономики  и т.д. Соответственно значение функций  государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в  государстве и обществе.

Исследователи государственно-правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

а) по значению: на основные и неосновные,

б) по видимости: на явные и латентные,

в) по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

Информация о работе Функции государства и формы их осуществления